Найти в Дзене

Гадания: не развлечение, а разговор с судьбой

Представьте: в избе — тишина. Огонь в печи почти потух. За окном — метель или морозная лунь. Девушки сидят у стола. На столе — зеркало, воск, вода в миске, горсть пшена. Никто не смеётся. Никто не шепчет «ну что там».
Они ждут. Не чуда. А — знака. Гадания в святки Гадание в Святки — не игра. Это был акт серьёзный, почти священный. Как исповедь. Как обет. Как шаг в темноту — с верой, что там кто-то ответит. Почему — только в Святки? Не случайно. Церковь и народ сходились в одном: в эти дни граница тоньше. В «Толковой Библии» митрополита Макария (т. 4, 1860) — объяснение: «От Рождества до Крещения — двенадцать дней, подобных двенадцати месяцам года. В них, по преданию, решается, что будет в каждом месяце грядущего года. Ибо Господь, родившись, открыл дверь между небом и землёй — и в ту щель может проникнуть и свет, и тень». Эту мысль подтверждают и народные поверья, записанные Д. К. Зелениным в 1913 г. (Вологодская губ.): «Гадать можно только в Святки — с 25 декабря по 6 января. В други
Оглавление

Представьте: в избе — тишина. Огонь в печи почти потух. За окном — метель или морозная лунь. Девушки сидят у стола. На столе — зеркало, воск, вода в миске, горсть пшена. Никто не смеётся. Никто не шепчет «ну что там».
Они
ждут. Не чуда. А — знака.

Гадания в святки
Гадания в святки

Гадание в Святки — не игра. Это был акт серьёзный, почти священный. Как исповедь. Как обет. Как шаг в темноту — с верой, что там кто-то ответит.

Почему — только в Святки?

Не случайно. Церковь и народ сходились в одном: в эти дни граница тоньше.

В «Толковой Библии» митрополита Макария (т. 4, 1860) — объяснение:

«От Рождества до Крещения — двенадцать дней, подобных двенадцати месяцам года. В них, по преданию, решается, что будет в каждом месяце грядущего года. Ибо Господь, родившись, открыл дверь между небом и землёй — и в ту щель может проникнуть и свет, и тень».

Эту мысль подтверждают и народные поверья, записанные Д. К. Зелениным в 1913 г. (Вологодская губ.):

«Гадать можно только в Святки — с 25 декабря по 6 января. В другие дни — духи не слышат. А в Святки — слышат. Только надо молчать после полуночи. Кто заговорит — того свой голос в воде услышит, а не судьбу».

Как гадали — не «методы», а обряды

Каждое гадание было ритуалом, где каждое действие — имело значение. Ошибка — и знак — не придёт.

Воск в воде — «лик грядущего»

Самый распространённый способ — выплавление воска. Но не просто «расплавил и вылил».

В записях села Городище (Псковская обл., 1897 г., архив РГО):

«Растапливают воск в ложке над свечой. Вторая девушка держит миску с водой, прикрытую левой рукой. Первая — произносит:
„Судьба-матушка, покажи, кто мне суженый. Не по злобе, не по шутке — по правде вековой“.
И выливает воск в воду.
Смотрят на отливок:
голова — жених будет;
лошадь — дорога, переезд;
крест — болезнь или монашество;
кольцо — свадьба в году.
Если воск — сплошной ком — „судьба молчит“. Тогда — до следующих Святок»
.
-2

Важно:
Воск брали
церковный — от просвир. Считалось: он «чист», не несёт чужой грех.
Воду —
из реки, набранную в Крещенский сочельник (18 января), но до освящения. Она — «ещё не святая», но — «уже просветлённая».

Зеркало и свеча — «увидеть жениха»

Не «зажечь свечу и посмотреть». Это — вход в другой мир.

Из дневника гувернантки Е. В. Оболенской (Москва, 1842 г.):

«Девицы накрывают стол чёрной материей. Ставят два зеркала напротив друг друга. Между ними — свеча. Садится одна, остальные молчат. Она смотрит в зеркало и считает вслух до 12. На 12-м — должна увидеть лицо суженого…
В прошлом году Аннушка увидела незнакомца — высокого, с усами. Через полгода вышла за поручика Н., только что приехавшего из Оренбурга. Так и был — с усами.
А Даша — увидела себя старухой. Три года никто не сватал. А теперь — молчит»
.

Почему два зеркала? Чтобы создать бесконечную перспективу — как «туннель во времени». И — чтобы не увидеть своё отражение. Потому что себя видеть — к одиночеству.

Гадание на зеркалах
Гадание на зеркалах

Сны на каше — «судьба во сне»

Это — не «положить под подушку». Это — жертва и вопрос.

В сборнике В. И. Даля «Пословицы русского народа» (1862), примечание к пословице «Судьба — не каша, не расхлёбаешь»:

«В Крещенский сочельник варили кашу из семи круп — пшено, гречка, овёс, ячмень, горох, чечевица, пшеница. Ели — не всю, а по ложке. Остаток — клали под подушку. Ложились в избе, где окна не занавешены — чтобы лунный свет пал на лицо. И просили:
„Судьба-матушка, присни, что быть. Не лестью, не ложью — правдой“.
Утром — кашу отдавали корове. И — не рассказывали сон, пока не сбудется. А то — сглаз»
.
Судьба — не каша, не расхлёбаешь
Судьба — не каша, не расхлёбаешь

А что Церковь? Не была против гаданий?

Церковь не одобряла, но не смогла искоренить.

В «Наказе духовным отцам» Святейшего Синода (1884 г.) — чётко:

«Пастырям внушить прихожанам: гадание — грех, ибо есть дерзновенное проникновение в тайны, Богом сокровенные. Но если юные девицы гадают в Святки — не гневаться, а наставить: „Лучше молись Богородице — Она скорее ответит, чем воск в воде“»
(РГИА, ф. 796, оп. 421, д. 88).
Лучше молись Богородице — Она скорее ответит, чем воск в воде
Лучше молись Богородице — Она скорее ответит, чем воск в воде

То есть — не осуждать, а перенаправить. Потому что знали: запрет — не поможет. Страх перед будущим сильнее страха перед грехом.

Почему гадали — даже зная, что грех?

Потому что жизнь была хрупка.

В крестьянской деревне:
→ выходить замуж — не «по любви», а по расчёту,
→ не знать, будет ли урожай,
→ не знать, вернётся ли муж с войны,
→ не знать, выживет ли ребёнок.

Гадание — была попытка взять хотя бы часть под контроль. Не судьбу — а понимание.
Как писала в 1927 году этнограф А. А. Шахматова после экспедиции в Тамбовскую губернию:

«Одна старуха сказала мне: „Мы не верили, что воск скажет правду. Но верили — что, делая обряд, мы показали, что готовы. А кто готов — тому помощь приходит. Не от воска — от людей, от случая, от Бога. А обряд — как молитва без слов“».

Вывод — как в старинной загадке: ясно, но не до конца

Гадания в Святки — не развлечение, а ритуал подготовки к будущему.
Каждый элемент — имел смысл: воск — чистота, вода — глубина, зеркало — граница, каша — жертва.
Даже Церковь не могла искоренить их — потому что они отвечали на главный вопрос: «Что будет?» — когда ответа не было ни в книгах, ни в указах, ни в погоде.
Самое важное — не
что увидели, а как к этому отнеслись: с надеждой, с мужеством, с молчанием.

Как записано в деревне Лужки (Новгородская обл., 1914 г.):

«Марфа увидела в воске — крест. Плакала три дня. Потом сказала: „Значит, не за мужа, а за дело стану. Открою школу“. И открыла. А крест — не смерть. Был на стенах школы — распятие. Она его повесила: „Пускай дети знают — правда — тяжёлая, но светлая“».

Именно так — не в страхе перед будущим, а в готовности к нему — и гадали наши предки.

Подарки: не вещи — знаки

Представьте: вы получаете подарок. Что первое — мелькнёт в голове?
«О, какая красивая упаковка!»
«А что внутри?»
«Сколько стоит?»

А раньше — спрашивали иначе:
«Что это значит?»

Потому что подарок — был словом. Не «спасибо», а — желание, написанное руками.

До XIX века: дарили — не в Новый год, а в Святки. И — не всем

В «Домострое» (середина XVI века) — глава «О даянии в праздники»:

«В Рождество и в Святки подобает давать нищим и сиротам: хлеб, мёд, орехи, платки ветхие, но чистые. Детям — пряники с надписью „Христос Рождается“, или яблоко мочёное. Но — не в долг, не в обмен, а в милость. Ибо кто даст — тому воздастся не здесь, а там»
(Гл. 69).

Обратите внимание:
Подарки — не для всех, а для нуждающихся.
Детям — символы:
 –
пряник с надписью — не сладость, а благовест («Христос Рождается» — не просто слова, а возвещение),
 –
яблоко мочёное — знак вечной жизни (яблоко — как в Эдеме, но спасённое через труд — мочение на зиму).
Нет упоминаний о подарках между равными — супругам, друзьям. Это появится позже.

Подарки — не для всех, а для нуждающихся.
Подарки — не для всех, а для нуждающихся.

XIX век: когда подарки стали «личными»

С приходом ёлок (1810-е) — пришёл и подарок под дерево. Но — опять же: не в Новый год, а на Рождество.

В мемуарах баронессы В. В. Вревской («Моё детство», 1886):

«В Рождество, утром, находили под ёлкой коробочку. Внутри — не игрушка, а знак:
— мне — книгу „Сказки русские“ с дарственной надписью: „Чтобы помнила — сказка ближе к правде, чем газета“;
— брату — перочинный ножик — „Чтобы умел отрезать лишнее“;
— сестре — шёлковый пояс — „Чтобы держалась крепко за жизнь“.
Упаковки не было. Только лента. И записка — от руки»
.
В Рождество, утром, находили под ёлкой коробочку. Внутри — не игрушка, а знак
В Рождество, утром, находили под ёлкой коробочку. Внутри — не игрушка, а знак

Вот — ключ: подарок объясняли. Не «вот тебе», а «возьми — и знай, зачем».

А в крестьянской среде? В записях этнографа П. Н. Рыжкова (Вятская губ., 1911):

«Дарят в Святки. Не 1-го января. Что — зависит от возраста:
— малому —
орех в скорлупе („пусть ум растёт, как ядро“);
— девочке-подростку —
моток ниток с иглой („нить жизни — в твоих руках“);
— жениху —
платок домотканый („чтоб знал — кто за ним смотрит“);
— старику —
свечу восковую („чтоб свет не погас, пока ты дышишь“)».

Нет конфет в фантиках. Нет машинок. Есть — язык вещей.

Нет конфет в фантиках. Нет машинок. Есть — язык вещей.
Нет конфет в фантиках. Нет машинок. Есть — язык вещей.

1935 год: когда подарок стал «всем — и сразу»

Всё изменил указ 1935 года — не формальный, а — духовный.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья Павла Постышева:

«Пусть ёлка вновь украшает нашу страну! Пусть каждый ребёнок — и в столице, и в деревне — получит подарок от Советской власти. Ибо Новый год — праздник всех трудящихся, а дети — наше будущее!»

Это был не приказ — это была обещание. И его выполнили.

В отчёте Детского фонда СССР за 1936 год (ГАРФ, ф. 5446, оп. 68а, д. 115):

Подарок

  • «Книга о пионерах» - 2.1 млн шт., «Чтобы знал — Родина с тобой с первого класса»
  • «Мишка на Севере» (конфета)-15 млн шт., «Медведь — сила, Север — труд, сладость — награда»
  • Ручка «Пролетарка»- 850 тыс. шт., «Перо — оружие новой эпохи»
  • Апельсин — 1 шт.- 22 млн шт., «Солнце в руке — даже в январе»

Обратите внимание:
Подарки —
не случайные, а идейно выверенные.
Апельсин — не «фрукт», а символ юга, тепла, изобилия — в стране, где 9 месяцев — зима.
Книга — не «для учёбы», а первый шаг в общество.

А что дарили друг другу — просто так?

Да. Но — тихо, в семье, без фанфар.

В письме из блокадного Ленинграда, 1942 г. (музей «Дорога жизни», фонд 12):

«Лёньке — 1 января — дали половинку конфеты „Золотой ключик“. Обернули в фольгу от хлеба. Он спрятал — не съел. Сказал: „Это — на после войны“. Я плакала. Не от горя. Оттого, что он верит».

В записях села Красный Октябрь (Саратовская обл., 1953 г.):

«Бабушка связала варежки. На ладони — вышила звезду. Вложила записку: „Чтобы руки твои — в тепле, а дело — в правде“. Внук носил их 10 лет. Когда порвались — звезду вырезал, вложил в паспорт».

Почему именно орех? Почему свеча? Почему книга?

Потому что — не вещи, а обещания:

Подарок Значение (по народной символике)

Орех- Ум, скрытый в скорлупе — как талант в человеке. Чтобы «расколоть» — нужен труд.

Свеча- Жизнь — как пламя: хрупкая, но светящая. Пока горит — человек есть.

Книга- Не «знание», а память: «Ты не один. До тебя — писали. После тебя — прочтут».

Пояс- Связь поколений. «Держись» — значит и «держи других».

Апельсин- Чудо, которое можно держать в руке. Надежда — не в небе, а здесь.

Заключение — как в старинной сказке: тихо, но до самого сердца

Новый год, каким мы его знаем, — не очень древний праздник.
А вот
желание подарить знак — древнее, чем письменность.

Раньше дарили не то, что можно купить, а то, что можно сделать
вышить, связать, вырезать, написать.

Дарили не потому, что надо, а потому, что нельзя не дать
когда видишь, как человек ждёт его.

И — самое главное:
Подарок был не в упаковке. Он — в слове, с которым его вручили.

Как написала в 1967 году учительница из Уфы в школьном альбоме выпускников:

«Дарю вам эту книгу. Не читайте её сразу. Откройте — через 20 лет. И вспомните: когда вы были маленькими, кто-то верил — что вы доживёте до будущего.
Вот оно — в ваших руках»
.

Именно так — не в блеске оберток, а в вере — и начинался настоящий Новый год.

Идеи для подарка на Новый Год, листайте справа- налево)

А что вы дарите своим близким? Пишете ли им пожелания?