Найти в Дзене

«Никто не имеет права мне приказывать!». Скандал Долиной с Новиковым и почему не запретят «Гоп-стоп» Розенбаума

Видели этот скандал на шоу «Три аккорда» с певицей Ларисой Долиной и бардом Александром Новиковым? Скандал показывали по Первому каналу. Там Долина спела песню Розенбаума «Гоп-стоп», а Новиков сидел в жюри и ему исполнение Долиной не понравилось. Новиков посоветовал Долиной никогда больше не исполнять блатные песни. На что Долина взъелась и ответила Новикову, что (цитата) «никто не имеет права мне приказывать!». Это видео всплыло на фоне «квартирного» скандала, разумеется. Долиной припомнили все её прошлые высокомерные высказывания. Но сам конфликт — гораздо глубже, чем просто ссора двух артистов. Он вскрывает культурный парадокс современности: блатная песня стала официальным прайм-таймом, а народные артисты — её носителями и рупорами. Лариса Долина — певица сложного музыкального жанра, профессионал с огромным опытом. Но вот вопрос: зачем человеку её музыкального уровня выходить на федеральный канал с песней, где финальный призыв звучит как «Кончай её, Семён!»? Как бы там ни было, испо
Оглавление

Видели этот скандал на шоу «Три аккорда» с певицей Ларисой Долиной и бардом Александром Новиковым?

Скандал показывали по Первому каналу. Там Долина спела песню Розенбаума «Гоп-стоп», а Новиков сидел в жюри и ему исполнение Долиной не понравилось.

Новиков посоветовал Долиной никогда больше не исполнять блатные песни. На что Долина взъелась и ответила Новикову, что (цитата) «никто не имеет права мне приказывать!».

Это видео всплыло на фоне «квартирного» скандала, разумеется. Долиной припомнили все её прошлые высокомерные высказывания.

Но сам конфликт — гораздо глубже, чем просто ссора двух артистов.

Он вскрывает культурный парадокс современности: блатная песня стала официальным прайм-таймом, а народные артисты — её носителями и рупорами.

От джаза к братве — на что решилась Долина?

Лариса Долина — певица сложного музыкального жанра, профессионал с огромным опытом. Но вот вопрос: зачем человеку её музыкального уровня выходить на федеральный канал с песней, где финальный призыв звучит как «Кончай её, Семён!»?

Как бы там ни было, исполнение песни, состоящей из уголовного жаргона, от народной артистки выглядит диссонансом. А в сочетании с высокомерной реакцией на критику — и вовсе медиакатастрофой.

Новиков сказал вслух то, что многие думают

Александр Новиков, сам человек из жанра, одним предложением взорвал эфир:
«Не исполняйте больше блатные песни».

Не приказывал. Сказал профессиональное мнение. Но попал в самое больное место — туда, где публичный образ сталкивается с реальностью выбора артистки.

Отсюда и вспышка Долиной.

Блатная песня — не шансон. И пора бы это уже понять

В России слово «шансон» десятилетиями используют неправильно. Настоящий шансон — это Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Александр Вертинский. Лирика, мелодрама, городская поэзия.

То, что зачастую поют Розенбаум, Успенская, «Воровайки», — это блатной жанр, эстетика криминальной субкультуры. И путать его с шансоном так же неправильно, как объявлять Остапа Бендера образом для воспитания детей.

Почему и для кого это показывают?

Вопрос абсолютно логичный:
— Почему песня, содержащая угрозы расправы над её героиней и блатной жаргон, звучит на Первом канале?

Вообще, конечно, ужас. Почему такое показывают на федеральном телеканале в свете провозглашённых ценностей? Непонятно. И главное, для кого?

Сам Розенбаум от неё отказывается

Есть показательный факт: на одном из своих последних концертов Александр Розенбаум отказался исполнять «Гоп-стоп», даже когда зал громко просил.

Почему?
Возможно, потому что осознал, насколько токсичен смысл песни, или просто вырос из неё как автор.

Зато теперь её поёт Долина — и транслируют на всю страну. Она, кстати, спела её уже несколько раз после того случая. Даже в ногоднем эфире-2025.

СССР не давал за такое званий — и имел свои причины

Факт остаётся фактом: Розенбаум, начавший карьеру в начале 80-х, получил звание заслуженного только в постсоветской России — в 1996-м. Народного — и вовсе в 2001-м, когда блатной жанр стал «модным» и коммерчески выгодным.

Советская власть могла быть строгой и порой абсурдной, но по крайней мере, не пускала подобную романтику преступности на центральное ТВ.

Сегодня же это стало нормой.

«Гадость» или «культура»? Откуда растёт конфликт

«Гоп-стоп» — песня жестокая, агрессивная, считаю. Это не лирика городских окраин, не социальная драма. Это как криминальная повестка, на мой взгляд.

Окуджава, человек интеллигентный, фронтовик, услышал её — и пришёл в ужас. И его реакцию понять можно.

«Что он поёт? Что он поёт?!» — закричал в ужасе Окуджава.

Розенбауму тогда пришлось зачехлить свою 12-струнную гитару и удалиться. Чуть ли не с позором.

Одни только строчки из этой песни чего стоят (в оригинале они с матом):

«Мир блатной совсем забыла, и "перо" за это, с…а, получай!»;

«Гоп-стоп, Сэмен, засунь ей под ребро»;

И в финале:

«Кончай её, Сэмен!».

Это же мерзость совершеннейшая, считаю. Как такое можно давать в эфир на федеральный канал? Чтобы что? Чтобы дезориентировать подобной «криминальной романтикой» молодёжь?

Почему в СССР было нельзя, а сегодня интеллигентные артисты спокойно это несут в эфир, включая Долину?

Потому что формат шоу требует «перчика» и вирусного эпизода? Потому что рейтинг надо сделать?

Наверное.

Но от этого не менее тревожно наблюдать, как блатная культура стала частью официальной сцены.

Есть же у Розенбаума прекрасные песни

У Розенбаума есть хорошая песня «Летать — так летать!» — светлая, добрая, человечная композиция. Песня-подъём. Песня-вдохновение.

Так почему в эфир идёт не она, а «Кончай её, Семён»?

Вывод

Уж лучше бы наши народные артисты эстрады арию Рихарда Вагнера попытались спеть что ли. И ново, и необычно, и эффектно. Такого ещё никто не делал из наших эстрадных артистов на Первом.

И эстетический уровень зрителей сразу бы поднялся. Но нет же, надо отуплять блатными песнями и падать всё ниже и ниже плинтуса.

Согласны? Пишите в комментариях.