Найти в Дзене
Свободные науки

Камни Варлама Шаламова: от одушевленного друга до могильной плиты

Варлам Шаламов известен миру прежде всего как автор «Колымских рассказов» – беспощадной хроники жизни в сталинских лагерях. Но он был и глубоким, самобытным поэтом, для которого образ камня стал ключом к пониманию его трагического мировоззрения. В лирике Шаламова камень – это не просто деталь пейзажа. Это сложный символ, который пронизывает все его творчество, отражая парадоксы человеческого существования на грани жизни и смерти. Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) Камень-двойник Один из самых поразительных мотивов в поэзии Шаламова – это сближение человека и камня. В суровом колымском мире, где все человеческое пытались уничтожить, камень порой оказывался ближе и понятнее живых людей. В стихотворении «Близнецы» лирический герой ощущает почти родственную связь с камнем. Они вместе мучаются от холода, вместе ищут утешения в звездном свете. Камень здесь наделен кожей, лицом, морщинами – он становится одушевленным существом, «вторым я» героя, воплощением его стойкости и непоколебимости.
Оглавление

Варлам Шаламов известен миру прежде всего как автор «Колымских рассказов» – беспощадной хроники жизни в сталинских лагерях. Но он был и глубоким, самобытным поэтом, для которого образ камня стал ключом к пониманию его трагического мировоззрения. В лирике Шаламова камень – это не просто деталь пейзажа. Это сложный символ, который пронизывает все его творчество, отражая парадоксы человеческого существования на грани жизни и смерти.

Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982)
Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982)

Камень-двойник

Один из самых поразительных мотивов в поэзии Шаламова – это сближение человека и камня. В суровом колымском мире, где все человеческое пытались уничтожить, камень порой оказывался ближе и понятнее живых людей. В стихотворении «Близнецы» лирический герой ощущает почти родственную связь с камнем. Они вместе мучаются от холода, вместе ищут утешения в звездном свете. Камень здесь наделен кожей, лицом, морщинами – он становится одушевленным существом, «вторым я» героя, воплощением его стойкости и непоколебимости.

В «Сером камне» эта связь углубляется до общности судьбы. Забытый, безымянный камень становится метафорой самого заключенного, чье имя стерто не только из памяти современников, но и, как казалось, из вечности. Обращаясь к камню, поэт говорит и о себе: «Твое забыли имя / Не только по беспечности, / Смешали здесь с другими / И увели от вечности».

Камень-память и камень-совершенство

В другом ключе камень предстает как хранитель самого ценного. В стихотворении «Камея» лирический герой выбивает портрет любимой на скале, превращая камень в вечный памятник чувству. Интересно, что этот образ перекликается с Пастернаком: его герой, Юрий Живаго, видит образ Лары, сотканный из дождя и воздуха. Но Шаламов – и в этом его суть – выбирает для увековечивания любви не воздушную стихию, а твердый, несокрушимый камень.

В иных стихах камень становится воплощением природной гармонии и совершенства. «Каждый камень уложен, как надо, – пишет Шаламов, – Чтоб привлечь изумленные взгляды / Неподвижностью красоты». В его восприятии природа, в отличие от мира людей, лишена уродства. Камень, куда бы его ни бросили, мгновенно находит свое место в пейзаже, встраиваясь в идеальный божественный замысел. Эта мысль сближает Шаламова с акмеистами, которые видели в камне символ прочности, формы и вечности. Однако если Мандельштам воспевал рукотворный камень соборов, Шаламов находил совершенство в дикой, нетронутой природе.

Камень-враг и камень-смерть

Но у этого образа есть и обратная, мрачная сторона. Тот же камень, который мог быть двойником, становился символом бездушной, убийственной силы. В стихотворении «Я жаловался дереву…» дерево олицетворяет тепло, сострадание и жизнь. Ему можно доверить свои страдания. А камень – это безжизненная, холодная материя, перед которой человек обречен на молчание и одиночество: «В дому кирпичном, каменном / Я б слова не сказал».

Логическим завершением этого ряда становится образ каменной могилы. Лагерный опыт неразрывно связывал камень со смертью. В стихотворении «Похороны» поэт описывает свой ожидаемый финал: «Не горсть земли, а горсть камней / Летит в мое лицо». Каменная плита – вот итог, который уготован узнику, последнее, что он ощущает. Камень становится молчаливым стражем «колымской тайны», хранителем памяти о тысячах загубленных жизней.

Почему именно камень?

Столь пристальное внимание к камню у Шаламова обусловлено и биографически, и эстетически. Многолетний каторжный труд в забое, где дробление камня было ежедневной пыткой, навсегда связал эту материю с его личным опытом выживания. Камень был и его мучителем, и молчаливым спутником.

Кроме того, метафора камня идеально соответствует поэтике Шаламова. Его стихи чеканны, точны и тверды. Он, как и акмеисты, был «мастером», «строителем», стремящимся к кристальной ясности и рельефности образов. Даже свои стихотворения он называл «кристаллами». Камень с его определенностью, твердостью и четкостью граней стал концентрированным выражением самого шаламовского мировосприятия – трагического, но несгибаемого.

Образ камня в лирике Шаламова – это мост между человеком и безжалостным миром, между жизнью и смертью, между памятью и забвением. Пройдя путь от горной породы до могильной плиты, этот символ стал одним из самых мощных и пронзительных в русской поэзии XX века.

Публикация подготовлена на основе научной статьи: Кротова Д.В. От горной породы до могильной плиты: образ камня в лирике В. ШаламоваВестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022;21(9):110-117.