Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Как воровали в советском общепите: 12 карикатур из «Крокодила» и малоизвестных журналов сатиры и юмора

Столовые, кафе и даже рестораны в советское время неоднократно подвергались критике за плохое обслуживание, некачественное и невкусное меню, и особенно за тотальное хищение продуктов на кухне, которое было почти что нормой. Сегодня скажут, что в СССР всегда и везде кормили вкусно, сытно и дешево. Не то, что сейчас. Однако почему тогда появлялись вот такие карикатуры? Художник В. Боковня. Журнал «Крокодил» 1978 №35 Подпись к рисунку: - Прошу вашей руки! Более того, подобные карикатуры публиковались не только в журнале «Крокодил», но и в похожих, но малоизвестных изданиях сатиры и юмора, которые выходили в союзных и автономных республиках на национальных языках. И на территории РСФСР не распространялись, по крайней мере, массово. Воровство в общепите - это была проблема, понятная всем гражданам СССР без исключения. Вот, например, язвительная сценка из Советской Украины. Слово «їдальня» по-украински означает «столовая», запомните его ненадолго, оно еще будет встречаться здесь в карикатура

Столовые, кафе и даже рестораны в советское время неоднократно подвергались критике за плохое обслуживание, некачественное и невкусное меню, и особенно за тотальное хищение продуктов на кухне, которое было почти что нормой.

Сегодня скажут, что в СССР всегда и везде кормили вкусно, сытно и дешево. Не то, что сейчас. Однако почему тогда появлялись вот такие карикатуры?

Художник В. Боковня. Журнал «Крокодил» 1978 №35
Художник В. Боковня. Журнал «Крокодил» 1978 №35

Подпись к рисунку:

- Прошу вашей руки!

Более того, подобные карикатуры публиковались не только в журнале «Крокодил», но и в похожих, но малоизвестных изданиях сатиры и юмора, которые выходили в союзных и автономных республиках на национальных языках. И на территории РСФСР не распространялись, по крайней мере, массово.

Воровство в общепите - это была проблема, понятная всем гражданам СССР без исключения.

Вот, например, язвительная сценка из Советской Украины. Слово «їдальня» по-украински означает «столовая», запомните его ненадолго, оно еще будет встречаться здесь в карикатурах:

Художник В. Гливенко. Журнал «Перець» 1983 №5
Художник В. Гливенко. Журнал «Перець» 1983 №5

Подпись к рисунку:

- Я мог бы вынести больше, чем ты, но совесть не позволяет.

В нашей подборке острые обличительные рисунки (с переводом) из журналов сатиры и юмора:

«Перець» (Украинская ССР),

«Чалкан» (Киргизская ССР, название в переводе означает «Крапива»),

«Вожык» (Белорусская ССР, название означает «Ёж»),

«Хэнэк» (Башкирская ССР, название означает «Вилы»),

«Чаян» (Татарская ССР, название означает «Скорпион»).

Всего 12 карикатур. Временной отрезок в 20 лет – с 1967 по 1987 гг., до начала перестроечного коллапса.

Художник А. Попов. Журнал «Вожык» 1985 №22
Художник А. Попов. Журнал «Вожык» 1985 №22

Подпись к рисунку:

- Очевидное-невероятное!

Художники со всего Союза соревновались между собой в изображении работников точек общепита. И все авторы были однозначны – персонал, особенно в столовых, это отъявленные жулики:

Художник В. Гливенко. Журнал «Перець» 1987 №12
Художник В. Гливенко. Журнал «Перець» 1987 №12

Подпись к рисунку:

НА ПРОХОДНОЙ ЗАВОДА:
- Этих можно не проверять – они работники нашей столовой!

Но как же, так получалось, что повара, официантки и раздатчицы тащили домой продукты? Что тогда ели посетители? Неужели они ничего не замечали?

Во-первых, замечали, иначе, подобные карикатуры не появлялись бы с завидной регулярностью.

Художник А. Елисеев и М. Скобелев. Журнал «Крокодил» 1967 №8
Художник А. Елисеев и М. Скобелев. Журнал «Крокодил» 1967 №8

Подпись к рисунку:

- А, вот где мясо уплывает налево?!

А во-вторых, и это главная особенность советского общепита, нужно было не просто украсть одни продукты, но и заменить их в готовых блюдах другими ингредиентами. Более дешевыми. И не всегда даже заменить продуктами питания, можно и чем-то несъедобным.

Про столовские котлеты, в которых хлеба было больше, чем мяса, а то и просто изготовленных без мяса, знали не понаслышке и школьники, и студенты, и работники предприятий и учреждений:

Художник Е. Хитрова. Журнал «Чаян» 1987 №12
Художник Е. Хитрова. Журнал «Чаян» 1987 №12

Вместо сливочного масла использовали дешевый маргарин, в супы, которые должны вариться на косточке с мясом, в лучшем случае бросали голые кости, а то и просто какой-нибудь комбижир для навара.

Художник А. Турунбеков. Журнал «Чалкан» 1970 №5
Художник А. Турунбеков. Журнал «Чалкан» 1970 №5

Подпись к рисунку:

- Пусть теперь попробуют сказать, что мы мясо домой тащим!

В рыбный четверг для супов и котлет использовали только самую дешевую рыбу, минтай, который колом валялся на прилавках магазинов. А в меню могли быть и скумбрия, и хек. Но даже на минтае, и то воровали.

Художник С. Фадеев. Журнал «Хэнэк» 1986 №17
Художник С. Фадеев. Журнал «Хэнэк» 1986 №17

Подпись к рисунку:

- Пиши: уха будет вот с так-о-о-й рыбой!

Чай варили из низкосортных грузинских или азербайджанских марок, где чая-то собственно и не было. В меню, в тех же кафе, указывали, что подают цейлонский.

Разбавляли напитки – компоты, кисели, пиво и водку в ресторанах, даже сметану, что продавалась в каждой столовой.

Советские работники общепита служили наглядной иллюстрацией для сказки «Каша из топора».

Художник Р. Сахалтуев. Журнал «Перець» 1983 №11
Художник Р. Сахалтуев. Журнал «Перець» 1983 №11

Подпись к рисунку:

- Не подходит нам этот новенький. С ним каши не сваришь!

Вот только в отличие от сказки, в СССР победителями выходил не находчивые борцы за справедливость, а жадные и полностью обнаглевшие хапуги:

Художник Е. Щеглов. Журнал «Крокодил» 1979 №6
Художник Е. Щеглов. Журнал «Крокодил» 1979 №6

Подпись к рисунку:

- Клава, директор пошел домой. Вычеркни из меню все мясное и заливное.

А советский повар не случайно представлялся не только в белом колпаке и с половником, но и с обязательной сумкой, набитой дефицитными продуктами питания:

Художник В. Солонько. Журнал «Перець» 1986 №17
Художник В. Солонько. Журнал «Перець» 1986 №17

Подпись к рисунку:

- Давай решим, что мы сегодня домой возьмем! Нам нужно меню составить.

Друзья! Не забывайте подписываться на канал. Здесь еще много подборок на тему «История СССР в карикатурах». Подписчикам их обязательно покажут.

Ну и в завершение темы:

Художник А. Василенко. Журнал «Перець» 1980 №9
Художник А. Василенко. Журнал «Перець» 1980 №9

Подпись к рисунку:

ЧУДО ДРЕССИРОВКИ:
- Она у него такая умница – всё в дом несет!

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: