Закулисье Сириус Автодрома, о котором редко рассказывают.
Утро на гоночном треке начинается задолго до первого заезда. Пока гости собираются на гоночные программы, на трассе уже работает команда, от которой зависит всё — чистота, безопасность и техническая готовность комплекса.
Сириус Автодром — единственный трек в России, принимавший Формулу 1 и работающий круглый год. Чтобы трасса ежедневно принимала гостей, а также проводились трек-дни, корпоративные мероприятия, забеги и крупные соревнования, её приходится обслуживать с высокой точностью. Эта работа почти всегда остаётся за кадром. Но именно она позволяет пилотам выезжать на идеально подготовленное полотно — независимо от дня недели, сезона и нагрузки, а гостям не отвлекаться от заезда.
Утро начинается в 8:00 — первый контроль трассы
Каждый рабочий день ровно в 8:00 ведущий специалист по спецтехнике и спортивной безопасности отдела операционной деятельности Алексей Гусев делает первый объезд трека и проводит инспекцию трассы. Это обязательная процедура — без неё невозможен ни один выезд автомобиля.
Проверяется наличие всех табличек и указателей на трассе и питлейн.
Во время утреннего осмотра специалисты ищут всё, что может повлиять на безопасность на гоночном полотне:
— “червячки” от покрышек автомобилей, оставшиеся на треке после заездов спортсменов с отработкой контактной борьбы
— мелкий мусор, листья, принесённые ветром
— фантики после прогулок гостей мульти спортивного понедельника или забегов
— пластиковые пакеты, которые легко перелетают через ограждение
— «подарки» от чаек, которые любят Олимпийский парк
Каждый день начинается с чистоты.
О главном «пылесосе» гоночной трассы
После первичного объезда специалист операционного отдела дает команду водителям-механикам спецтехники на выезд на трассу. Специальная машина — это тяжёлая вакуумно-уборочная техника, оснащённая широкими щётками.
Михаил Шапранов, водитель-механик спецтехники: “В течение одного часа мы круг за кругом проезжаем по трассе, тщательно очищая гоночную дорожку, поребрики, зоны вылета, чтобы обеспечить безопасность заездов наших гостей, спортсменов, туристов. Не оставляем без внимания и питлейн”.
Эта машина собирает:
- резиновую крошку
- песок
- листья
- мелкие камешки
- крупный мусор
Уборка проводится минимум два раза в день:
— утром — перед началом всех активностей
— вечером — сразу после окончания программы
Даже в дни, когда автомобили не выезжают на трек (например, в понедельник, когда проходят активные прогулки по трассе), такой “пылесос” всё равно нужен — даже мелкий мусор необходимо собрать.
FOD*BOSS: уборка уровня авиации и Формулы 1
Когда на трассе проходят крупные мероприятия — трек-дни, продолжительные гоночные заезды, например, Формулы 4 — задействуется вторая машина со специальными буксировочными матами: FOD*BOSS.
FOD*BOSS — это специальное запатентованное устройство в виде ковров, которые крепятся сзади основного автомобиля. Они плотно ложатся на асфальт и собирают самый мелкий мусор, который способен влиять на сцепление шин с полотном. Первоначально такие машины применялись в аэропортах, но чем гоночная дорожка не взлетная полоса?
Работа занимает не менее 40 минут:
- FOOD*BOSS проходит несколько кругов
- мусор сметается в одну точку
- вакуумный пылесос завершает работу, собирая всё в контейнер
Такой двойной цикл позволяет подготовить трассу к заездам на высоких скоростях, где любое постороннее зерно может стоить пилоту результата.
Техническая часть обслуживания: скрытая команда, без которой не работает ни один старт
Центр управления гонками
Параллельно с уборкой трассы кипит работа в центре управления гонками. Включается стена с мониторами, проверяется каждый экран и управление камерами. Проверяется работа светофоров и оптических датчиков на старт-финишной прямой.
За полчаса до начала активностей трасса закрывается в ожидании спорткаров с первыми гостями: зажигаются красные сигналы светофоров, специалисты спасательного отряда делают финальный объезд, закрывают все цепочки в зонах разрывов системы ограждений и калитки на питволле, производится доклад службе безопасности о готовности трассы к работе.
34 видеокамеры и 20 маршальских постов
Система видеонаблюдения — это глаза Центра управления гонками. Она обеспечивает:
— допуск автомобилей на трассу
— контроль инцидентов
— фиксацию нарушений
— управление работой маршалов.
Максим Гончаров — главный специалист по системам специальной гоночной электроники Сириус Автодрома, рассказал, насколько сложна скрытая инженерия Автодрома. Помимо уборки, существует ещё один фронт работ — радиотехнический. О нём знают намного меньше, хотя это огромный и трудоёмкий процесс.
Команда ежедневно обслуживает камеры, проверяет работу оборудования после грозы, проверяет питание и связь, настраивает оптику.
Маршальские посты — это фундамент безопасности, и их исправность контролируется так же строго.
Громкая связь и музыка
Всё, что слышат гости — объявления, музыка, сигналы — это зона ответственности спортивного телевидения.
Специалисты обеспечивают:
— выдачу микрофонов
— настройку акустики
— контроль громкой связи
— корректную работу системы оповещения
Хронометраж
На ежедневных активностях Сириус Автодром использует собственную систему хронометража.
Специалисты:
— следят за её работоспособностью
— калибруют оборудование
— контролируют точность данных
Для крупных соревнований приезжают внешние хронометристы, но будни — полностью зона ответственности Автодрома. Так, после каждого трек-дня на сайте Сириус Автодрома появляется таблица, в которой зафиксировано лучшее время круга пилотов.
Радиосвязь
Каждое мероприятие — это десятки раций: для сотрудников бокса и питлейна, маршалов, охраны, техников.
Команда отвечает за:
— выдачу оборудования
— настройку каналов
— ремонт и обслуживание раций
— техническое сопровождение всех мероприятий
Без этого невозможна работа служб безопасности и проведение любой программы.
Покраска, инфраструктура и техническое содержание
Трасса высокого уровня требует постоянного визуального и технического обновления. На Сириус Автодроме регулярно проводится:
— покраска поребриков
— обновление разметки
— восстановление маркеров апексов и траекторий
— ремонт защитных барьеров TechPro и сеток Geobrugg
— обновление указателей, флагов, элементов безопасности
Поребрики, финишная линия, апексы — неотъемлемые элементы трассы, важная навигация для пилотов и, конечно, эстетика.
Почему обслуживание трека — важнее, чем кажется
Гоночная трасса — живой организм. И его нужно обслуживать так же тщательно, как автомобиль Формулы 1.
Мокрая листва, мелкий камешек, бутылочная крышка — всё это может стать причиной потерянного круга, повреждения автомобиля или инцидента.
От качества обслуживания зависит:
— безопасность гонщиков и гостей
— корректность работы спортивных программ
— точность хронометража
— состояние асфальта
— управляемость спорткаров из автопарка
— возможность трассы работать 365 дней в году
Обслуживание гоночного трека — это сотни процессов, которые остаются невидимыми для гостей, но определяют всё, что происходит на трассе.
Команды уборки, техники, специалисты по связи, операторы, инженеры — все они внимательно работают над тем, чтобы каждый заезд проходил по-настоящему безопасно и профессионально.
Сириус Автодром принимает сотни тысяч гостей, соревнования, фестивали и трек-дни — и каждый день здесь начинается с чистого полотна и готовности к скорости.
📍 Сириус Автодром, Олимпийский парк
Подробнее — siriusautodrom.ru