Личность старца Иосифа Ватопедского широко известна в православном мире. Многим памятен поразительный снимок, на котором отец Иосиф покоится с умиротворенной улыбкой, словно погруженный в сон. Этот кадр был сделан в момент его преставления и мир узнал, как праведник с радостью на лице отошел ко Господу.
Наставления старца отличались удивительной простотой и глубиной. Он никогда не принуждал к чрезмерным подвигам, но с тактом и деликатностью находил подход к каждому — будь то паломник, монастырская братия или высокопоставленный гость. Эта уникальная способность является верным признаком стяжавшего подлинное смирение. Такие люди без труда находят общий язык даже с теми, кто другим кажется неприступным и суровым. Для старца Иосифа, чья жизнь была непрестанной молитвой, подобных преград не существовало.
Проницательно указывая на духовные нестроения среди мирян и духовенства, старец говорил:
– Поддавшись дьявольскому внушению, человек претерпел глубокие изменения; теперь он непостоянен в своих убеждениях, чувствах и мнениях. На его внутренний мир влияет все: слова, мысли, окружающие предметы, другие люди, пища, климат — буквально все, что с ним соприкасается. К этому добавляется и бесовское коварство, делающее наши ощущения еще более зыбкими.
Все мы подвержены искушениям, ибо кто из нас безгрешен? Именно поэтому нас одолевают духовные бури. Однако от этого недуга есть верное лекарство: исповедь, причастие, покаяние и дела милосердия. Об этом и свидетельствует ватопедский подвижник:
– Существуют нестроения, виновниками которых являемся мы сами; они возникают всякий раз, когда мы преступаем заповеди и тем самым лишаемся Божественной благодати. В таких случаях исцеление приносит смиренное покаяние. В целом же, чтобы подвижник не оставил своего пути и не ослабел в ревности, ему необходимы мужество и сосредоточенность, а не парализующий страх.
Особое место в наследии старца занимают его размышления о судьбах России и мира:
– Однажды между Турцией и Грецией вспыхнет конфликт, который перерастет в войну между Россией и Турцией. В этой войне русские одержат быструю победу. Множество греков, русских и сербов станут добровольцами; некоторые пострадают, но через это их души очистятся, ибо в этом их земное предназначение. На начальном этапе Турция захватит значительную часть греческих земель, пользуясь негласной поддержкой США, поскольку именно американские масонские круги подтолкнут Турцию к агрессии.
Многие видят в этих словах предвестие кратковременного расцвета на Руси, за которым последует воцарение антихриста. Однако мы не дерзаем утверждать этого, ибо подлинный ход событий и наши собственные пути ведомы одному лишь Господу.
Старец также делился своим видением:
– Я видел тьму, сгустившуюся над Ближним Востоком и Балканами. Лишь решительное вмешательство России поможет грекам освободить свои земли. В разгар всеобщего хаоса Россия спасет миллионы греков, открыв для них свои просторы. Затем США сделают роковой шаг, открыто встав на сторону Турции, а ЕС выступит против России. Папа и Ватикан объявят всему миру виновниками православных, и тогда начнется невообразимое. Огонь будет падать с неба на людей. США пострадают более всех и лопнут, подобно воздушному шару. Римско-католическая церковь утратит свое влияние навсегда. Греки вернутся в Константинополь спустя 600 лет, что указывает на 2053 год. К тому времени влияние России в мире станет решающим; это будет самое могущественное государство, не имеющее равных ни по духу, ни по военной мощи, ни по уважению других стран. Правитель России — величайший и самый уважаемый лидер — принесет стране великий рассвет. Не будет ни бедных, ни недовольных, все будут стремиться стать частью России. Многие турки примут Православие, иные вернутся в пустыни, а кто-то с радостью останется жить на греческой земле. Русские пострадают меньше других благодаря мудрому руководству. С этой великой победы начнется новая эра. Народы России и Греции будут действовать как единое целое. Впереди мир ждут тяжелые события, и территория бывшей Византии станет ареной битвы. Спаситель знает, что скрытая цель агрессоров — уничтожение Православия, но Бог не допустит этого, и каждый получит по своим заслугам.
Мы не беремся толковать смысл этих пророчеств, как и многих других, ведь они были сказаны не для широкой публики, а в личных беседах с духовными чадами и братией. Мы лишь делимся тем, о чем говорил старец Иосиф Ватопедский своим чадам, которые и поделились этой беседой.
В то же время старец подчеркивал, что будущее зависит от самих людей и их образа жизни. Без покаяния времена будут становиться все труднее, но если люди обратятся к Богу с молитвой, Он может и отодвинуть грозные события:
– Мы склонны по-своему объяснять все, что с нами происходит. Однако лишь один Бог, попускающий испытания, знает, сколько их нам необходимо пройти.
И вновь возникает неизбежный вопрос: «Зачем каяться именно мне?» Мы пишем об этом много лет, но часто сталкиваемся с позицией: «каяться должны другие, а не я». И здесь как нельзя кстати звучит ответ самого старца Иосифа:
– Суть покаяния и желанного исцеления заключается в принятии на себя множества трудов, как духовных, так и телесных. Начальная ступень — это сожаление о содеянном, следующая — исправление поступка, приведшего к нарушению заповеди. Вначале покаяние приносит лишь душевную боль от осознания вины. Но если мы проявим твердость, то незаметно приблизится сокровенный свет благодати и наполнит нас ощущением Божьего присутствия. Покаяние, то есть изменение ума, начинается с просьбы о прощении. Если человек больше не повторяет грех, в котором раскаялся, то с помощью благодати Христовой он может достичь даже «третьего неба» и услышать неизреченные глаголы. Величайший дар Божий, превосходящий любые видения, — это зрение собственных грехов. Когда нам открывается наша внутренняя тьма и все безобразие греха, тогда Божественная благодать приходит на помощь и дарует утешение. За покаянными слезами таинственно приходит ощущение Божьей любви, которое не зависит от наших мыслей, а является как возвращение заблудшей души домой. Тогда в человеке пробуждается и подлинное сострадание к ближнему: он чувствует чужую боль как свою и готов взять на себя все человеческое страдание, чтобы облегчить его для других.
Мы так часто сами отворачиваемся от спасения и Божественной благодати, не осознавая своей потери. А теряем мы прежде всего время, данное на покаяние, и бесценную возможность быть со Христом. Падения неизбежны на нашем пути, но главное — подниматься и продолжать идти. Бог милосерден, Он видит наши усилия и непременно воздаст по заслугам.
Сегодня мы обратились к духовному наследию удивительного подвижника веры и благочестия нашего времени, схимонаха Иосифа Ватопедского (1921-2009), и его мудрым наставлениям.
Да подаст Господь всем нам силы для спасения души и хранения веры православной!
Слава Богу за всё!