Найти в Дзене

БТР-50: пять интересных фактов о самом нетипичном советском бронетранспортере

Оглавление

Эволюция отечественных бронетранспортеров для сухопутных войск довольно последовательна и ясна. Сначала появились БТР-40 и БТР-152 на базе полноприводных грузовиков. Затем в серию пошел БТР-60, создававшийся уже с нуля как бронетранспортер. Он стал родоначальником семейства колесных четырехосных БТР, выполненных в одной схеме: БТР-70, БТР-80, БТР-90.

БТР-50 в Музее отечественной военной истории в Падиково. Источник: http://www.kskdivniy.ru/museum/
БТР-50 в Музее отечественной военной истории в Падиково. Источник: http://www.kskdivniy.ru/museum/

Однако есть еще одна машина – это гусеничный БТР-50. Почему в заголовке он назван нетипичным? Он в корне отличается от других бронетранспортеров для сухопутных войск: большие габариты, гусеничный движитель, может перевозить орудие или даже автомобиль. И если говорить на чистоту, то БТР-50 чем-то ближе к ПТС, чем к другим бронетранспортерам.

Плавающий транспортер ПТС-2. Источник фото: http://www.vitalykuzmin.net/Military/ARMY-2016-Demonstration/
Плавающий транспортер ПТС-2. Источник фото: http://www.vitalykuzmin.net/Military/ARMY-2016-Demonstration/

В этой статье я расскажу, для чего создавалась такая нестандартная машина и ее интересных особенностях.

Уверен, что в комментариях мне напомнят про другие гусеничные бронетранспортеры. Сразу поясню свою позицию: БТР-Д и ГТ-МУ созданы для ВДВ, в сухопутных войсках их нет. А МТ-ЛБ в первую очередь является многоцелевым тягачом и платформой для разных систем. К общевойсковым бронетранспортерам «маталыга» не относится. Хотя в такой роли нередко и используется.

Факт №1. Создан вместе с ПТ-76 для формирования «амфибийного кулака»

Работы по БТР-50 стартовали согласно постановлению Совмина от 15 сентября 1949 года. Бронетранспортер, получивший индекс Объект 750, создавался в паре с плавающим танком (Объект 740, будущий ПТ-76). Работы поручили ленинградскому ВНИИ-100, Челябинскому тракторному заводу и заводу «Красное Сормово». Общее руководство осуществлял руководивший тогда ВНИИ-100 Жозеф Яковлевич Котин — выдающийся конструктор, создатель тяжелых танков КВ, ИС и самоходок на их базе.

Сормовский Р-39
Сормовский Р-39

Это была уже не первая попытка создания легкого танка. До этого в 1946-1949 годах задачей самостоятельно занималось «Красное Сормово». Получившийся Р-39 провалил испытания, после чего последовали оргвыводы и было решено заново начать работы, но уже с привлечением ВНИИ-100 и ЧКЗ.

ПТ-76 образца 1956 года
ПТ-76 образца 1956 года

Два опытных Объекта 750 были готовы уже в 1950 году. Требования унификации с танком, а также необходимость обеспечить развесовку на плаву обусловили компоновку бронетранспортера, в которой двигатель (В-6ПВГ, 240 л.с.) расположился сзади.

Первый опытный Объект 750
Первый опытный Объект 750

Десант размещался в открытом отделении, смещенном ближе к носовой части, а непосредственно в ней располагались мехвод и командир. Движение на воде осуществлялось с помощью водометного движителя.

Объект 750 на плаву
Объект 750 на плаву

Заводские, а затем государственные испытания продолжались вплоть до 1953 года. Официально плавающий гусеничный бронетранспортер был принят на вооружение Советской армии в 1954 году под наименованием БТР-50П (плавающий).

Как уже говорилось выше, 50-й создавали в паре с плавающим танком ПТ-76. Для чего? Концепция их применения сформировалась по опыту Великой Отечественной войны, когда в ходе наступательных операций неоднократно приходилось форсировать реки. Особую сложность каждый раз представлял захват плацдарма, поскольку практически отсутствовал транспорт, на котором можно было бы быстро перебросить пехоту и средства усиления на другой берег. Не говоря уже о том, чтобы эти средства были еще как-то защищены хотя бы от пуль и осколков.

Доработанный Объект 750 с пулеметом ДШКМ. Установка для него провалит испытания и в серию БТР-50 пойдет с одним СГМБ
Доработанный Объект 750 с пулеметом ДШКМ. Установка для него провалит испытания и в серию БТР-50 пойдет с одним СГМБ

На случай будущей большой войны решено было создать пару в виде легкого танка (ПТ-76) и плавающего бронетранспортера (БТР-50) на его базе. В задачи первого входил захват плацдарма, второй же должен был переправить пехоту и средства усиления: тяжелые пулеметы, минометы, пушки.

Под ПТ-76 в гвардейских танковых полках и механизированных дивизиях формировались роты плавающих танков, а БТР-50 поступали на вооружение мотострелковых подразделений тех же полков. В результате должен был получиться мощный «амфибийный кулак» для стремительных прорывов в начале масштабного конфликта.

ПТ-76 выходит из воды на берег
ПТ-76 выходит из воды на берег

К 1960-м годам от идеи отказались, роты плавающих танков стали расформировывать, а ПТ-76 отправились в подразделения разведки и морскую пехоту. БТР-50, в свою очередь, оставались на вооружении мотострелковых подразделений и в последующие годы.

БТР-50ПК в разрезе
БТР-50ПК в разрезе

И немного расскажу о модификациях

Сначала в серию пошла машина с открытым десантным отделением — БТР-50П, затем для защиты от оружия массового поражения появилась следующая версия, с крышей — БТР-50ПК. В обоих случая штатное вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемета СГМБ (позднее ПКМБ).

Также нельзя не вспомнить технику на базе БТР-50. Это командно-штабная машина БТР-50ПУ, машина технической помощи МТП-1 и машина разминирования УР-67.

Помимо серийных, были и опытные образцы, например, БТР-50П2 с зенитной установкой из двух 14,5-мм пулеметов КПВТ.

БТР-50П2
БТР-50П2

Также можно вспомнить современную модернизацию от «Муромтепловоза» с установкой боевого модуля МБ2-03 с 30-мм пушкой 2А72 и нового дизельного двигателя ЯМЗ с турбонаддувом мощностью 300 л.с.

Модернизация БТР-50ПУ от завода «Муромтепловоз»
Модернизация БТР-50ПУ от завода «Муромтепловоз»

Факт №2. Может перевозить пушку или даже автомобиль

БТР-50 способен переправить через реку до 20 вооруженных пехотинцев, либо груз массой до двух тонн. Например, минометы, безоткатные орудия, тяжелые пулеметы, противотанковые орудия и даже автомобиль.

Выглядит это следующим образом: пушка закатывается на моторно-трансмиссионное отделение с помощью откидных аппарелей, а затем устанавливается в десантном отделении на продольных балках, которые фиксируются к поперечной. Данные балки устанавливаются только при необходимости перевезти/переправить орудие или автомобиль.

-13

Фото с автомобилем ГАЗ-69, перевозимом на БТР-50, я не нашел, однако инструкция по его погрузке содержится в руководстве по материальной части и эксплуатации от 1960 года.

Фрагмент из руководства, описывающий погрузку автомобиля
Фрагмент из руководства, описывающий погрузку автомобиля

В случае с автомобилем в продольные балки в десантном отделении вставали передние колеса.

Интересно, что пушку можно было не только перевозить, но и использовать по прямому назначению, то есть вести огонь прямо из бронетранспортера.

БТР-50П с пушкой ЗИС-2
БТР-50П с пушкой ЗИС-2

Факт №3. Не состоял на вооружении советской морской пехоты

Несколько удивительно, но БТР-50 никогда не состоял на вооружении подразделений морской пехоты ВМФ СССР. Это очень странно, учитывая, что ПТ-76 составляли у морпехов едва ли не основу танкового парка. Чем это было обусловлено? Доподлинно неизвестно.

ПТ-76 Балтийского флота в 1988 году
ПТ-76 Балтийского флота в 1988 году

Вплоть до 1990-х годов основным бронетранспортером у черных беретов являлся БТР-60.

Возможно, что вы видели что-то похожее на БТР-50 на вооружении у морпехов, как на фото ниже.

TOPAS-2AP
TOPAS-2AP

Да, это реальные снимки, но на них не БТР-50, а TOPAS-2AP — польская модернизация чехословацкого OT-62A, который, в свою очередь, является модифицированной лицензионной копией БТР-50.

Факт №4. Производился в Чехословакии

В 1958 году Чехословакия приобрела в СССР лицензию на производство БТР-50 вместе со всей необходимой документацией. Выпуск локализованной версии бронетранспортера начался в 1962 году под наименованием OT-62 TOPAS.

Первоначальная версия представляла собой тот же БТР-50ПК, но с новым двигателем на 300 л.с. и двумя выступающими «башенками» во лбу корпуса как у БТР-50ПУ.

Модификаций у OT-62 было много, перечислять все не буду, остановлюсь на двух самых примечательных.

Во-первых, это TOPAS-2AP, о котором упоминал выше. Он получил башню с 14,5-мм пулеметом КПВТ, что серьезно усилило его огневую мощь. Правда из-за башни десант пришлось сократить с 16 до 12. При этом в экипаж был добавлен третий человек — наводчик.

TOPAS-2AP
TOPAS-2AP

Во вторых, стоит вспомнить машину техпомощи WPT-TOPAS. Для эвакуации и последующего ремонта техники она была оснащена лебедкой с усилием в 2,5 тонны, 600-метровым тросом и краном, способным поднимать вес до одной тонны. Для самообороны польскую МТП оснастили оригинальной башенкой с пулеметом ПК.

WPT-TOPAS
WPT-TOPAS

Факт №5. Успешно применялся Израилем

Удивительно, но один из самых успешных примеров использования БТР-50 по прямому назначению относится к применению в составе израильской армии.

Некоторое количество бронетранспортеров досталось израильтянам в ходе Шестидневной войны в 1967 году. Также удалось захватить и ПТ-76.

Трофейный БТР-50 в составе израильской армии в 1973 году
Трофейный БТР-50 в составе израильской армии в 1973 году

Машин было немного, в сумме меньше двух десятков, но их использовали ровно так, как было нужно. Случилось это в ходе Войны Судного дня, 15 октября 1973 года. В тот день семь ПТ-76 и восемь БТР-50 форсировали Суэцкий канал в районе Горького озера.

Трофейный БТР-50ПК в израильском музее, наши дни. Обратите внимание на совсем не родной пулемет
Трофейный БТР-50ПК в израильском музее, наши дни. Обратите внимание на совсем не родной пулемет

Египтяне атаку в этом направлении не ожидали, поэтому не смогли сбросить в воду сравнительно небольшую амфибийную бронегруппу с десантом. Уже 18 октября на захваченный плацдарм с помощью паромов перебросили 90 танков, а 20 октября там уже было пять бригад. На момент окончания боевых действий 25 октября израильские танки были примерно в 100 км от Каира. Операция стала одной из ключевых для исхода войны.

Вот так БТР-50 сполна исполнил свое предназначение. Правда совсем не в той армии, для которой создавался.

На этом все. Спасибо, что дочитали материал, надеюсь, было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал: у меня каждую неделю выходит что-то новое.

Также можете подписаться на меня в Telegram и ОК. Там публикуются ссылки на все новые статьи и короткие заметки, которых нет на Дзене.

Нравится мое творчество и хотите, чтобы статьи выходили чаще? Поддержите канал рублем! Сделать это можно по ссылке или с помощью кнопки «Поддержать» под статьей.

До скорых встреч!