Среди всех украшений, когда-либо принадлежавших дому Романовых, именно Владимирская тиара стала самой знаменитой. Её напоминающий олимпийские кольца силуэт сегодня известен всему миру, хотя ассоциируется не с российской императорской семьей, а с королевой Англии Елизаветой II.
Здесь нужно сделать важное пояснение: Владимирская тиара никогда не принадлежала царствующим Романовым, то есть семье императора Николая II. Более того, она принадлежала семье великого князя Владимира Александровича, с которой императорская семья не слишком-то ладила и которые сами мечтали о царской власти. Кстати, в какой-то степени им это удалось: нынешняя «государыня-императрица» Мария Владимировна – потомок именно этой ветви Романовых. Но это так, лирическое отступление.
Тиару создали в 1874 году мастера ювелирного дома Болин — старейшей российской фирмы, поставлявшей украшения к императорскому двору.
Фирма «Болин» - старейшая из основанных в России.
На Всемирной выставке в Лондоне (1851 г.), она была удостоена золотой медали «за бриллиантовые украшения, решительно превосходившие красотой оправы все, что было представлено на выставке».
Ювелирный дом Болина стал олицетворением представлений о роскоши, непревзойденном вкусе и надежности. Фирма специализировалась на элитарных украшениях, в которых главная роль отводилась крупным, высочайшего качества драгоценным камням».
Из книги «Сокровища Российской империи» Гончарова И.И., Гореликова-Голенко Е.Н.
Заказчиком стал великий князь Владимир Александрович, сын императора Александра II, который собрался жениться на немецкой принцессе Марии Мекленбург-Шверинской.
К свадьбе жених заказал для неё подарок, достойный императорской крови, — бриллиантовую тиару за 48 200 рублей — сумму, сопоставимую с ценой большого имения.
Тиара состояла из пятнадцати переплетённых колец, каждое из которых было усыпано бриллиантами и увенчано подвесной каплевидной жемчужиной. Такое сочетание — алмазы и жемчуг — были классикой русского ювелирного искусства конца XIX века.
Мария Павловна, для своих – Михен - быстро стала одной из самых блистательных женщин при дворе. Более того – собственный двор Марии Павловны был ярче и заметнее, чем императорский двор, где задавала тон застенчивая и нелюдимая Александра Федоровна.
Современники вспоминали, что её будуар во Владимирском дворце блистал от множества драгоценностей, расставленных в стеклянных шкафах. Среди них выделялась и та самая тиара.
Но судьба Владимирской тиары оказалась столь же драматичной, как и история самой императорской России. В 1917 году, когда в России вспыхнула революция, Мария Павловна находилась на Кавказе. Вернуться в столицу и спасти свои сокровища она не могла. Драгоценности, включая Владимирскую тиару, были спрятаны во Владимирском дворце в Петрограде, в тайнике будуара.
Далее история принимает почти детективный оборот.
Летом того же года британский антиквар и, как утверждают некоторые источники, тайный агент Альберт Стопфорд под видом женщины проник во дворец. Пройдя через охрану и кордоны, он отыскал потайную дверь, где хранились 244 предмета, среди которых — и легендарная тиара. И ему удалось вынести украшения из дворца.
Сокровища были вывезены из России и переправлены в Лондон. Так Владимирская тиара избежала судьбы многих драгоценностей Романовых, оказавшихся в руках новых властей.
После смерти Марии Павловны в 1920 году её драгоценности перешли к детям. Тиара досталась младшей дочери, великой княгине Елене Владимировне, принцессе Греции и Дании.
Но эмигрантская жизнь не была роскошной: чтобы поддержать семью, Елена продала украшение в 1921 году королеве Марии Текской — супруге Георга V и бабушке будущей королевы Елизаветы II.
Мария Текская, большая поклонница ювелирного искусства, сразу оценила находку. К тому же досталась она ей, скажем так, не очень дорого.
По её заказу придворные ювелиры Garrard & Co слегка изменили тиару: жемчужины сделали съёмными и создали второй комплект подвесок — из каплевидных кембриджских изумрудов.
Теперь тиару можно было носить в трёх вариантах — с жемчугом, с изумрудами или вовсе без подвесок.
После смерти Марии Текской в 1953 году Владимирская тиара перешла к её внучке — королеве Елизавете II, и стала одной из самых любимых. Она носила Владимирскую тиару во всех трех вариантах.
Особенно эффектно смотрелась тиара с изумрудами — в комплекте с парюрой Дели Дурбар, также унаследованной от бабушки. А жемчужную версию Елизавета часто сочетала с юбилейным ожерельем королевы Виктории.
Дальше будет много фото Елизаветы II с Владимирской тиарой.
Сегодня Владимирская тиара остаётся в личной коллекции британской королевской семьи. После смерти Елизаветы II в 2022 году она пока не появлялась на публике — но однажды она обязательно засияет вновь: на голове королевы Камиллы, принцессы Кэтрин или даже юной принцессы Шарлотты.
***
Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!
А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.
Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"
Мой книжный канал на Дзене - Lettera