На днях я коротал свой очередной вечер за изучением карты Москвы. Хаотичные движения мышки привели меня на территорию Москворецкого пивоваренного завода, ликвидированного еще в 2005 году. Один из его ближайших соседей - плодовоовощная база АО "Москворецкая" - уже давно уступил место жилой застройке, остальные - Мосрыбокомбинат, Царицынский молочный комбинат и Октябрьская плодоовощная база - не сдаются по сей день и продолжают использовать свои территории по назначению. Уверенный в том, что и пивзавод живет своей жизнью, продолжая сдавать площади в аренду, я был крайне удивлен той информации, которую мне выдала карта. Она показала, что на территории, ограниченной Каширским и 1-м Варшавским проездами, прямо посреди промзоны "Коломенское", уже началось строительство жилого комплекса с многообещающим названием "Среда на Варшавском".
Не оставалось иного выхода, кроме как самому ехать на место и смотреть, что же там происходит.
На выходе из станции метро "Варшавская" меня встретили многоэтажные дома, построенные на месте плодовоовощной базы.
По своему дизайну они ничуть не отличались от тех, которые за последнее десятилетие появились практически в каждом районе Москвы. Поэкспериментировать строителям удалось лишь с высотой, водрузив на этом месте не только 20+этажки, но и вполне приличные по габаритам монолитно-кирпичные постройки до 11 этажей.
А вот и наш долгожданный завод. Но прежде чем смотреть, что от него осталось, давайте немного окунемся в историю предприятия.
В 1936 году великие советские умы утвердили план по строительству в стране десяти предприятий по изготовлению пива. Закладка первого камня пивоваренного завода близ Серпуховского (ныне Варшавского) шоссе состоялась в 1939 году. Через 2 года началась война, и строительство пришлось отложить на 7 долгих лет. Когда оно возобновилось, ситуация в стране была очень сложная, поэтому полноценно функционировать завод смог лишь в конце 50-х годов. Первая варка датируется 1959 годом, началась она с производства Жигулевского пива, которое впоследствии предприятие научилось изготавливать в рекордном ассортименте - до 30 разновидностей.
Освоенная заводом линия по непрерывному производству пива позволила в разы нарастить его мощность. Разливали обычно в тару, но не гнушались и ее отсутствием, поэтому в 70-х годах южные районы Москвы были обеспечены пивом на розлив. С 1975 года началось изготовление безалкогольных напитков. Во времена "сухого закона" часть мощностей была переориентирована на производство кваса. После распада СССР заводу удалось перейти на самофинансирование и продолжить свое функционирование без ущерба для конечного потребителя. Были внедрены новые линии, появилась квасоналивная станция, которая позволяла реализовывать любые напитки бестарным способом. Население страны все больше начало отдавать предпочтение дешевым и вместительным ПЭТ-бутылкам, поэтому предприятие научилось разливать пиво и в новую тару. К 2000 году мощность завода составляла 70 миллионов литров пива и 50 миллионов литров безалкогольных напитков в год, суточную производительность можете посчитать самостоятельно. Жители столицы были в восторге от ассортимента и с удовольствием приобретали в ларьках и магазинах "Московское", "Славянское", "Посадское" и "Жигулевское" пиво. Однако с 2001 года завод начал переходить из рук в руки и впоследствии растерял всю свою былую мощь. Одни цеха превратились в руины, другие стали сдаваться в аренду. Мощное предприятие за несколько лет превратилось в серую и ничем не примечательную промзону, которую, как любят писать некоторые комментаторы, "и снести не жалко".
Большинство складов давно разрушено до основания. На своем месте остался лишь склад посуды (фото выше). В цилиндрическом помещении небольшого склада по соседству оборудовано административное помещение для мойщиков машин.
Моечно-разливной цех №3 и его экспедиция превратились частично в автомойку, частично в бизнес-центр, в котором располагается несколько десятков организаций, от производителей мебели до изготовителей японских культовых десертов Моджи. Нашлось место также и для нескольких столовых.
Здание заводоуправления внешне смотрится еще очень даже ничего.
Однако внутри него царит полная разруха.
Нижние этажи последние годы существования завода занимали офисы, поэтому кроме мха, обнажившейся дранки и невесть откуда взявшихся игрушек смотреть здесь нечего.
Верхний этаж выглядит куда более интересным. Здесь было обустроено общежитие с множеством комнат, одной кухней и одним санузлом.
Содержимое некоторых комнат осталось на месте. Эти вещи по сей день могут рассказать много интересного про своих больших и маленьких хозяев.
Особо порадовала солидная коллекция книг, по каким-то причинам оставленная на медленную погибель.
Люди здесь проживали как минимум до 2015 года (судя по календарям на стене), после чего получили либо новую жилплощадь, либо распоряжение об освобождении помещений.
На первом этаже заводоуправления работала столовая.
Пришло время осмотреть сердце завода - главный технологический корпус.
Это потрепанное временем здание видел практически каждый, кто хоть раз проезжал по Варшавскому шоссе или пользовался Павелецким направлением Московской железной дороги.
Прилегающую к цеху территорию используют весьма оригинально. Здесь оборудован пункт приемки металла, куда скорее всего и были сданы все металлические части линии по производству пива.
Внутри цеха царят разруха и тлен. Его нижние этажи превратились в гигантскую свалку мусора, а верхние надежно заколочены во избежание несанкционированного доступа особо интересующихся лиц.
Надземными переходами главный технологический корпус соединен с двумя моечно-розливными цехами. Один из них сейчас сдается в аренду под производство и склады, в нем изготавливают гробы, корпусную мебель, одежду, развивающие игрушки и многое другое.
Во втором цеху занимаются ремонтом автомобилей.
Наконец-то мы добрались до котельной, которая в былые годы снабжала производство теплом.
Как раз она и находится на той территории завода, которую начинают освобождать для строительства ЖК "Среда на Варшавском". Уже уничтожены цех водоподготовки, трансформаторная подстанция, воздушно-компрессорная установка, на очереди - холодильно-компрессорная.
Частично уцелела и тепломеханическая часть самой котельной. Ликвидировать ее не торопятся, благо далеко металл возить не нужно - приемка рядом, в этом мы уже убедились.
Необычно на фоне общей разрухи смотря плакаты о рациональном использовании газа и соблюдении требований безопасности на производстве.
В уютных кабинетах административного персонала можно найти множество занимательной литературы по ремонту и эксплуатации различного оборудования, но самой интересной находкой для меня стал диплом 2001 года, выданный заводу тогдашним мэром Москвы Лужковым за участие в Большом московском фестивале пива.
Фестиваль проводился в целях поддержки отечественного товаропроизводителя и повышения имиджа предприятий, производящих пиво. Он длился целую неделю, а на его организацию из бюджета Москвы было выделено 15 миллионов рублей по статье "Мероприятия по поддержке промышленности".
Праздник прошел очень весело, и казалось, что так будет продолжаться всегда. Но в конечном итоге четверо участников фестиваля - Москворецкий, Останкинский, Бадаевский и Хамовнический пивзаводы - в течение нескольких лет после проведения мероприятия были ликвидированы, а их просторные цеха переориентировали под совершенно иной функционал.
Если ваша жизнь так или иначе была связана с этим либо другими пивоваренными заводами, просьба оставить в комментариях свой отзыв о работе на предприятии!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме.
Впереди еще очень много интересного. Многие из новых публикаций не отображаются в новостной ленте, поэтому рекомендую иногда заходить на страницу https://dzen.ru/pomoskve , чтобы видеть все обновления!
Поддержать канал «Пешком по Москве» вы можете по ссылке или по номеру карты 5536 9138 1771 9947