Слова "Пруссия", "пруссаки", "прусский" на слуху у любителей истории. сразу вспоминаются и король-солдат Фридрих Великий, и вымуштрованная армия, по мнению Суворова больше годная для парада, чем для сражения, "железный" канцлер Бисмарк, и Восточно-прусская операция, со взятием Кенигсберга в конце войны... В тени этих исторических лиц и событий остаются незаметными сами пруссы - средневековый союз балтских племен, завоеванный тевтонскими рыцарями и истребленный в ходе иноземной колонизации (источник: Пруссы: что случилось с древним балтийским народом // russian7.ru).
Вплоть до немецкой колонизации пруссы оставались язычниками. Сведения об их мифологии в оснооснвном происходят из двух источников: Судавской книги и Constitutiones Synodales.
Легендарное прусское святилище Ромовэ (Romove) - одно из трех главных балто-славянских святилищ. Два других - Аркона и Ретра.
Этимология названия восходит к балтскому корню "rom / rem", что значит "тихий" или "спокойный". По другой версии Romove - это не что иное как Rome, т.е. обыкновенный перевод названия города (Рим) на прусский язык.
Согласно "Прусской хронике" (1517 - 1529 гг.) брата Ордена проповедников Святого Доминика Симона Грюна и святилище Ромове было основано в 523 году (VI в.) королем Видевутом и его старшим братом Брутеном. Именно в это время король Видевут был избран готами из германских земель и прибыл со своим народом по Восточному морю (нем. Ostsee; Балтийское море) к устью р. Вислы в Ульмиганию (самоназвание Пруссии).
Короли Видевут и Брутен нашли здесь народ с примитивной общественной организацией и культурой. Видевут стал во главе народов в 521 г., хотя изначально был избран самодержцем его старший брат Брутен, который отказался от политической власти в пользу Видевута, избрав религиозную. Он стал верховным жрецом Криве Кривайтисом.
Новый правитель первый дал объединенное название областям Пруссии (в средневековых немецких манускриптах вплоть до XVI - XVII вв., а также на латыни употреблялся термин Prut(h)enia или Брутения (brote, прусский - брат) - опять же в честь своего брата Брутена. Он сформировал регулятивные социальные нормы в обществе, начал развивать материальную культуру.
В свою очередь верховный жрец Брутен внес реформацию в языческий культ древних пруссов и в 523 году основал в излучине реки Лавта (ныне Витушка) главное святилище - Ромовэ со священным вечнозеленым (!?) дубом шириной в 6 локтей (более 2.5 м) с пышной кроной, которая не увядала ни зимой, ни летом. В дуплах этого многовекового дерева стояли изваяния трех главных языческих богов: Патолса, Потримса и Перкунаса. Это культовое место стало резиденцией Криво Кривайто (верховного жреца).
Жилище вайделотов (более низших жрецов по рангу жреческой иерархии) находилось на подходе к Ромове, впоследствии с XVII века, здесь возникло поселение Schwedenchanze - это ворота в святилище. Городок защищал подход к расположенному севернее святилищу Ромове. Далее простым смертным был закрыт. Нарушение запрета каралось смертью. На территорию богов имели право заходить только жрецы, ну и в особых редких случаях, с позволения Криве, вожди, особо отличившиеся воины, - в общем те, на кого указал перст божий. Все приносили богам дары, трофеи и оставляли именно здесь, в городке вайделотов у Ромове, затем вайделоты относили их к жертвенному огню.
Ромове на протяжении пяти веков было столицей древней Пруссии. Помимо духовного центра, оно являлось мостом военных сборов и паломничества пруссов со всех 12 областей, а также соседей из языческой Литвы, Жмуди, Земгамии и Куронии. Здесь принимались важнейшие политические решения, праздовались победы, находилась также и прусская сокровищница.
Тут же в 573 году, предварительно разделив Пруссию (Брутению) между двенадцатью сыновьями и тремя дочерьми, так каждому досталось по области, и избранного Криво Кривайто, которым стал Брудон, братья Видевут и Брутен сами себя принесли в жертву богам. К тому времени они были уже в достаточно преклонном возрасте. Видевуту было 116 лет, а его старшему брату - 132 года.
Пруссы верили в загробную жизнь, в частности, в реинкарнацию. В празник поминовения, на кладбищах приносили в дар умершим родственникам все то, что могло пригодиться покойному в загробной жизни и помогая добраться в родной дом, вкусить пищу и питье (шкуры лошадей, предметы обихода, украшения, оружие и т.д.). Тела умерших сжигались (кости затем предавались ритуальному погребению). За соблюдением погребальных обрядов следили жрецы.
Религиозные верования были прочным фундаментом, на котором строилась строгая организация прусских племен. На основе средневековых записей прусских легенд известным российским языковедом В.Н. Топорову и В.Вс. Иванову удалось восстановить иерархию прусских богов. Самым важным (но не самым почитаемым) божеством пруссов был "бог неба и земли" Уласпирмс (другое его имя было Дэйвс), т.е. просто "бог" - сравним с литовским Dievas - "бог" и латинским "Dievs"). За ним шли божество света, магии, войны и всех вод Потримпс, или Свайкстикс, "бог молнии и дождя" Поркунис, "бог смерти и подземного мира Патолс (связанный с более древним Бардойтом, Богом кораблей и, наконец, "бог изобилия и богатства" Пильвитс, упоминаемый в "Хрониках прусского края" Бреткунасом и идентичный русскому Переплуту. Патолс пруссами воображался как дряхлый старец, Перкунис (идентичен литовскому Пяркунасу, русскому Перуну, латышскому Пэркунсу) - как мужчина средних лет, Потримпс - как бебородый юноша, а сам Дэйвс - скорее всего, как малолетний мальчик (судя по наличию соответствующего мифологического образа в литовских мифологических сказаниях. Аутримпо - Бог моря, вместе с Потримпо восходящий к более древнему Тримпо, повелевавшему водами. "Ниже" Потримпса, Перкуниса и Патолса в прусском пантеоне располагались различные духи. Обретение богом Перкуно роли главы прусского пантеона может быть связано с возрастанием роли подсечного земледелия у пруссов.
Структура прусского пантеона отражает двоичность местного мировоззрения. Наиболее ярко это реализуется при оппозиции Потримпо-Патолло: жизнь и смерть, молодой и старый, зеленый и белый. Эта идея пронизывает и дальнейшие слои иерархии богов Пруссии.
Посредниками между миром богов и человеческим обществом считались, видимо, легендарные вожди пруссов Брутен и Видевут, основатели сакрализованной власти в междуречье Ногаты и Деймы.
Местом отправления религиозного культа были для пруссов священные рощи. Самой главной из них была роща по имени Ромовэ, расположенная в районе впадения р. Лавы в реку Преголю, неподалеку от пос. Знаменска в нынешней Калининградской области. Центром Ромовэ был вековой дуб (дуб у пруссов считался священным деревом), перед которым постоянно поддерживался священный огонь. Позднее на месте Ромовэ располагался хутор Оппен (ныне - это территория Зоринского сельсовета Гвардейского района). В Ромовэ была отгорожена центральная часть комплекса, и сделано это было с помощью растянвутых полотнищ. Есть мнение, что в Ромовэ в качестве полотнищ для отделения священного пространства использовалось "знамя Видевута", изображавшее трех верховных прусских богов (Кулаков, 1996).
Несколько раз в году представители всех прусских кланов и родов собирались в Ромовэ для ритуала жертвоприношения, в том числе человеческих. Местами совершения обрядов служили святилища священных рощ и холмов. В качестве жертвенных животных использовались: козел (его кровью окроплялись жители деревни и скот для повышения плодородия) и конь, сопровождающий своего хозяина в могилу. Культ коня был важнейшим элементом прусской культуры. Не случайно на легендарном прусском гербе наряду с изображениями верховных богов и родоначальников присутствует фигура белой лошади в прыжке. Культ белого коня связан с легендой о братьях Брутене (верховном жреце пруссов) и Видевуте (князе), заключившим мир со славянами и принесшими в жертву богам белую кобылицу. Белый конь родился у священной кобылицы, зачатый во время жреческого обряда плодородия, который был проведен в августе 547 года н.э. (есть записи в жреческих монускриптах местечка Еженберг - ныне Железная гора). Этот обряд проводился после голодных лет (великого голода 536 - 541 гг. н.э.). Этого коня подарили вестнику бога плодородия (источник: Пруссы: что случилось с древним балтийским народом // Русская семерка, 29 марта).
С того времени (по легенде 550 г н.э.) белые лошади у пруссов почитались как священные. У пруссов бытовал обычай: никто в стране пруссов не мог ездить на белой лошади, держали ее только для богов. Только верховный жрец мог его кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественное животное.
Особое почитание коня находилось в тесной связи с особенностями устройства и быта общества. В частности, пруссы в значительной степени занимались коневодством. Другим проявлением культа коня является использование лошадиных голов в оформлении верхней части домов во время обрядовых ряжений.
Особый интерес в описании прусских представлений о переходе усопшего в мир иной представляет собой упоминание сокола. Именно ловчая птица - сокол - играла немаловажную роль в мировоззрении пруссов. Судя по всему, она и была символом прусской дружины и считалось на Янтарном берегу вестником богов и спутником войска. Изображения этой птицы украшали ножны мечей прусских воинов, элементы кожной упряжи и проч.
Во время этих празднеств жрецы обсуждали наиболее важные вопросы, касающиеся жизни всех пруссов.
В целом, религии пруссов почти не уделялось внимания вплоть до середины XVI в. У Петра Дусбургского значится, что они почитали всю природу, заменяя ею бога. Это объясняет, почему у пруссов существовали священные леса, где совершали культовые служения. За осквернение этих мест могла назначаться смертная казнь. В Ромовэ прусские жрецы приносили в жертву захваченных рыцарей-крестоносцев, возводя их на костер на лошади в полном снаряжении. В 997 году в жертву был принесен один из польских святых миссионер Адальберт (Войцех) за то, что осмелился нарушить границы священной рощи.
23 апреля 997 г. пересекший территорию заповедного леса Кунтер и могильник Ирзекапинис Адальберт был повержен жрецом Сикко, возглавившем группу пруссов, и погиб, пораженный ударами семи копий. Тело миссионера, как показывает фреска 1523 г. в капелле Св. Адальберта в замке Лохштедт (ныне - пос. Летное Зеленоградского района), было расчленено, и отрубленная голова воздета на шест.
В 1981 году археологам вблизи от леса Кунтер, в урочище Охсендреш Балтийской экспедицией удалось обнаружить округлое святилище в плане конструкции поперечником 16 м с жертвенником, сооруженное для разового жертвоприношения. Это святилище однозначно связывается с последними часами жизни миссионера. Он, видимо, был принесен в жертву духам, обитавшим в священном лесу Кунтер, причем, ритуальный костер здесь не применялся. В земле пруссов погиб и проповедник Бруно, известный своим путешествием на Русь в 1007 г. Военные успехи пруссов в XII в. способствовали почитанию власти Криво-Кривайтиса другими балтскими народами.
После победы пруссы приносили жертву своим богам, и от всего того, что досталось им победой, третью часть приносили Криве, который это сжигал. Пока остается неясным, производились ли такие жертвоприношения в культовых центрах каждой прусской земли или же только на центральном святилище Ромовэ-Рикойто, своим основанием в середине V в. обязанным видивариям. Древнейшее святилище, возникшее в V в. н.э. и сопоставимое с центром культовой и административной власти Брутена и Видевута - Рикойто (прусск. - "местоприбывание господ"), располагалось в пределах древнейшего в земле пруссов дружинного региона на побережье Натангии у современного поселка Липовка (Багратионовский р-он). Грандиозные размеры площадки городища (205*182 м) и его вала, отсутствие на городище культурных напластований выделяют его из ряда остальных прусских городищ. Еще более внушительны размеры у второго святилища в урочище Шлоссберг (ныне - Бочаги Черняховского района). Оба эти объекта, кроме их размеров, объединяет расположение в излучинах рек. Видимо, перенесение Ромовэ с запада, от беспокойной польской границы на восток, в Надравию, было связано с происходившими в начале XI в походами Болеслава Храброго, предпринятыми в отомщение за гибель Св. Адальберта и направленными прежде всего против прусского язычества. Правда, местные легенды связывают уничтожение Ромовэ в Натангии с польским набегом времен Лешка Старого. В центре святилища Ромовэ, судя по тексту Симона Грунау, рос вечнозеленый дуб, среди ветвей которого находились изображения богов Перкуно с пламевидными волосами, Потримпо с венком из злаков на голове и Патолло. Древо, под которым горел постоянно поддерживающийся жившими поблизости вайделотами священный огонь, на расстоянии одного шага было окружено шестами с растянутыми между ними полотнищами. За священную занавесь могли заходить лишь сам Криво-Кривайтис с особо приближенными вайделотами для проведения особо важных обрядов. В рамках соответствующих культовых церемоний богу Перкуно был посвящен негасимый огонь, Потримпо - змея, пьющая молоко из большого сосуда, Патолло - черепа человека, коня и быка. При молениях, вне всяких сомнений, производились возлияния священных напитков пруссов - молока и меда. В орденское время их заменило пиво. Моления проводились как в рамках периодических народных праздников (календарных), так и в экстраординарных случаях (угроза войн, стихийные бедствия). Несмотря на перенос Ромовэ в Надравию, где его и отметил в начале XIV в. Петр из Дусбурга, поклонение священному дубу сохранилось и близ древнейшего Ромовэ, на месте последующего города Хайлигенбайль. Уничтоженное вармийским епископом Ансельмом в 1301 г. местное святилище с дубом именовалось Schwentomest, т.е. "священный город". Глубинная связь растущего на возвышенности (холме, горе) дуба с огнем-громовержцем, легко объясняется древнейшими представлениями о "молнии", поражающей дубы на вершинах гор.
Кроме священных лесов и источников, культовые объекты искусственного происхождения также были полностью табуированы.
Культовые воззрения пруссов в виде языческих рудиментов народной культуры жили в Пруссии минимум до XVIII в. и сохранились в легендах и песнях XIX - начала XX в. Окончательное сложение системы прусских верований можно отнести к XI - XIII в.
Пруссы и их соседи подчинялись владычеству верховного жреца Криво-Кривайтиса. В "Хронике земли Прусской" (1326 г.) Петр из Дусбурга его власть описывает следующим образом: "Было же... в Надровии одно место, называемое Ромов... в котором жил некто, по имени Криве, которого они (пруссы) почитали как папу, ибо как господин, папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только язычники пруссы, но и литовины, и прочие народы земли Ливонской" (Петр из Дусбурга, 1997). Память о том, что власть Криво-Кривайтиса распространялась до р. Даугавы, сохранилась в прусских сказаниях вплоть до XIX в.
Разделение Ульмигании на 15 (изначально) удельных княжеств, в отличие от русского деления XI века, не способствовало междуусобицам, хотя без мелких стычек в дальнейшем все ж не обходилось. Этому способствовало преобладание духовной власти над светской, - всегда оставалось за Криво Кривайто последнее слово, он был связующим звеном всех племен, имел отнюдь не формальное главенство над всеми их вождями и являлся беспрекословным авторитетом везде и всюду. Даже послы Криве Кривайто несли в руке особый знак (кривуле - изогнутый посох), были особо почитаемы и принимаемы во всех балто-славянских землях. Весьма существенно указание Петра Дуйсбургского на то, что влияние главного прусского святилища и его верховного жреца распространялось на земли Восточной Прибалтики. В середине XIII в. прусский Криве-Кривайто, спасаясь от крестоносцев, ушел на восток, в Литву, где с этого времени стала располагаться жреческая резиденция. По местным легендам, с ним связано основание города Вильно (Вильнюса).
Даже после христианизации прусских племен католической церковью, паломники тайком приходили сюда, на место первого святилища, к старому дубу, чтобы помолиться своим богам и сделать оберег из дубовой коры благородного дерева, защищавшего от любых бед и напастей.
В 1260 г. Эрмландский епископ Ансельм фон Мейан, посоветовавшись с магистром Тевтонского ордена в Пруссии Хартмундом фон Грюнбахом, принял решение срубить этот "злосчастный" дуб, дабы покончить навсегда с этим "идолопоклонническим вздором". Но топоры немецких рыцарей ни в какую не брали этот дуб. Его удалось срубить только после прочтения специальной молитвы Ансельмом. Именно это событие впоследствии и легло в основу названия города топоров - Heiligenbail (в пер. с нем. Священный топор) - ныне г. Мамоново.
Осенью того же 1260 года разгорелось Великое прусское восстание, которое продолжалось 14 лет и закончилось полной и безоговорочной победой Тевтонского ордена. Большая часть прусских племен были окончательно сломлены, обескровлены, раздавлены морально и не имели впредь никогда и никакой возможности сопротивляться Ордену. Это пока еще не касалось скальвов, надровов и ятвягов, но спустя несколько лет их ждала та же участь.
На месте священного дуба брат-священник Петрус фон Зор по решению братии закладывает монастырь Пресвятой Троицы. Но и тут духи былого святилища не угомонились. Братья-монахи с ужасом жаловались устроителю, что в стенах монастыря поселился сам Люцифер. Из Германии вызвали экзорциста, котрый отлил 7-сантиметровый крест из самого высокопробного золота. К кресту крепился держатель в виде треугольника. На этом держателе священнослужитель написал какие-то тайные слова и зарисовал его вместе с крестом под краеугольным камнем храма. И только после этого нечистая сила со своим предводителем покинула это место навсегда.
Таким образом, у пруссов сложилась следующая система управления. Высшим правителем являлся верховный жрец - Криво-Кривайтис. Его резиденцией было центральное святилище пруссов - Ромовэ, находившееся в местечке Рикойто (прусск. - "место господина") в Натангии. Власть на местах осуществлял совет старейшин. Главенствующую роль в них играли вайделоты - местные жрецы. Решающее слово в волостях также действовали выборные советы старейшин. Таким образом, была построена структура власти у пруссов на исходе эпохи раннего средневековья. Конструктивно она близка к конфедеративной схеме, появившейся у некоторых государств Европы в XVI - XVIII в. Формально самостоятельные прусские земли были объединены культовым авторитетом Криво-Кривайтиса (титул наследственный). Прусские земли не координировали свои политические и военные действия и часто враждовали между собой. Единственными преимуществами пруссов были их многочисленность и любовь к земле предков. Однако, как выяснилось в дальнейшем, в борьбе за свободу это было недостаточно (источник: Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 г. - М.: "Индрик", 2003).