Найти в Дзене
Культура Москвы

Новогодние огни Москвы: история праздничного украшения города

Зимние праздники в Москве долгое время оставались камерными, домашними — с застольями, свечами, детскими подарками. Идея о том, что город нужно специально «наряжать» к празднику, пришла не сразу. Царские указы, народные гулянья, коммерческая выгода, общественная активность и просто любовь москвичей к ярким огням и суете подарили нам ту сияющую новогоднюю столицу, к которой мы привыкли сегодня.
Историю и традиции праздничного убранства города рассказала Ирина Карпачёва, начальник отдела «История Москвы» Музея Москвы.
Царский указ
С 1700 года Пётр I, желая синхронизировать Россию с европейским календарём, предписал встречать новый год 1 января. Ранее его отмечали 1 сентября, а в декабре праздновали только Рождество.
В своём указе царь предусмотрел и обязательное украшение столицы: «По большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед вороты, учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…»


Зимние праздники в Москве долгое время оставались камерными, домашними — с застольями, свечами, детскими подарками. Идея о том, что город нужно специально «наряжать» к празднику, пришла не сразу. Царские указы, народные гулянья, коммерческая выгода, общественная активность и просто любовь москвичей к ярким огням и суете подарили нам ту сияющую новогоднюю столицу, к которой мы привыкли сегодня.

Историю и традиции праздничного убранства города рассказала Ирина Карпачёва, начальник отдела «История Москвы» Музея Москвы.

Царский указ


С 1700 года Пётр I, желая синхронизировать Россию с европейским календарём, предписал встречать новый год 1 января. Ранее его отмечали 1 сентября, а в декабре праздновали только Рождество.
В своём указе царь предусмотрел и обязательное украшение столицы: «По большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед вороты, учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…»



Однако, как отмечает Ирина Карпачёва, начальник отдела «История Москвы» Музея Москвы, горожане указ исполнять не торопились: «Пожалуй, понравилось это нововведение только молодёжи. Пётр I видел, как иностранцы дружно встречали Новый год в Немецкой слободе. Царь мечтал о том, чтобы горожане работали и отдыхали сообща, выходили из-за своих заборов на улицы и площади, встречали Новый год вместе. Он строил новое государство, и ему очень хотелось объединить людей вокруг реформ, идей, праздников. А москвичи в основном считали, что праздник — это дело семейное. Но на фейерверки смотреть приходили. Активное уличное украшение города началось позднее, в XIX столетии».
Праздник «Новогодней елки». Голова из сказки «Руслан и Людмила» ведет беседу с ребятами
Москва, Сад «Эрмитаж»; 29 декабря 1944 – 20 января 1945 гг.
Праздник «Новогодней елки». Голова из сказки «Руслан и Людмила» ведет беседу с ребятами Москва, Сад «Эрмитаж»; 29 декабря 1944 – 20 января 1945 гг.


Пространство города преображалось лишь для исключительных событий: коронационных торжеств, триумфальных победных шествий и гго маскарадов. Тогда возводились триумфальные арки, обильно украшенные светящимися гирляндами — фонариками с огненными фитилями.

Чистота как украшение, а ёлка как двигатель торговли

Новый год не сразу прижился, тогда как Рождество традиционно отмечали в храме и в кругу семьи. Однако были и народные святочные и рождественские гулянья с катаньями на санях или с ледяных горок. Настоящим «украшением» города становилась чистота. К Рождеству Москву заносило снегом, а дворников в городе не было, и домовладельцы сами старались перед праздниками почистить свой двор и улицу. Ярмарки на площадях, цирковые балаганы и карусели — всё это создавало особую, шумную и яркую атмосферу.

Праздник «Новогодней елки». В конце интермедии вспыхивали разноцветные огни 18-метровой ёлки, и ребята веселились около неё
. Москва, Сад «Эрмитаж»; 29 декабря 1944 – 20 января 1945 гг.
Праздник «Новогодней елки». В конце интермедии вспыхивали разноцветные огни 18-метровой ёлки, и ребята веселились около неё . Москва, Сад «Эрмитаж»; 29 декабря 1944 – 20 января 1945 гг.
Елочный базар. 
Москва, 1970-е гг.
Елочный базар. Москва, 1970-е гг.

Первые уличные новогодние ёлки можно было увидеть в Немецкой слободе в Лефортово — по инициативе живших там европейцев. Позже традицию переняли при императорском дворе. Для императрицы Анны Иоанновны устанавливали и украшали ель на Соборной площади. Император Александр I распоряжался ставить наряженные деревья в Кремлёвском (Александровском) саду.



Во второй половине XIX века на торговых ярмарках появились новогодние гирлянды из разноцветных флажков, фонариков. Торговцы использовали праздничный антураж для привлечения покупателей. «На торговых ярмарках на Красной площади, возле Гостиного двора стали появляться ёлки — их ярко наряжали, завлекая покупателей», — поясняет Ирина Карпачёва.

Зимний свет


До появления электричества иллюминацию создавали с помощью плошек с конопляным маслом или керосином, которые расставляли вдоль центральных улиц и площадей. Этот свет был неярким, мерцающим, легко гас от ветра и снега.

Электричество стало проникать в Москву на рубеже XIX–XX веков, но до праздничной подсветки было ещё далеко. Впервые электрические фонари и разноцветные лампочки украсили кремлёвскую стену и фасад здания Верхних торговых рядов, выходящих на Красную площадь, в декабре 1895 года. И горели они до коронационных торжеств 1896 года.


«Современники вспоминали, что в новогодней Москве было темновато. Тяжело было извозчикам и кучерам — приходилось «летать» по кривым улочкам с осторожностью, чтобы не подавить загулявшиеся компании. Сначала даже электрифицированные улицы возле Кремля освещались не очень ярко, и жители города ещё долго выходили с фонарями, не забыв средневековые традиции», — замечает Ирина Карпачёва. По её мнению, дореволюционная Москва больше самих праздников любила предпраздничную суету. Атмосферу задавали народные гулянья, тепло домашних огней, запах хвои, скрип полозьев по расчищенному снегу и мерцание масляных плошек.

Праздник «Новогодней елки». Проводы новогодних гостей
. Москва, Сад «Эрмитаж»; 29 декабря 1944 – 20 января 1945 гг.
Праздник «Новогодней елки». Проводы новогодних гостей . Москва, Сад «Эрмитаж»; 29 декабря 1944 – 20 января 1945 гг.
Дед Мороз, Снегурочка и олимпийский Мишка на фоне строящегося спорткомплекса «Олимпийский»
. Москва, 1979 г.
Дед Мороз, Снегурочка и олимпийский Мишка на фоне строящегося спорткомплекса «Олимпийский» . Москва, 1979 г.



Советские зимние гулянья: от запрета до праздника на всю страну


До революции люди в основном праздновали именно Рождество, а не Новый год. После от традиции официально отказались: праздник считался религиозным. Однако негласно москвичи продолжали отмечать его все эти годы. «Москвичи запреты игнорировали и в домашнем кругу Рождество праздновать любили. Вот Новый год — кто как хотел. В 20-е годы, когда прокатилась антирелигиозная кампания, Рождество стало пионерским и комсомольским. Молодёжь устраивала маскарады, уличные шествия с транспарантами, антирелигиозные спектакли. Однако всё равно это было Рождество (пусть по-комсомольски) с пирогами и красными флагами, вечеринками и красными косынками… А потом и само слово «рождество» оказалось под запретом», — объясняет Ирина Карпачёва.

Перелом наступил в 1935 году. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Это был призыв праздновать не Рождество, а именно Новый год — светский и советский.

«… буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. <…> Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. <…> Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах», — писал Постышев. И Сталин поддержал эту инициативу.

Уже в декабре 1936 года в Колонном зале Дома Союзов состоялась главная ёлка страны с первым официальным Дедом Морозом — актёром Михаилом Гаркави. Дети наряжались не только в зайчиков и кошечек, но и в красноармейцев и стахановцев. А в ключевые моменты праздника звучали залпы игрушечного крейсера «Аврора».

Новый год 1941-го — вопреки войне


Самый пронзительный эпизод в советской истории праздника пришёлся на самый драматичный период войны. 5 декабря 1941 года началось долгожданное контрнаступление советских войск под Москвой. Столица стала приходить в себя после тяжелейшего осадного положения.

«Это была первая победа “со стальными нервами”. Где-то с 10 декабря начинают завозить в Москву живые ёлки. Запахло хвоей и праздником. И несмотря на то, что наступление 42-го года москвичи отмечали в бомбоубежищах, в метро и на рабочих местах, решили отметить весело, назло фашистам», — рассказывает Ирина Карпачёва. Новогодние ёлки, украшенные самодельными игрушками, стали символом стойкости и веры в скорую победу.

Праздники мирной жизни: 1950–1980-е


Во второй половине 1950-х годов Моссовет активно занимался украшением новогодней столицы. Лесные хозяйства заготавливали гигантские 25-метровые ели для ключевых площадок. Многие москвичи очень хорошо помнят ёлки своего детства.

«На гигантских ёлках мне нравились большие связки разноцветных шаров, огромные блестящие хлопушки. Ёлки сверкали разноцветными огоньками-фонариками. В городе стали появляться в большом количестве лампочные гирлянды вдоль улиц-дорог, появились световые инсталляции в виде снежинок и ёлок на фонарях», — с теплотой вспоминает Ирина Карпачёва.

Особый интерес представляли витрины центральных магазинов — ГУМа, ЦУМа, «Детского мира», магазинов на Калининском проспекте (сейчас — Новый Арбат), украшенные к празднику московскими художниками. После Фестиваля молодёжи 1957 года на ёлках появились фигурки в национальных костюмах, а после полёта Гагарина — космонавты и ракеты.

Ирина Карпачёва рисует картину праздничного города:
«Во дворах соседи собирались и украшали ёлку, которую специально высаживали поблизости. Часто серпантином или блестящим “дождиком” наряжали любое дерево, вокруг которого можно водить хороводы. Мы украшали ёлку и в школьном дворе. В парках играли огнями входы и центральные аллеи, почти везде были старые эстрады — “ракушки”: нередко там проходили новогодние представления для детей».

Театральный проезд. Гостиница «Метрополь»
. Фото Н.Н. Рахманов
. Москва; 1956 г.
Театральный проезд. Гостиница «Метрополь» . Фото Н.Н. Рахманов . Москва; 1956 г.
Дежурный наряд милиции в Лужниках
. Фото В.Р. Лагранж
. Москва; 1962 г.
Дежурный наряд милиции в Лужниках . Фото В.Р. Лагранж . Москва; 1962 г.


Выйти в новогоднюю сказку


Сегодня масштабы оформления Москвы поражают воображение: целые улицы превращаются в сказочные миры. Яркие тематические зоны привлекают множество москвичей и туристов. Ирина Карпачёва отмечает, что на наших глазах рождаются новые социальные тренды:
«Пётр I был бы рад — люди вышли на улицы города в новогодние праздники. Невероятно популярными стали ночные электробусы! Современные москвичи создали новую традицию в городе — они даже не понимают, но это новая новогодняя традиция: можно проехать по всей праздничной Москве, в любой момент выйти и окунуться в сказку… Я человек домашний, но удержаться не могу».

В Москве уже открыты фестивальные площадки, катки, украшены улицы и площади, проходят мастер-классы, уличные спектакли. Предусмотрено большое количество бесплатных развлечений. Подробности, точки на карте и афиша событий — на сайте проекта
«Зима в Москве».


Автор текста — Виолетта Тамбия