Найти в Дзене

Магнит встал на рельсы маркетплейса — отчаянная попытка запрыгнуть в убегающий последний вагон

Рителйер из Краснодара решил стать еще немножечко больше маркетплейсом. Площадка цифровой торговли «Магнит Маркет» (дочка «Магнита»/ «Тандера») запускает доставку сразу в четырех крупных городах - Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде. Как уточнили в пресс-службе, в этих городах «Магнит Маркет» будет работать в партнерстве с «Яндекс Доставкой»: на старте для клиентов маркетплейса будет доступна доставка более чем в 1 тыс. партнерских пунктов выдачи заказов. Клиентам обещают бесплатную доставку товара в заказах от 499 рублей, а продавцам системы доставки по модели FBO (со склада маркетплейса) или FBS (со склада продавца). — «Магнит Маркет» впервые выходит в Южный и Северо-Западный федеральные округа, усиливая федеральное присутствие. Запуск в четырех новых городах – это стратегический шаг, который поможет маркетплейсу расширить клиентскую базу, увеличить товарооборот и повысить привлекательность площадки. Для селлеров открываются новые возможности и доступ к еще

Рителйер из Краснодара решил стать еще немножечко больше маркетплейсом. Площадка цифровой торговли «Магнит Маркет» (дочка «Магнита»/ «Тандера») запускает доставку сразу в четырех крупных городах - Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде.

Как уточнили в пресс-службе, в этих городах «Магнит Маркет» будет работать в партнерстве с «Яндекс Доставкой»: на старте для клиентов маркетплейса будет доступна доставка более чем в 1 тыс. партнерских пунктов выдачи заказов. Клиентам обещают бесплатную доставку товара в заказах от 499 рублей, а продавцам системы доставки по модели FBO (со склада маркетплейса) или FBS (со склада продавца).

— «Магнит Маркет» впервые выходит в Южный и Северо-Западный федеральные округа, усиливая федеральное присутствие. Запуск в четырех новых городах – это стратегический шаг, который поможет маркетплейсу расширить клиентскую базу, увеличить товарооборот и повысить привлекательность площадки. Для селлеров открываются новые возможности и доступ к еще 9 миллионам потенциальных клиентов. Покупатели получают широкий выбор товаров, доступные цены и быструю доставку. При этом в городах, куда выходит «Магнит Маркет», бренд «Магнит» уже очень хорошо знаком потребителям. Особое место занимает Краснодар — город, с которого начиналась история ритейлера», — сообщила коммерческий директор «Магнит Маркета» Татьяна Тедеишвили.

Продуктовый гигант обещает, что после удачного старта в Южном и Северо-Западном регионах совместный логистический проект «Магнит Маркета» и «Яндекс Доставки» может быть продолжен и в других регионах России. Будут ли строить новые точки ПВЗ или их запихнут в уже существующие «Магниты у дома» с неповоротливыми продавцами — я так и не понял.

Что тут примечательного? Конечно же сроки. Компания пытается развивать себя в формате маркетплейса с недавнего времени. Только в октябре 2023 года Сеть выкупила 100% акций компании KazanExpress у структуры «AliExpress Россия» и других держателей акций. Не в 2020, когда из-за пандемии начался бум на площадки интернет-продаж на фоне карантина и не в 2022-м, когда из-за СВО обвалились западные поставки товаров. А только полтора года назад, когда рынок уже был поделен.

Собственно на базе этого актива и был создан «Магнит Маркет», который с тех пор увеличил сеть ПВЗ до 2000 точек и вышел в новые города, запустил доставку заказов курьерами «Магнита», запустил кросс-докинг на базе РЦ «Магнита» а также расширил ассортимент и число сейлеров за счет схемы FBS (когда товар хранится на складе продавца).

Впрочем, все эти новости прошли стороной мимо рядовых потребителей. О них большинство покупателей как не знало, так и не знает до сих пор. А сам проект несколько напоминает другую масштабную инициативу, оказавшуюся мертворожденной.

Во время ухода из основных акционеров «Магнита» Сергей Галицкий договорился с новым собственником ВТБ и «Почтой России» о сотрудничестве. В итоге было принято решение, что «Почта» будет доставлять продукты из «Магнита», а в магазинах Сети появится почтоматы. Про реализацию первого пункта мне даже лень гуглить. Вторая история закончилась печально — почтамтами точки действительно оборудовали, но поскольку «Почта» — это государственный бюрократический монстр, который умеет только тратить деньги, а не зарабатывать их, то историю тоже свернули и из многих точек почтаматы в итоге убрали. Не зашло, хотя идея была здравая.

Вообще стоит отметить, что с системным и в чем-то даже экзистенциальным кризисом «Магнит» впервые столкнулся еще при Галицком. Компания за 20 десятка лет превратилось из локальной структуры в глобальную (то бишь международную), с оборотами на миллиарды долларов и на время заняла место первой торговой Сети в России. Менеджмент и владельцы оказались не в силах справится со своим новым статусом и вызовами.

В итоге началась регулярная (раз в несколько лет) смена ключевого менеджмента, несколько раз поменялись ключевые собственники (теперь основные рычаги власти в руках зятя Лаврова Александра Винокурова), а успехов до сих пор нет. Компания по-прежнему смотрит в затылок X5 Group (входит в строенную в глобальный контур бизнесса Альф Групп). Впрочем, в условиях санкций и отсутствия крупных игроков с чемоданами баблоса для покупки у «Магнат» сейчас дела идут хорошо, финансовые показатели оптимистичные.

Но это положение, на мой дилетантский)) экспертный взгляд кажется зыбким. «Магнат» достиг определенного предела в развитии и движется на месте. И это в условиях, когда в стране наступил кризис гипермаркетов и ТЦ и структура торговли в целом начала меняться.

Для прорыва магнит начал себя пробовать в новых формах и форматах: сделал ставку на «Супермаркеты у дома», тестирует формат ultra-convenience (компактных торговых точек) и киосков «МагнитGO», пробовал играться с форматом "нищемаркетов" (при том, что сама сеть вроде как бюджетная), а недавно начал экспансию в формате готовой еды. И это не считая покупки нескольких федеральных сетей вплоть до премиальной «Азбуки Вкуса». Но прорыва как не было, так и нет.

Есть риск, что и с форматом маркетплейсов всё будет печально, ну или как минимум, не очень. Покупку KazanExpress с экономистом Романом Иноземцевым мы обсуждали еще полтора года назад. Уже тогда Роман скептически оценил происходящее, отметив, что Магнит Слишком поздно пытается вписаться в сформировавшийся рынок.

И действительно, по-хорошему в систему Маркетплейсов нужно было приходить в 2020-21 годах. Удивительно, что большой бизнес игнорировал это, и поляна осталась за старыми набором игроков с непонятными конечными собственниками — Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, Lamoda, AliExpress Россия. Где-то рядом стоит Авито, у которого тоже все непросто.

Всё это игроки, приустававшие на рынке еще в прошлую эпоху. Что касается «Магнит Маркета», то не то, чтобы его в этом списке нет. Просто он в конце списка сильнейших.

И тут мы подходим к ключевому моменту. Как раскали в пресс-службе «Магнита» партером компании станет «Яндекс Доставка». То есть сервис, связанный с третьим ключевым игроком рынка маркетплейсов России — «Яндексом». И тут принципиальным вопросом является то — ограничится ли сотрудничество объявленным форматом или нас дальше ждет более серьезная интеграция.

Если ответ на второй вопрос положительный, значит можно предположить, что нас может ждать как минимум частичное слияние бизнесов «Магнита» и «Яндекса». Что, в целом выглядит стратегически правильно в условиях скукоживающегося и стремительно цифровизирующегося рынка торговли в России.

А значит, со временем некоторое влияние на процессы управления могут получить владельцы «Яндекса». Кстати, кто эти люди?)