Похоже, что наблюдать за многосерийной драмой, разыгрываемой двумя ключевыми фигурантками - Ларисой Долиной и Полиной Лурье, - нам предстоит ещё очень долго. Каким бы ни оказалось решение, которое 16 декабря вынесет Верховный суд, ясно одно: финальной точки эта история всё равно не получит. Если высшая судебная инстанция решит поддержать вердикт Хамовнического суда, то противостояние, очевидно, переместится в информационное поле, где каждое слово и жест будут разбираться под микроскопом. А если Фемида всё-таки встанет на сторону Лурье, неизбежно всплывёт другой вопрос - сможет ли, и главное, как именно Долина собирается рассчитываться по долгам? Ведь сама певица публично заявила на всю страну, что денег у неё нет от слова «совсем», и в наилучшем для себя варианте она способна вернуть 112 миллионов лишь в течение трёх лет.
При этом нельзя забывать ещё один щекотливый нюанс: хотя в России формально действует романо-германская правовая система, где судебный прецедент не считается источником права, все прекрасно понимают, что отечественные судьи порой охотно «ориентируются» на решения коллег. И если вдруг Верховный суд поддержит позицию Лурье, остаётся только гадать, какой шквал обратных исков накроет суды по тем сделкам, которые раньше были признаны недействительными под влиянием того самого «эффекта Долиной».
Ну а пока высший судебный орган готовится огласить решение, вся страна с интересом наблюдает за тем, как всплывают всё новые и новые подробности из жизни фигурантов этого нашумевшего дела. И если в биографии Полины Лурье журналистам поживиться особо нечем - фигура она всё-таки не публичная, - то вот жизнь Ларисы Долиной как открытая книга. За последние месяцы ей припомнили всё, что только возможно: историю с сотрудниками ГАИ, которые, по её мнению, не должны были останавливать «великую артистку», прошлись по её дочери, разобрали до винтика личную жизнь, попеняли на слишком высокие гонорары. Но, как оказалось, это были только цветочки, ягодки поспели чуть попозже.
Банальная жадность или реально денег нет?
Напомним, что история началась с продажи просторной пятикомнатной квартиры в престижных Хамовниках, которую певица реализовала прошлым летом Полине Лурье. А дальше всё пошло по куда более трагичному сценарию: полученные от сделки 112 миллионов рублей Долина доверчиво отдала мошенникам, уверившим её, будто они разместят средства на «безопасных» счетах. В итоге суд вернул апартаменты артистке, а 35-летняя покупательница, мать-одиночка, осталась ни с чем - без жилья и без денег.
Этот вердикт вызвал настоящий общественный взрыв. Достаточно взглянуть на цифры: по статистике АБА, в течение года имя Ларисы Долиной упоминалось около 1900 раз ежемесячно. Но уже в сентябре 2025-го случился резкий скачок - рост в 2,5 раза, до более чем пяти тысяч упоминаний. А в декабре произошёл настоящий информационный ураган: к 9 числу месяца её имя фигурировало в Telegram-каналах почти 20 тысяч раз.
На певицу обрушилась мощнейшая волна критики, по сравнению с которой травля Киркорова после знаменитой вечеринки у Ивлеевой кажется детским лепетом. И если Бедросович в итоге сумел выкрутиться, то вот перспективы Ларисы Александровны кажутся весьма туманными. Поговаривают, что на карьере певицы уже многие из её окружения поставили крест.
Чтобы реально оценить, в какой ситуации сегодня оказалась Долина, стоит обратиться к цифрам. Речь идёт о гонорарах, от которых, собственно, и зависит, получит когда-нибудь Лурье свои деньги или нет. Специалисты проанализировали потенциальные доходы певицы. Концертная деятельность Долиной сегодня - это, как правило, небольшие площадки на 1-2 тысячи человек в регионах. В Москве и Петербурге залы побольше, на 3-4 тысячи мест. Средний гонорар за выступление составляет от 1,5 до 2 миллионов рублей.
С декабря 2025 по июнь 2026 года у неё запланировано всего 12 сольных концертов - примерно 25 миллионов рублей дохода за полгода. Теоретически прибавить к этому можно частные выступления на корпоративах. Но вот незадача: вопреки общественному мнению, Долина уже давно не входит в ТОП артистов, которых активно зовут на закрытые мероприятия. В лидерах - Киркоров, Лепс, Баста, Гагарина - они могут собрать по 15–20 корпоративов в декабре. А у Долиной - максимум десять, и то нередко «по дружбе», со скидкой.
Корпоративные гонорары колеблются в диапазоне от 2 до 3,5 миллионов. Плюс редкие бюджетные концерты в регионах, где ставка около трёх миллионов. Плюс спектакли в Театре на Таганке, участие в телепроектах, работа профессора и президента Музыкальной академии. В сумме эксперты оценивают годовой доход артистки примерно в 150 миллионов рублей.
Простая математика: чтобы выплатить Лурье 112 миллионов, Долиной нужен почти полный год интенсивной работы. Но это лишь идеальная модель, где нет сорванных концертов, пустых залов и расторгнутых договоров. А реальность сейчас куда жёстче. По всей России прокатывается волна возврата билетов, организаторы один за другим отменяют выступления. Долина прекрасно понимает, чем ей это грозит - именно поэтому она и озвучивает трёхлетний срок возможного погашения долга.
И тут возникает парадокс: в новогоднюю ночь артистка появится на Первом канале, затем выступит в концерте «Рождество с Григорием Лепсом», а декабрь вообще насыщен телевизионными съёмками. Миллионы зрителей вновь увидят «любимую певицу» на экране.
Но проблема в другом: участие в сборных телевизионных концертах не оплачивается. Вообще. Это давняя традиция - работаешь на репутацию, за присутствие в эфире. В декабре таких мероприятий больше десяти. Долина мелькнёт везде, но ни рубля от этого в долге перед Полиной Лурье не убавится.
Получается ситуация почти абсурдная: телевидение создаёт образ процветающей артистки, поддерживает её узнаваемость, а реальные доходы приносит только коммерция, которая сейчас под угрозой.
Представитель Долиной, комментируя бурю критики, напомнил о важной детали:
- Многие уверены, что Лариса Александровна просто прикидывается бедной, будто у неё под забором зарыт лишний миллион. Но все забывают, что общие потери певицы от действий мошенников составляют не 112, а порядка 300 миллионов рублей.
В общем складывается впечатление, что денег у артистки действительно нет, и взять их негде, разве что начать распродавать остатки имущества.
И именно здесь история делает резкий поворот, превращаясь из обычного спора о купле-продаже недвижимости в почти детективное расследование. Недаром ранее мы упомянули, что биография Ларисы Долиной как открытая книга. И чем дальше развивается скандал, тем внимательнее общественность листает эту «книгу». Так, известный публицист Михаил Шахназаров покопался в биографии артистки и обнаружил деталь, которая неожиданно вписалась в общую картину.
Журналист, не склонный к мягким формулировкам, задал прямой, почти убийственный вопрос:
- А почему Лариса Долина, говоря о полном отсутствии средств, умалчивает о многомиллионных бюджетных вливаниях, полученных ею в последние годы?
Развивая тему, Шахназаров напомнил, что только за последние несколько лет певица получила свыше 100 миллионов рублей из бюджета - на развитие и деятельность её музыкальной академии. Причём обучение в этом учебном заведении является платным. Отсюда возникает резонный вопрос: куда же подевались все эти средства?
Публицист высказался предельно жёстко:
- Скандал вокруг Долиной сейчас на самом пике. Историей уже занялись всерьёз, и встаёт логичный вопрос - как можно освоить десятки, больше сотни миллионов на «воспитание новых талантов», при том что занятия в академии вовсе не бесплатные? И после этого говорить, что она - жертва обстоятельств? Да там гранты такие были, что иной вуз позавидует. Но, как говорится, что губит людей? Правильно - к одиннадцати туз.
Не меньше вопросов у публициста вызвала и продолжающаяся активность Ларисы Долиной на сцене и в телепроектах. В медийной среде ходят слухи, что певицу якобы могут вырезать из записи «Песни года», где, по сообщениям очевидцев, её встретили прохладно. Похожие разговоры касаются и новой версии «Приключений Шурика», в одном из эпизодов которой Долина исполнила трек Инстасамки «За деньги да».
Ознакомившись с появившимся в сети фрагментом, Шахназаров выразил резкое неудовольствие и качеством материала, и самой работой артистки.
- У нас, кроме римейков, ничего больше не снимают. При личной встрече с Инстасамкой в Госдуме, видимо, решался вопрос. Из этого фильма любой момент можно вырезать, и ничего не изменится. Но просто сравните песню Money, money, money must be funny группы ABBA - и вот это, - сказал публицист в эфире Rutube-канала «Абзац».
Он также предположил, что Долина рассчитывала изменить общественное мнение с помощью эмоционального интервью в студии «Пусть говорят». Однако часть зрителей обратила внимание на другой аспект: активные публичные заявления певицы начались примерно тогда, когда ей отказали в очередном крупном государственном гранте на образовательные проекты, а билеты на концерты стали продаваться хуже.
Возникает логичный вопрос: действительно ли у Долиной нет средств для возврата денег Лурье, или же артистка попросту не раскрывает всей информации о своём финансовом положении? Сама певица и её директор Сергей Пудовкин утверждают, что говорить о больших капиталах не приходится. Шахназаров же сомневается в этом и задаётся вопросом: куда ушли десятки миллионов бюджетных грантов, которые, по открытым данным, получала созданная Долиной академия в последние годы.