Почему такое простое и полезное устройство так мало используют монтажники? Может, они не умеют с ним работать? Сегодня расскажу про плюсы-минусы гребенчатой шины, а также обсудим несколько лайфхаков по её применению.
Статья предназначена для монтажников, постигающих азы сборки электрощитов. Но уверен, что и для матёрых электриков найдётся интересная информация.
Честно говоря, на написание статьи меня подтолкнула дискуссия про снятие автоматов с гребенчатой PIN-шины. Оказывается, очень многие электрики не используют такую соединительную шину только потому, что с ней якобы неудобно работать. И главное – неудобно менять автомат, если он подключен к такой шине.
Почему-то бытует мнение, что для снятия и замены модульного устройства, подключенного к гребенчатой шине, нужно это шину полностью открутить. Этим нарушается монтаж, тратится время, необходимо отключать питание…
Поэтому начну статью с развенчивания этого мифа и покажу, как быстро и просто снять автомат, когда он подключен через соединительную гребёнку.
Мои постоянные читатели понимают, что сейчас я изменяю сам себе. Ведь обычно я начинаю с терминологии и теории)))
Снимаем автомат с DIN-рейки за 4 шага
Итак, имеем ситуацию. На монтажной DIN-рейке установлен нижний ряд модульных устройств, подключенных к одной соединительной PIN-шине:
Допустим, нам нужно снять с монтажной рейки 4-й автомат (В6). Делается это за 4 шага:
Шаг 1. Защёлки
Выключаем нужный автомат. Отщёлкиваем нижние защёлки (фиксаторы) на всех автоматах, которые “сидят” на PIN-шине:
Если фиксации защёлок нет, мой способ применить не получится. Может, в этом кроется корень убеждения, что “гребёнку нужно откручивать полностью”?
Шаг 2. Откручиваем автомат
Откручиваем верхнюю клемму и нижний провод нужного автомата. Фото выше, шаг 2.
Используйте отвертку с изолированным жалом. Способ позволяет работать под напряжением!
Шаг 3. Снимаем ряд с DIN-рейки
Готово! Все автоматы, которые питаются от этой шины, “висят” в воздухе.
Шаги 2 и 3 можно поменять местами.
Шаг 4. Снимаем автомат
Дальше – по ситуации. Можно из этого положение установить новый автомат, совершив все действия в обратном порядке. А можно посадить ряд обратно и оставить это модульное место пустым, заизолировав “лишний” PIN специальным изолирующим колпачком.
Не забудьте обратно защёлкнуть нижние фиксаторы!
На все шаги уходит буквально несколько секунд, стоит только пару раз потренироваться. А после того, как поменяли автомат, остается лишь зажать в его клеммы PIN-шину и отходящий провод, и включить его. Кушать подано!
Чтобы увидеть всё своими глазами, смотрите видео в конце статьи.
Добавлю, что этот способ работает для любых модульных устройств, объединенных гребенчатой шиной – многополюсных автоматов, ВДТ, АВДТ и т.п. Главное, что для такой замены даже не нужно отключать питание – все остальные группы будут продолжать работать и даже ничего не заметят.
Автоматы Systeme9 снимаются с DIN-рейки ещё проще
Выше для примера я взял модульную линейку City9 от компании Systeme Electric. Думаю, вам известно, что недавно Systeme Electric выпустила новую премиальную модульную серию – Systeme9. Как это относится к теме статьи? Дело в том, что в этой линейке все модульные устройства имеют двойные клипсы (двухпозиционные защёлки).
Клипсы имеют два устойчивых состояния, и надёжно фиксируют модуль на монтажной рейке.
Соответственно, отщёлкнув эти клипсы, можно использовать метод снятия автомата под кодовым названием “Systeme9”. При этом не нужно ни откручивать гребенку, ни снимать ряд автоматов с DIN-рейки, теряя драгоценные секунды. А значит, такую конструкцию защёлок можно считать ещё одним преимуществом линейки – она позволяет менять автомат ещё быстрее.
В конце статьи будет видео – там я наглядно сравню оба метода.
Кстати, подробно про линейку Systeme9 я рассказывал в статье про поездку на выставку: Выставка “Электро-2025”. История и продукция компании Systeme Electric.
А теперь – теория и практика.
Какие бывают PIN-шины
Эта часть статьи – для тех, кто хочет углубиться в тему.
Как всегда, если есть что добавить – комментарии открыты для всех.
Чтоб предмет разговора стал предельно понятен, вот фото:
На всякий случай коротко скажу про принцип работы: на шину подаётся питание, а шина его распределяет между автоматами.
Далее приведу несколько общих фактов.
- PIN-шину также называют гребенчатой шиной, соединительной шиной, гребёнкой или даже “расчёской”.
- PIN-шины бывают на 63 и на 100 А, медные и медные лужёные, на 1, 2, 3 и 4 полюса, прямые или изогнутые под 90°, для автоматических выключателей, ВДТ и АВДТ.
- “Младшая сестра” PIN-шины – шина FORK, которая работает по тому же принципу, но не все модульные устройства способны с ней работать (для этого нужна специальная конструкция клемм).
В этой статье я буду рассматривать только 1п PIN-шины применительно к автоматическим выключателям.
Для полноты картины стоит сказать про аксессуары для PIN-шин, нужные для того, чтобы их использование было более безопасным и удобным. Вот они:
Аксессуары для соединительной гребёнки
- Вводная клемма – известна моим постоянным читателям и в отдельном представлении не нуждается.
- Боковые (торцевые) заглушки.
- Изолирующие колпачки на контакты гребенчатых шин. Про такой колпачок я говорил выше, когда рассказывал про снятие автоматов с гребенчатой шины.
Прежде, чем подробнее обсуждать применение соединительной шины, скажу про
Альтернативы PIN-шинам
Вот, что используют те, кто ещё не перешёл на гребенчатые шины:
Такие способы, не смотря на их повсеместное применение, имеют несколько существенных минусов:
- Если применяются отрезки жил, как на первом фото, нужно строго следить за их диаметром. Жилы даже одного номинала и одного производителя, но разных партий могут иметь отличия в диаметре на несколько сотых миллиметра. А значит – неизбежно будет разный зажим, разное переходное сопротивление и разный нагрев.
- Жила в перемычках из “жёсткого провода” имеет крайне малую площадь контакта, в теории – две точки. На практике нужно очень внимательно подходить к затяжке и протяжке таких перемычек.
- Время изготовления таких “гребёнок” – довольно значительное, процесс – трудоёмкий и творческий, а красота приходит с опытом.
- Если применяется многопроволочная жила, нужно обязательно использовать двойные наконечники типа НШВИ2. А это – дополнительные расходы, детали и сборочные операции.
Все три способа имеют проблемное место – место подачи питания. Питающий провод должен быть того же типа и сечения, что и провода-перемычки. Иначе неизбежен перегрев. В PIN-шине этот момент идеален – там провод питания зажимается между двумя пластинами, специально предназначенными для этого.
Единственным плюсом является цена – перемычки, как на фото, всегда можно собрать, собрав ненужные отрезки проводов под ногами. А за PIN-шину на 12 модулей придётся отдать аж 300 или 400 рублей)))
Подключение гибким проводом шин модульных устройств. В этом месте шина не оправдана.
Минусы. Почему PIN-шину не используют?
Как я сказал выше, в щитках для соединения автоматов часто применяют обычные провода – гибкие и моножильные. Почему монтажники не ставят PIN-шину (гребёнку)? Некоторые просто не хотят осваивать новые технологии. Но большинство боятся минусов PIN-шины, многие из которых мнимые. Поэтому сначала рассмотрю недостатки PIN-шины и расскажу, как их обойти.
- Шину нужно снимать полностью, даже если нужна замена одного автомата. Это самый распространённый миф, который я опроверг в начале статьи.
- Новички просто не знают, что есть такое приспособление. Нужен кто-то, кто расскажет. Например, я)
- Перемычки из проводов ставят там, где нет проекта и есть кулибинство – там, где планируется много ремонтов и переделок щита. Что ж, если у вас есть время и желание резать, зачищать, оконцовывать, прикручивать проводки по отдельности к каждому автомату – отговаривать бессмысленно.
- Гребенка требует точного раскроя, иначе при ошибке или изменении количества автоматов шину нужно менять. Разумеется, нужен расчёт. Но где он не нужен? Если количество автоматов стало меньше – не проблема. Один или два пина можно оставить пустыми, надев на них специальные заглушки. А если это надолго – лишнее можно обрезать. Если же автоматы добавляются, есть три выхода: 1) добавить перемычки из проводов, 2) добавить шину необходимой длины, и соединить новый участок со старым, 3) установить новую длинную цельную шину.
- Шину замыкает. Особенно – если она для многополюсных автоматов. Мой ответ – любую вещь нужно использовать правильно, а также регулярно обслуживать. Если у вас щиток на улице, плохо закрывается, в него попадает пыль и вода, то не только шине будет плохо – замкнуть могут и другие электрокомпоненты.
- Шина может деформироваться и деформировать ряд, если в нем использованы автоматы разных брендов. Это, пожалуй, единственный существенный минус, о котором подробно скажу ниже.
Добавите минусов?
Плюсы PIN-шины
Преимуществ шины перед проводными перемычками много:
- Механическая прочность.
- Максимальное сечение (не менее 10 мм2).
- Большая предсказуемая площадь контакта – зубец (пин) шины имеет плоскую, а не круглую или овальную форму.
- Медный сплав и плоская форма шины не требует такой частой протяжки, как медная жила, особенно многопроволочная.
- При подключении большого количества полюсов значительно экономится время.
- Щит выглядит профессионально, аккуратно и понятно.
Вывод: PIN-шина обеспечивает лучший контакт, чем подключение проводами. А значит – надёжность электрощита будет выше.
Применение PIN-шины
Шину нужно уметь правильно подготавливать, устанавливать и подключать. Без этого её плюсы могут превратиться в минусы.
Подготовка шины
Для начала нужно решить, сколько модулей нужно подключить через шину. Допустим, 5. Тогда нужно сделать, чтобы шина перед установкой выглядела так:
Делается это примерно в такой последовательности:
- Делаем метку на пластиковом кожухе, когда шина в сборе. Метка наносится посередине между пинами.
- Разделяем шину на две части: пластиковую и металлическую. Внимание: не потеряйте заглушки.
- Далее режем металл, понадобится инструмент. Многие используют ножовку по металлу или даже болгарку. Считаю, это непрофессионально – много шума и пыли, и нужно дорабатывать напильником, поскольку остаются заусенцы. Рекомендую использовать ножницы по металлу или кабелерез.
Важно! Резать нужно впритык к пинам, не оставляя торчащих частей. На фото выше сделано правильно. На фото ниже – неправильно:
Показатель правильного отреза – выкинутая в мусор перемычка длиной 14 мм (расстояние между пинами).
4. Пластик удобнее всего резать ножницами для пластиковых труб – они делают это максимально бережно. Вот мой инструмент:
5. Собираем шину (см.фото выше), не забывая про торцевые заглушки. Заглушки лучше зафиксировать клеем.
Шина готова к установке и подключению.
Установка
Приведу фото установки соединительной шины из моей статьи про сборку бюджетного безопасного щита в квартиру:
Пошагово:
- Устанавливаем подключаемые автоматы на монтажную рейку.
- Раскручиваем клеммы больше, чем на половину.
- Вставляем шину. Визуально проверяем, что все её пины попали в раскрыв клеммы, а не за её пределы (скажу об этом ниже)
- Зажимаем в клеммах все пины, кроме той, куда планируется подавать питание.
Подключение
Для подачи питания на PIN-шину многопроволочной жилой обычно используют вводную клемму, как на этих фото:
Если решено подать питание однопроволочной “жёсткой” жилой, она должна располагаться по центру клеммы. Лучше её сложить вдвое и проследить, чтобы она не попала с краю клеммы, в пустое место. Тут подвох может быть в том, что ширина клеммы автомата может быть больше 8 мм, а ширина пина гребёнки – 4 мм.
Уточню: когда клемма затягивается, её подвижная (дальняя) часть движется к монтажнику.
Выбирая место (модуль) для подключения, желательно учесть два совета, которые оптимально распределят токи по шине:
- Место подключения лучше выбирать ближе к автомату с наибольшим номиналом.
- Место подключения лучше выбирать ближе к центру шины.
Кстати, вот ещё минус подключения перемычками: там подключение возможно только через крайний модуль. А значит, через каждую перемычку идёт весь ток следующих автоматов.
Итак, вставляем клемму либо провод между подвижной частью клеммы и пином, и затягиваем конструкцию потуже.
Читайте также про правильное подключение PIN-шины в статье: Правильно подключаем PIN-шину (гребёнку).
Отдельный привет тем, кто под один пластиковый кожух вставляет 2-3 отдельных шины с разным питанием))) Я вас понимаю – так можно сэкономить деньги на заглушках и сэкономить время на резах пластика.
Какие автоматы лучше всего применять для PIN-шины
Конечно, шине всё равно, к автоматам какого бренда её подключают. Однако, у меня есть ещё несколько советов – как сделать так, чтобы установка шины была лёгкой и безошибочной.
Автоматы должны быть одного бренда
Не смотря на то, что вроде бы все модульные устройства стандартизированы, расположение клемм у них может быть разное. И это можно назвать минусом гребенчатой шины по отношению к подключению проводами, о котором я уже сказал выше.
Даже если при сборке щитка шина стала прекрасно, в дальнейшем, если какой-либо автомат заменится на другой бренд, возможны проблемы – он может не стать в ряд.
Иллюстрация этого – на фото, где специально собран зоопарк из автоматических выключателей разных брендов.
Если сюда зажать PIN-шину, то конструкция работать будет, но выгнется и перекосится.
Поэтому применяйте один бренд:
Автоматы должны быть с защитными шторками
Шторка – гениальное изобретение, позволяющее уменьшить риск того, что провод (или, в нашем случае, шина) будет вставлена неправильно. Коварность этой ошибки в том, что всё вроде бы будет прикручено и даже будет работать – ведь шина будет касаться клеммы. Но как только нагрузка станет достаточной, клемма начнёт греться.
На фото ниже видно, как шторки закрывают оставшееся пространство клеммы после того, как шина полностью установлена.
На фото я специально не надел пластиковый кожух, чтобы было всё видно – в том числе, и жилу питания, которая вставляется в одну из клемм.
Жила сложена вдвое – я так делаю в ответственных местах. Этот нехитрый приём позволяет значительно повысить надёжность соединения.
Автоматы должны быть с фиксацией защёлок
Без фиксации, конечно, PIN шина будет прекрасно работать. Но, поскольку я топлю за свой способ снятия автоматов с гребёнки, включил сюда и этот пункт)
Видео
Как и обещал, привожу видео, как без проблем снять автомат с гребёнки:
Выводы
Если вы планируете собрать больше одного щитка за жизнь, не поленитесь купить гребенчатую шину в арсенал своих расходников. Цена шины на 12 зубцов (модулей) меньше однополюсного автомата средней ценовой категории. А как правильно пользоваться шиной – вы теперь знаете)
Надеюсь, прочитав мой обзор соединительной PIN-шины, вы узнали много полезного. А если окажется, что вы знаете то, чего я не знаю – жду в комментарии!
Реклама. АО «Систэм Электрик» ИНН: 7712092928 Erid: 2W5zFJ6H6px