Московский Театр Олега Табакова представляет премьеру «Выбор» в «Подвале» — отреставрированном пространстве театра. Режиссёр — Алёна Лаптева.
Художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков рассказывает: «Молодые артисты, и уже опытные, очень серьёзно пробуют себя в режиссуре. Спектакль поставлен замечательной актрисой нашего театра и режиссёром Алёной Лаптевой вместе с творческим коллективом Театра Табакова, театра «Современник» и нашей театральной Школой Олега Табакова».
Уютная ловушка
Жанр спектакля авторы определили как психологический триллер. Действие длится полтора часа без антракта, зритель находится в постоянном напряжении, сюжет цепляет с первой секунды и не даёт возможности сделать паузу и поразмышлять над увиденным.
История развивается быстро, напряжение накапливается, не имея выхода, и просмотр превращается в непрерывное путешествие по самым потаённым и тёмным уголкам человеческой души.
Спектакль поставлен по авторскому сценарию, непредсказуемость которого интригует зрителя. О каком выборе речь? Что будут выбирать герои? Что значит выбор для каждого?
На сцене — декорации уютного литературного кафе. Несколько столиков, барная стойка и множество шкафов с книгами. На люстре закреплены раскрытые книги. Это место как символ безопасности, интеллектуального уюта, диалога, света культуры. Место, где царит разум. Доброжелательная обстановка будто бы располагает к тёплой беседе, и зритель вовсе не ожидает предстоящего конфликта. Он расслаблен атмосферой кафе, и от этого предстоящее вторжение эмоционального хаоса ощущается острее.
Множество книг вокруг намекают на заложенный в них и переосмысляемый этой постановкой опыт взаимоотношений разных людей: «Это история, которую создали артисты, режиссёр, подключив опыт человечества через искусственный интеллект, о том, что же было сказано о выборе за тысячелетия и что это за тема выбора? Спектакль необычный, но наполненный абсолютно настоящим чувством и эмоциями», — рассуждает Владимир Машков.
Кормилец чудовищ
Действие начинается. Появляется загадочный Человек (заслуженный артист России Виталий Егоров). Он заходит в кафе с шумной улицы. До зрителя доносятся звуки дождя, проезжающих машин, разговоры людей. Закрывает за собой дверь, вмиг отрезая внешние звуки и оказываясь в тихом мире книг, кофе и размеренного тиканья часов. Человек раскрывает большую тетрадь, принимаясь что-то увлечённого туда записывать.
Люди приносят с улицы свой хаос, боль, шум желаний. В кафе размеренно тикают часы, дают время на принятие решений, книги подсказывают накопленный опыт человечества и выступают безмолвным судьёй.
К герою приходят разные люди, каждый просит о чём-то своём. Человек отвечает, что может дать желаемое в обмен на выполнение страшного задания. Однако Человек не заставляет делать то, что он предлагает, и говорит, что не даёт невыполнимых заданий. «Ты не оставляешь мне выбора», — восклицает один из героев, на что Человек спокойно отвечает: «Напротив, я предлагаю варианты». Отчего-то каждый не готов отказаться от своего задания. Для кого-то цена желаемого оказывается выше моральных принципов, кто-то уже не может сойти с этого пути, не отдавая себе в этом отчёта, а кто-то говорит: «Порой мы несвободны в своём выборе, но сам факт, что у нас есть возможность сделать всё что угодно, подталкивает нас к его совершению».
Люди зависимы от своих характеров и желаний. Но когда формально дают свободу действий, иллюзия всемогущества затмевает внутренние запреты. Человек не предлагает выбирать действие — он предлагает выбор, идентичный вопрошающим. Если человек хочет чего-то настолько, что готов на страшное, то это — им выбранный путь.
«Ты чудовище!» — в страхе кричит один из героев, но Человек лишь снисходительно подмечает: «Скажем так, я кормлю чудовищ».
Кто он? Воплощение судьбы? Вершитель человеческих жизней? Дьявол, которому продают душу?
О своём герое артист рассказывает так: «Мне очень нравится, что по поводу моего персонажа мне не хотелось бы давать много комментариев, чтобы остались загадка, флёр неизвестности и чтобы мы дали возможность зрителям сделать свои выводы и определить, кто это. Я знаю, что это человек, который прожил очень много — и драмы, и трагедии, и в семье, и с родителями, и с женой, и с детьми. У него очень богатое прошлое. И вот это исследование, наблюдения — это возможность исправить свои ошибки, понять, может ли человек сделать выбор и выбрать нужное решение в той или иной ситуации. Это исследование, эксперимент, записанный в его дневнике, может стать очень хорошим сценарием для фильма».
Детали судьбы
Всего в спектакле задействованы 11 героев. Люди разных профессий, социального статуса, но всех объединяет желание изменить свою жизнь. Настолько жгучее и невыносимое, что они готовы заключить договор.
То «страшное», что должен сделать один герой, непременно задевает жизнь следующего посетителя кафе. Зритель видит, как решение первого клиента эхом отзывается в истории другого. Это создаёт ощущение паутины, из которой не вырваться. Каждый наблюдает за выбором и видит его последствия.
«В этих историях все могут увидеть себя, — говорит режиссёр Алёна Лаптева. — Это истории про родителей и детей, про взаимоотношения мужчины и женщины, частные истории, личные, которыми делятся герои. Так что это про нас про всех. Это про то, как мы все связаны друг с другом. Про то, что от действия одного человека зависит судьба другого. И прежде чем сделать выбор, как мы поступим, нужно задуматься о том, какие последствия это может повлечь».
Случается, что герой достигает желаемого раньше, чем выполняет условия договора. Ведь главное — вера человека в свою цель. Желание исполняется не потому, что Человек его исполняет, а потому, что клиент, приняв условия, внутренне уже переступил черту. Он поверил, что цель достижима этой ценой. И это изменение в его сознании, эта новая решительность, пусть и чудовищная, сама по себе становится двигателем перемен.
«Ты сделал это для себя», — философски подмечает Человек, когда один из героев отчитывается о выполнении задания. Клиент приходит в состоянии внутреннего конфликта. Задание — лишь форма, которую принимает его желание прорваться наружу. Выбор был всегда. И он был сделан в пользу какой-то части себя, пусть и самой тёмной. Все «страшные» задания — это лишь проекции их собственных внутренних монстров.
«Существует множество решений одной проблемы, — продолжает Человек, — я предлагаю лишь одно». — «А вы верите в Бога?» — спрашивает его клиент. — «Я верю в детали». Истина, судьба, характер, выбор спрятаны не в глобальных законах, а в мелочах. И Человек ведёт свою тетрадь как сборник деталей: жестов, интонаций, непроизвольных реакций. По ним он читает своего собеседника как открытую книгу и предлагает ту самую ключевую деталь-задание, которая перевернёт всю его жизнь.
Грандиозное ощущение сделанного выбора
Спектакль «Выбор» в Театре Олега Табакова — глубокое исследование темы, с которой каждый из нас сталкивается постоянно. Всякий, даже самый на первый взгляд незначительный выбор может навсегда изменить жизнь. Главное — суметь принять верное решение и осознать, что оно зависит не от мифического распорядителя судьбы, а от самого себя. Кто-то может лишь направить на путь, по которому человек должен идти сам. С пониманием, что без собственного желания и силы воли он бы никогда на него не встал. «Я почувствовал, что сделал выбор». — «И каково это?» — «Грандиозно, чёрт возьми!»
Автор текста — Мария Караулова