Найти в Дзене

Главная афера XIX века? Куда исчезло золото за Аляску и почему легенда о затонувшем корабле — это ложь

Оглавление
чемпионат.ком
чемпионат.ком

Каждый раз, когда звучит песня группы «Любэ» про «Не валяй дурака, Америка», у среднестатистического русского человека сжимается сердце. Аляска. Наша Аляска.

Мы привыкли думать, что нас обманули. Что Екатерина была не права (хотя продал Александр II, но кто ж помнит). Что американцы купили огромный полуостров за копейки. Но есть еще одна легенда, которая гуляет по интернету уже лет двадцать и будоражит умы конспирологов.

Гласит она следующее: «Россия не получила за Аляску ни копейки. Корабль с золотом, который плыл в Петербург, был взорван (или попал в шторм) и пошел на дно. Деньги лежат в пучине морской».

Звучит красиво. Трагично. И очень удобно: мол, мы не проели эти деньги, их просто украла стихия (или коварные англичане).

Но я — историк, и я привык верить не легендам, а банковским чекам. Сегодня мы проведем финансовое расследование. Мы поднимем архивы Министерства финансов Российской Империи 1868 года, отследим каждый цент из тех 7,2 миллиона долларов и ответим на главный вопрос: Где деньги, Зин?

Усаживайтесь поудобнее. Будет много цифр, интриг и одна большая железнодорожная тайна.

Часть 1. «Чемодан без ручки»: Зачем вообще продавали?

Прежде чем искать деньги, надо понять, откуда они взялись.
1867 год. Российская Империя. На троне — Александр II, Царь-Освободитель. Страна только начинает приходить в себя после позорного поражения в Крымской войне. Казна пуста. Армия требует перевооружения (кремневые ружья против нарезных винтовок англичан показали свою беспомощность).

И тут у нас есть Аляска.
Гигантская территория. Холодная. Дикая. Там живет всего 2500 русских и 60 000 индейцев и эскимосов, которые, мягко говоря, не в восторге от колонизаторов.
Аляска не приносила дохода. Пушного зверя (калана) к тому времени почти истребили. Золото? О нем догадывались, но «Золотая лихорадка» начнется только через 30 лет.

Но главное — геополитика.
В Петербурге панически боялись войны с Британией. Английский флот был сильнейшим в мире. Аляска граничила с британской Канадой. Великий князь Константин Николаевич (брат царя и главный идеолог продажи) писал:

«В случае войны с Англией мы не сможем защитить Аляску. Её просто заберут бесплатно. Так не лучше ли продать её сейчас дружественным США и получить хоть что-то?»

Это была логика человека, у которого горит дом, и он пытается продать диван, пока тот не сгорел. Аляска была классическим «чемоданом без ручки»: нести тяжело, а бросить жалко. Решили бросить за деньги.

Часть 2. Сделка в 4 утра: Как торговались за «Ледяной ящик»

Главным героем этой драмы был русский посол в Вашингтоне Эдуард Андреевич Стекль. Человек хитрый, изворотливый и женатый на американке.
Ему дали задачу: продать Аляску не дешевле, чем за 5 миллионов долларов.

Стекль превзошел сам себя. Он торговался как дьявол. Американцы крутили пальцем у виска: «Зачем нам этот „заповедник белых медведей“? У нас своих земель на Диком Западе навалом!»
Газеты США называли сделку «Глупостью Сьюарда» (госсекретарь Уильям Сьюард был покупателем).

Но Стекль использовал все методы: убеждение, лесть и... взятки (об этом ниже).
Итог:
7 миллионов 200 тысяч долларов.
Договор подписали 30 марта 1867 года в 4 утра. Видимо, боялись, что кто-то передумает.

Много это или мало?

  • Площадь Аляски — 1 519 000 км².
  • Цена за акр получилась — 2 цента.
    Для сравнения: в то же время США покупали у Дании Виргинские острова (крошечные клочки суши) за 25 миллионов долларов. А тут — целый полуостров по цене двух коробок спичек за гектар.
    Но для России того времени 7,2 млн долларов (или 11 миллионов рублей серебром) были колоссальной суммой. Это примерно 3-4% годового бюджета Империи.

Часть 3. Миф о затонувшем золоте (Разрушители легенд)

Вот мы и подошли к самому интересному.
Легенда гласит:
«Американцы погрузили золото на барк „Оркни“ (Orkney). Корабль вышел в море и затонул в Балтике (или еще где-то). Страховая компания объявила себя банкротом. Россия осталась с носом».

Красиво? Да.
Правда?
Нет.

Факт №1: Никакого золота на кораблях не возили.
На дворе стоял XIX век, финансовая система уже была развитой. Везти 11 тонн золота (примерный эквивалент) через океан — это самоубийство.
Расчеты между государствами производились
банковскими чеками (векселями).

Факт №2: Судно «Оркни» действительно существовало.
Но оно не тонуло с русским золотом. По архивам Ллойда (страховой регистр), барк «Оркни» благополучно плавал еще долго после 1867 года.

Так откуда взялся миф? Скорее всего, это народное творчество советских времен, когда нужно было объяснить, почему у нас нет ни Аляски, ни процветания. «Утонуло» — самое простое объяснение.

Часть 4. По следу чека № 9759: Куда реально ушли деньги?

Давайте проследим путь денег документально. Следите за руками, это настоящий финансовый фокус.

  1. 1 августа 1867 года. Казначейство США выписывает чек № 9759 на сумму 7,2 млн долларов на имя Эдуарда Стекля. Чек обналичивается в банке Риггса (Riggs Bank) в Вашингтоне.
  2. Лондонский транзит. Стекль не везет чемоданы налички. Он дает распоряжение банку перевести деньги в Лондон, в банк братьев Барингов (Baring Brothers & Co). Почему в Лондон? Потому что фунт стерлингов был главной мировой валютой, а рубли Российской Империи были привязаны к европейским биржам.
  3. Конвертация. В Лондоне доллары меняют на фунты, а фунты — на золото (но не физическое, а зачисляют на счета Российской Империи).

И вот тут начинается самое интересное. Деньги пришли. Но до Петербурга они не доехали. Почему? Потому что их потратили за границей.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) лежит документ за номером 5651. Его нашел историк А. Петров. Это отчет Министерства финансов за 1868 год. Там черным по белому написано:

«За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 руб. 94 коп.»

Куда же они делись? Читаем дальше:

«Из этой суммы израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской и Московско-Рязанской — 10 972 238 руб. 4 коп.»

Вот он, ответ!
Аляска не утонула. Аляска превратилась в
паровозы, рельсы и вагоны.
В те годы Россия переживала железнодорожный бум. Стране нужны были артерии. Своих заводов не хватало, рельсы и локомотивы закупали в Англии и Германии.
Деньги за Аляску даже не стали ввозить в Россию, чтобы не гонять их туда-сюда и не терять на курсе. Их сразу в Лондоне пустили на оплату контрактов по закупке оборудования.

Вы каждый раз, проезжая на поезде в сторону Киева или Рязани, теоретически едете по «бывшей Аляске».

Часть 5. «Откат» по-американски: Куда делись остальные 400 тысяч?

Внимательный читатель заметит нестыковку.
Пришло: 11 362 481 руб.
Потрачено на рельсы: 10 972 238 руб.
Разница — почти
390 тысяч рублей (или около 160 тысяч долларов). Где они?

А вот это — та самая «секретная статья расходов», о которой не любили говорить в учебниках.
Посол Стекль не был святым. Чтобы протащить решение о покупке Аляски через Конгресс США (где многие были против), ему пришлось... простимулировать американских политиков.

Известно, что Стекль обналичил крупную сумму наличными в Вашингтоне. Эти деньги пошли на взятки конгрессменам и на подкуп американской прессы, чтобы газеты писали хвалебные статьи об Аляске.
Более того, сам Стекль получил от царя премию в 25 000 рублей и ежегодную пенсию в 6 000 рублей. Неплохо для человека, который продал кусок Родины?
Впрочем, в Петербурге его не любили. Высший свет считал продажу земель позором. Стекль вскоре ушел в отставку и уехал жить в Париж. В России ему руки не подавали.

Часть 6. Эпилог: Выгодная сделка или провал тысячелетия?

Итак, деньги не утонули. Они превратились в железные дороги. Но стал ли нам от этого легче?

С финансовой точки зрения 1867 года сделка была блестящей. Россия избавилась от убыточного актива, получила живые деньги на модернизацию и укрепила дружбу с США (да-да, тогда мы дружили против Англии).

С точки зрения истории... Это боль.
Через 30 лет на Клондайке найдут золото. Его добудут на сотни миллионов долларов.
В XX веке там найдут нефть.
В XXI веке Аляска станет стратегической точкой контроля над Арктикой.

Но история не терпит сослагательного наклонения. Мы не знаем, смогли бы мы удержать Аляску. Вполне возможно, что англичане действительно отобрали бы её силой, и тогда мы не получили бы даже тех паровозов для Курской железной дороги.

Вывод прост: Легенда о затонувшем золоте — это всего лишь наша психологическая защита. Нам проще верить, что деньги пропали в морской пучине, чем признать, что мы сами, добровольно и осознанно, обменяли полтора миллиона квадратных километров территории на груду металла и железнодорожные шпалы.

Аляска не на дне моря. Она растворилась в дыму паровозов, мчащихся по просторам России.

А вы как считаете? Правильно сделал Александр II, что продал Аляску и вложился в инфраструктуру, или надо было держать территорию до последнего? Давайте спорить в комментариях!

(И подписывайтесь на канал — в следующем выпуске расскажу, как Сталин на самом деле относился к золоту партии)


Автор статьи - Вадим Кремнёв, специально для TPV/История, события