Loudersound 3.12.25 Джулиан Маршалек Julian Marszalek ( Classic Rock, Louder ) #davidbowie #ziggystardust #spacerock #artrock
Участники группы, друзья и соратники рассказывают историю создания альбома "Взлёт и Падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса".
Спустя более полувека с момента его создания, Зигги Стардаст, пожалуй, остаётся самым любимым персонажем из блестящей шестидесятилетней карьеры Дэвида Боуи. Сочетая гламур и тогда ещё экстравагантную сексуальность, эта бисексуальная инопланетная рок-звезда рухнула на землю, когда мечта о 60-х испарилась после фестиваля в Альтамонте, а экономический бум предыдущего десятилетия наконец рухнул.
Музыкальная сцена становилась такой же мрачной, как и внешний мир. В Великобритании противный, слащавый сингл [песенка для детей] Grandad «Дедушка» Клайва Данна стал No1 в начале 1971 года, а в конце — Ernie (The Fastest Milkman In The West) «Эрни (Самый быстрый молочник на Западе)» Бенни Хилла. К 1972 году такие поп-исполнители, как Донни Осмонд и Дэвид Кэссиди, занимали первое место в чартах синглов, а сборники доминировали в альбомном чарте.
Но из этого болота скуки появился проблеск надежды. Сначала T.Rex с Марком Боланом принёс «гламур и блёстки» - глиттер- и глэм- поп-рок для подростков, и Slade громко затопали каблуками на танцевальной сцене. А затем, словно из ниоткуда, единственный хит Дэвида Боуи представивший Зигги Стардаста, обошёл всех конкурентов и оставил наследие, которое ощущается до сих пор.
***
Не сумев покорить Америку в январе 1971 года, Боуи вернулся в Великобританию. Вдохновлённый женой Энджи и менеджером Тони Дефрисом, Боуи развил идею «абсолютного поп-идола», объединив достижения своих андеграундных героев Лу Рида и Игги Попа с культовым британским рок-н-роллером Винсом Тейлором.
Дэвид Боуи: Я хотел определить архетип мессии-рок-звезды, это всё, чего я хотел. Я использовал элементы кабуки-театра, технику пантомимы, маргинальную нью-йоркскую музыку — моим ориентиром были Velvet Underground. Это был британский взгляд на американскую уличную энергетику.
Вуди Вудманси (барабанщик): Энджи была очень яркой, энергичной американкой. Она раньше всех добивалась от него того, чего он сам только хотел ещё придумать. Поэтому, когда у Дэвида возникали сомнения в начале или когда он говорил: «Я думаю это надо сделать», она отвечала: «Делай, Дэвид!» Если бы её с ним тогда не было, всё могло бы сложиться иначе. Она была очень влиятельна.
Сьюзи Ронсон (парикмахер, позже жена Мика Ронсона): Анджела действительно была движущей силой Дэвида. Она оказала большое влияние на создание его костюмов. Она сделала его смелым и решительным. Она первой делала себе такие причёски, зная, что ему это не понравится. которые потом носил он.
Дана Гиллеспи (певица и доверенное лицо Боуи): Она всегда поддерживала его и всегда была на его стороне. Она всегда будет придумывать и шить ему сценические наряды.
В интервью января 1972 года Майклу Уоттсу из Melody Maker Боуи представил свой новый образ Зигги и сделал возмутительное заявление, которое эхом прозвучало по всей стране: «Я гей и всегда им был, даже когда был Дэвидом Джонсом».
Мик Ронсон (гитарист): Когда Дэвид заявил это, мне стало немного неловко. Даже на мою семью обрушилась некоторая критика за это; Я подарил маме и папе машину, и кто-то измазал её краской.
Тревор Болдер (басист): На наши концерты приходило много девушек. Думаю, он крутился с ними, но это попадало в газеты и, соответственно, помогало продавать пластинки, так что нам было всё равно.
В то время как Марк Болан возглавил гламурную атаку с T.Rex, размазывая блёстки под глазами, сменив одежду хиппи на атласные костюмы и меняя музыку для подростковой аудитории, а Дэйв Хилл из Slade становился всё более эксцентричным, Боуи занялся созданием чего-то уникального своего.
Дэвид Боуи: Зигги Стардаст был сюрреалистичным мультяшным персонажем, воплощённым в жизнь. Он был наполовину от научной фантастики, наполовину — от японского театра. Одежда тогда стала просто возмутительной. Никто раньше не видел ничего подобного.
Мик Ронсон: Сразу после [четвёртого студийного альбома] Hunky Dory и перед рождением проекта Ziggy наступила пауза; Это потребовало резких перемен в имидже. Боуи принялся нас наряжать, и макияж был просто необходим. Это было совсем не то, что я обычно делал, но это было захватывающе. На сцене я стал кем-то другим.
Тревор Болдер: Мы стали его единомышленниками. Дэвид заставил нас надеть эту одежду. Изначально он хотел, чтобы мы носили котелки и комбинезоны, как в фильме «Заводной апельсин», но мы отказались, поэтому он заказал нам сценическую одежду.
Вуди Вудманси: Мы были в отделе материалов для костюмов в магазине Либерти, и Дэвид с Энджи перебирали рулоны материала. Я подумал: «О, здорово, нам повесят новые шторы, но они слишком яркие» Через несколько дней у него появилась подруга - действительно потрясающая модельер, и мы начали заказывать себе одежду из этого материала. Соответствующие причёски появились примерно через месяц.
Дэвид Боуи: Написать для себя песню всегда было не просто, но мне было довольно легко писать для персонажей, которых я создавал. Мне стало гораздо проще, создав образ Зигги, а потом писать за него, хотя это делал я.
Как только выпустили альбом Боуи Hunky Dory, он и группа быстро собрались в студии Trident в Лондоне, чтобы начать работу над следующим альбомом, который в итоге вышел в июне 1972 года.
Кен Скотт (продюсер): Одним из талантов Дэвида было выбор команды, которая давала ему именно то, что он хотел в любой момент. И эта команда знала, что и как это должно быть. Нам не нужно было постоянно рассказывать что-то друг другу, мы просто инстинктивно знали, что надо делать и что из этого получится.
Дэвид Боуи: Мик Ронсон был настоящим человеком «соль земли», прямолинейным северянином с откровенно мужественной внешностью, так что из нас получилось это старомодное инь и янь. Как рок-дуэт, я думал, что мы так же хороши, как Мик и Кит.
Кен Скотт: Ziggy Stardust начинался не как концептуальный альбом. Песня It Ain't Easy «Это не просто» осталась с записи альбома Hunky Dory.
Энджи Боуи (жена, мотор и движущая сила): Дэвид — потрясающий музыкант, потому что его подход не изучается, а принимается на слух. Он умеет сделать из песни конфетку с первых нот, как только берётся за инструмент.
Кен Скотт: Его величайшим талантом было исполнение в студии. Девяносто пять процентов песен, которые он записал, были сделаны с первого дубля, от начала до конца.
Вуди Вудманси: Мик на самом деле не знал, насколько он хорош. Он записывал с первого дубля песни, которые никогда раньше не пел, и это поражало нас.
Кен Скотт: Главный герой всей истории — «человек, пришедший оттуда-то сверху» — это песня Starman «Стармен». Она была последним, что было записано для пластинки «Зигги Стардаст и...». Она даже не должна была попасть в альбом. Альбом отправили на лейбл RCA, и нам сказали: «Альбом отличный, но мы не слышим ни одного сингла. Можете записать сингл?» Конечно, Дэвид мог! Он уходит и возвращается с песней Starman, и вдруг весь альбом становится концептуальным.
С альбомом в репертуаре Боуи отправился в тур в новом образе Зигги Звёздная Пыль. Начав в крошечных клубах, популярность группы начала расти в течение 1972 года, что завершилось двумя аншлаговыми концертами в зале Rainbow Theatre в Лондоне.
Крис Нидс (журналист и писатель): Дэвид сказал мне: «В следующий раз, когда я вернусь в клуб Aylesbury Friars, я стану кем-то другим. Я стану большой рок-звездой». И действительно, в январе следующего года, в 1972 году, он вернулся как Зигги Стардаст. Это был первый раз в мире, когда он играл роль Зигги Стардаста, и он вышел под музыку Бетховена из «Заводного апельсина» в своём серебристом комбинезоне с Пауками, и ничего больше не будет прежним.
Дэвид Боуи: В самые ранние дни, исполняя материал альбома Ziggy Stardust, мы часто играли в довольно грязных клубах. Однажды вечером за кулисами я очень хотел сходить в туалет. Я был в обличии Токийского космонавта и обут в сапоги настолько на высокой платформе, что у меня начались носовые кровотечения.
Я подошёл к промоутеру — на самом деле я, пошатываясь, подполз к нему — и спросил: «Не могли бы вы сказать, где находится туалет?» И он ответил: «Конечно. Посмотри на этот коридор. В дальнем конце стены видишь ту раковину? Можешь использовать её». Я сказал ему: «Мой добрый человек, я не собираюсь писать в раковину.» А он ответил: «Слушай, сынок, если она устроила Ширли Бэсси, то и тебе подойдёт».
Ник Кент (журналист): Я был на первом официальном концерте Spiders From Mars «Пауков с Марса» в Лондоне, в Имперском колледже. После четырёх тактов Hang On To Yourself «Держи себя в руках» аппаратура отказала и звук исчез. Боуи стоял на сцене, и на мгновение в его глазах появилась паника, он подумал: «Что, чёрт возьми, мне делать?»
Он положил руки на бёдра в очень театральной манере и начал рассказывать, что на нём надето. Он просто игриво исполнял этот драматический номер. Потом примерно через минуту звук снова включился. В этот момент судьба Зигги Стардаста была решена.
Мик Рок (фотограф): Фотография иммитации фелляции — один из самых впечатляющих снимков периода Зигги. Если посмотреть на фото, он грызёт гитару Мика. Он мило обнимал ягодицы Мика, но делал это только потому, как Мик размахивал гитарой.
Крис Нидс: Боуи вернулся в клуб Friars с третьим концертом программы 15 июля 1972.
Тревор Болдер: Выступление в клубе «Фрайерс в Эйлсбери» 15 июля было главным событием. Все билеты были распроданы. Все хотели увидеть группу. И вот тогда мы поняли, что всё начинает развиваться.
Линдси Кемп (британский танцор, актёр, педагог, артист-мим и хореограф): Шоу в клубе Rainbow было большим шоком. Когда я увидел, как он привлёк аудиторию в тысячи зрителей и точно знал, что делать. Это был настоящий электрический шок. Я был оцепеневшим от начала до конца.
Ориентированный на синглы LP The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars, получив полное название, был выпущен в июне 1972 года. Это свободный концептуальный альбом, который объединяется идеей инопланетного бисексуального рок-звезды, который посещает Землю в последние пять лет существования планеты, прежде чем его убивают фанаты.
Балансируя между серьёзным рынком рок-альбомов и ориентированным на синглы поп-чарта, он мощно зажигает рок-песнями Ziggy Stardust, Suffragette City и Hang On To Yourself, вызывая истинное наслаждение от поп-песен Starman и Soul Love.
Ключевым фактором для стремительного взлёта Боуи стало его появление в июльском выпуске телешоу Top Of The Pops 1972 года с песней Starman. Для многих фанатов это был момент, когда они навсегда попали под мощное театральное влияние Боуи.
Ник Роудс (Duran Duran): Думаю, люди забыли о значении телешоу Top Of The Pops в семидесятых. Оно действительно сосредоточило всю страну на музыке, на том, что там происходило.
Тревор Болдер: Мы вместе ходили в паб - никто не знал, кто мы. Телешоу Top Of The Pops всё изменило.
Джо Эллиот (Def Leppard): Исполнение композиции Starman на шоу Top Of The Pops поразило меня и всех остальных.
Тревор Болдер: Мы исполнили Starman живьём, до конца, а потом пошли в бар BBC. Люди всё время подходили к нам и спрашивали, не мы ли участники сериала «Доктора Кто». [Doctor Who — культовый самый продолжительный (с 1963 по 1989 год) британский научно-фантастический телесериал компании «Би-би-си» об инопланетном путешественнике во времени, известном как Доктор, придуманном канадским продюсером Сидни Ньюманом. Вместе со своими спутниками он путешествует во времени и пространстве как для спасения целых цивилизаций или отдельных людей, так и для собственного удовольствия.]
Роберт Смит (The Cure): После этого шоу я сразу же нанес на лицо макияж сестры. Мне нравилось, как странно это выглядело и что это расстраивало и бесило людей.
Мэри Конелан: (пишет в фан-клуб Дэвида Боуи) Дэвид Боуи на шоу Top Of The Pops — улыбка с моего лица исчезла на несколько часов! Тётя Биб сошла с ума от Боуи! Истеблишмент теперь признал тебя ЗВЕЗДОЙ, Дэвид. Пусть это продлится надолго!
Тревор Болдер: Всё случилось после выступления на шоу. Мы отправились в тур по Великобритании, и там, где раньше мы играли перед пятидесяти - шестидесяти людьми в небольших залах, мы уже распродавали все билеты.
По мере роста звезды Боуи его управляющая компания MainMan приобрела новых клиентов, включая Лу Рида, Mott The Hoople и Iggy & The Stooges. Альбом Рида Transformer и All The Young Dudes «Мотт» были спродюсированы Боуи, а также он микшировал альбом Raw Power группы Iggy & The Stooges.
Крис Нидс: Боуи подключился к Mott так же, как к Игги и Лу Риду. Он был вдохновлён, но и слегка напуган этими очень влиятельными людьми, поэтому в итоге работал с ними. Они кое-чем обогатили его. Лу Рид придавал ему нью-йоркский характер в текстах, Игги — самое безумное мышление рок-звезды, а «Мотт» — ощущение опасности.
Игги Поп (Iggy And The Stooges): Мы провели сессию в маленькой комнате студии под названием Western Recorders в Голливуде. Там были Дэвид Боуи, [гитарист Stooges] Джеймс Уильямсон и я для сведения. И, кажется, всё было сделано за два дня или полтора дня. Микс на этом альбоме, на мой взгляд, очень похож на записи, которые делал Дэвид в то время. Он здорово свёл низы и верха записи, и там было много чистоты и прозрачности. И я действительно очень хорошо слышал вокал и соло-гитару.
Иэн Хантер (Mott The Hoople): Он играл в песне All The Young Dudes на акустической гитаре. Я сразу понял, что это будет хит. Мы ухватились за неё.
Джеймс Уильямсон (Iggy And The Stooges): Я не мог терпеть Боуи лично. Я был одним из тех, кто говорил, что мне не нравится микс [LP Raw Power], но оглядываясь назад, это была действительно хорошая работа.
Лу Рид: Transformer — безусловно мой лучший спродюсированный им альбом. Вместе как команда [Боуи и Ронсон] великолепны.
Энджи Боуи: Дэвид был очень умным. Он оценивал рынок своей работы, просчитывал свои ходы и следил за конкурентами. И единственным действительно серьёзным конкурентом в его рыночной нише, как он пришёл к выводу, были Лу Рид и, возможно, Игги Поп. Так что же сделал Дэвид? Он присвоил их.
По мере того как тур и реклама Ziggy Stardust продолжались, персонаж Зигги начал поглощать Боуи.
Дэвид Боуи: Мне стало очевидно, что у меня невероятная застенчивость. Мне было гораздо проще продолжать выглядеть и быть Зигги как на сцене, так и вне её.
Иэн Хантер: Он пришёл со свитой и вёл себя немного странно. Его одежда стала более яркой, и он начал жить своим образом по полной мере.
Дэвид Боуи: Я вообще не собирался избавляться от образа Зигги. На самом деле я объединялся с ним. Этот двойник меня становился одним и тем же человеком. И тогда начинается путь хаотичного и психологического разрушения. В конце концов ты становишься так называемой «жертвой наркотиков».
Тревор Болдер: Мы тоже жили и дышали Пауками. По мере того как тур продолжался, мы действительно становились персонажами, чтобы соответствовать образу Зигги. Поэтому мы старались соответствовать ожиданиям окружающих, когда сходили со сцены.
Дэвид Боуи: Сначала мне было очень весело, а потом, ближе к концу периода Зигги, я по-настоящему увидел силу наркотиков. Если бы этого не случилось, интересно, насколько бы изменилась жизнь... Но я не могу зацикливаться на этом. Если серьёзно, именно поэтому всё пошло не так, когда я был практически на вершине мира. Не могу сказать, что это было не забавно - всё это время было потрясающим.
Когда британские концерты завершились триумфом, менеджер Тони Дефрис организовал тур по США из 28 концертов. Используя рискованную и дорогую стратегию позиционирования Дэвида Боуи как суперзвезды, тур хорошо прошёл на восточном и западном побережьях США, но менее успешным на Среднем Западе. И хотя присоединение пианиста Майка Гарсона расширило масштаб музыки, оно невольно посеяло семена распада группы Ziggy Stardust And The Spiders From Mars.
Ли Блэк Чайлдерс (представитель MainMan в США): У него было двое телохранителей, и он наряжал их в костюмы бойцов карате, и они сопровождали его повсюду, куда бы он ни шёл. Тогда все считали, что он такой же популярный, как Мик Джаггер или Элтон Джон. И, конечно, он таким не был. Нам пришлось создавать этот миф.
Вуди Вудманси: Я сидел в самолёте с [Майком Гарсоном], читал журнал, в котором было фото спорткара Ламборджини. Я сказал: «О, как мило.» И он сказал: «Почему бы тебе не купить такую?» Я ответил: «Да, хотелось бы.» Он сказал: «Ты должен иметь возможность себе его позволить.» А я ответил: «Увы, нет.» Я спросил его: «Как ты думаешь, сколько я получаю?» А он ответил: «Ну, я знаю, сколько я получаю.» И он рассказал мне, и это было примерно в три раза больше, чем я».
Тревор Болдер: Мы подошли к Боуи и сказали: «Если ничего не изменится и ты не дашь нам деньги, мы уедем домой».
Энджи Боуи: Дэвид был в ярости, просто в ярости. «Они не могут так на меня давить» — сказал он мне. «Мне всё равно, кто они, я просто не потерплю такой нелояльности.» С этого момента его пассивно-агрессивная техника включила передачи, и дни парней были сочтены.
Сочетание тяжёлых финансовых дел фирмы MainMan, предполагаемого мятежа ритм-секции и растущей скуки Боуи от музыки, которую он создал, привело к тому, что он наконец «отменил» Зигги Стардаста на их выступлении в лондонском Hammersmith Odeon 3 июля 1973 года.
Со сцены он объявил: «Из всех шоу в этом туре именно этот концерт останется с нами дольше всех. Потому что это не только последний концерт тура, но и наше последнее совместное выступление».
Скотт Ричардсон (доверенное лицо Дэвида Боуи и Мика Ронсона): Распасться такой группе — это поразительно. Я должен отдать должное Боуи за то, что он набрался смелости сказать: «Я не вернусь».
Тревор Болдер: Он нас просто уволил! Пока все детки танцуют, следы тех, на кого повлиял Дэвид Боуи и чьих жизней он касался — словно указатели на шоссе популярной музыки.
Сьюзи Сью (британская певица и автор песен группы Siouxsie And The Banshees): Боуи был катализатором, который объединил многих из нас — так называемого «Контингента Бромли» [- поклонницы панков Sex Pistols ] — вместе. И из этой очень маленькой группы людей произошло многое.
Роберт Смит: Я оглядываюсь назад, на некоторые наши вещи, и вижу в них отголоски некоторых работ Боуи. Моя мечта сбылась, когда он пригласил меня спеть с ним на свой день рождения в Нью-Йорке.
Дэвид Боуи: Я очень доволен Зигги. Он был очень успешным персонажем, и, думаю, я хорошо его сыграл.
Дополнительные источники: «Стармен – Дэвид Боуи: окончательная биография» Пола Трынка; «Дэвид Боуи: Жизнь» Дилана Джонса» - Melody Maker; Игги Поп: «Откройся и кровоточи» Пола Трынки; LP Raw Power: интервью с Игги Попом, Треем Зенкером, Tidal - Mojo
LP The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars 1972.
Все песни написаны Дэвидом Боуи, за исключением отмеченных.
Первая сторона
«Five Years» — 4:43 Первая песня повествует о том, что Земля обречена на уничтожение в течение пяти лет из-за истощения природных ресурсов. Зигги решает петь об этом, чтобы человечество задумалось.
«Soul Love» — 3:33 В песне рассматриваются различные типы любви: любовь к близким, которые умерли (каменная любовь), романтическая (новая любовь) и религиозная (душевная любовь).
«Moonage Daydream» — 4:35 Зигги воспринимают как космического захватчика, чтобы спасти мир он становится «rock’n’roll bitch».
«Starman» — 4:16 Это был первый сингл альбома и одна из самых известных песен Боуи. В ней рассказывается, как Зигги устанавливает контакт с молодежью с помощью радио, и обещает им спасение, несмотря на то, что мир не подготовлен к его сообщению. По словам Боуи, это песня, переполненная ложью, которую Зигги написал для того, чтобы жители Земли следовали за ним.
«It Ain’t Easy» (Рон Дэвис) — 2:56 Единственная песня пластинки, не написанная Боуи; это версия композиции американского блюз-музыканта Рона Дэвиса подчеркивает трудности, которые стоят на пути к славе[113].
Вторая сторона
«Lady Stardust» — 3:20 В этой балладе Зигги переодевается в женскую одежду и выступает на сцене, вызывая восхищение публики.
«Star» — 2:47 Композиция о желании Зигги быть рок-звездой.
«Hang On to Yourself» — 2:37 Зигги и The Spiders from Mars находятся на вершине успеха, множество поклонников находятся у их ног, они обожают своих кумиров и мечтают о сексе с ними. Рифф песни был вдохновлен рокабилли музыканта Эдди Кокрана.
«Ziggy Stardust» — 3:13 Эта песня рассказывает основную историю Зигги, наряду с «Starman» она является самой известной вещью диска. В ней начинается деградация Зигги, он решает распустить The Spiders from Mars, из-за своего возросшего эго. В песне присутствуют ссылки на Джими Хендрикса, «играет левой рукой»
«Suffragette City» — 3:19 После распада своей группы, Зигги пренебрегает своими целями и прежней жизнью, теперь его интересуют только секс и наркотики.
«Rock 'n' Roll Suicide» — 2:57 История завершается полным упадком Зигги, он опустился на дно, превратив свою жизнь в рок-н-рольное самоубийство. Первый куплет песни был вдохновлен стихотворением Мануэла Мачадо, которое начинается со строчки — «жизнь, это сигарета…»
Хотите оказать помощь автору перевода: Карта Сбербанка – 2202 2014 8304 3630
Подписывайтесь. Ставьте лайки. Вот ссылка на мой канал https://zen.yandex.ru/id/603b424d78039b503bcde861
Или читайте в ВК в группе https://vk.com/greta_van_fleet
Сохраните себе и заходите когда вам будет угодно, а не когда Дзен покажет.