Найти в Дзене
История с Мейс

Виктор Цой: икона русского рока

Виктор Цой
Виктор Цой

Рождение, происхождение и семья

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде,в одном из роддомов на окраине города. Его появление на свет было отмечено в обычной советской книге записей актов гражданского состояния. Родители будущего музыканта представляли собой интернациональную советскую семью. Отец, Роберт Максимович Цой (1938-2020), был инженером-корейцем.

Роберт Максимович Цой
Роберт Максимович Цой

Его предки, этнические корейцы, проживали на Дальнем Востоке России, а в конце 1930-х годов, как и многие корейцы, были депортированы в Среднюю Азию. Роберт Максимович родился уже в Казахстане, в городе Кзыл-Орда. Он был человеком технического склада ума, серьезным и немного строгим. Мать, Валентина Васильевна Цой (в девичестве Гусева, 1937-2009), была русской, уроженкой Ленинграда.

Валентина Васильевна Цой
Валентина Васильевна Цой

По профессии она была учительницей физкультуры, обладала активным, спортивным характером и работала в школе. Этот союз – спокойного корейского инженера и энергичной русской учительницы – во многом сформировал внутренний мир их единственного сына. Виктор с детства находился под влиянием двух культур, хотя в быту семья была полностью русскоязычной и ленинградской по духу. Его имя «Виктор» было выбрано матерью, которой оно очень нравилось. Домашним прозвищем мальчика было «Викт».

Детские годы в Ленинграде

Детство Виктора Цоя прошло в обычном ленинградском дворе на окраине города,в районе, который тогда назывался «Купчино». Это были типовые панельные дома, «спальные районы», где жили простые советские семьи. Маленький Викт рос активным, шустрым ребенком. Он много времени проводил во дворе, играл с ребятами в казаки-разбойники, футбол, любил лазить по стройкам и гаражам. Родители, особенно мать, пытались направить его энергию в мирное русло. В детстве у него проявились творческие склонности: он любил рисовать, лепить из пластилина и глины. Его первые рисунки были на типичные для мальчишек темы – машины, солдаты, сражения. Также в раннем возрасте он проявил интерес к восточным единоборствам, что было связано, вероятно, с его корейскими корнями. Он с упоением смотрел фильмы с Брюсом Ли, пытался повторять приемы. В целом, его детство было вполне благополучным и стандартным для ребенка из советской интеллигентной семьи 1970-х годов, хотя учился он не слишком старательно, предпочитая урокам уличные приключения.

Цой в детстве
Цой в детстве

Художественное образование и школа

Творческие способности Виктора были замечены,и в 1974 году, по настоянию матери, он поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу (СХШ) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Это было престижное учебное заведение для одаренных детей. Учеба здесь оказала огромное влияние на формирование его личности. Он попал в особую творческую атмосферу, где ценилось нестандартное мышление, индивидуальность. Именно в художественной школе он нашел свою первую компанию по интересам, друзей, с которыми обсуждал музыку, искусство, жизнь. Он изучал классический рисунок, живопись, композицию, историю искусств. Однако проблемой стала общеобразовательная программа. Виктор с большим интересом относился к профильным художественным предметам, но совершенно запустил математику, физику, химию и другие «технические» дисциплины. Конфликт между свободой творчества и жесткими школьными рамками нарастал. В 1977 году, после окончания восьмого класса, Виктор Цой был отчислен из художественной школы именно за хроническую неуспеваемость по «нехудожественным» предметам. Этот опыт стал для него болезненным, но важным уроком.

Получение рабочей специальности

После отчисления из СХШ встал вопрос о дальнейшем образовании.По совету родителей, Виктор решил получить конкретную рабочую специальность, которая могла бы его прокормить. В 1977 году он поступил в Ленинградское среднее профессионально-техническое училище № 61 (СГПТУ-61) на специальность «резчик по дереву и кости». Учеба здесь была совсем иной. Он окунулся в рабочую среду, среди сверстников были ребята из простых семей, далекие от богемной атмосферы художественной школы. Однако именно здесь его прозвали «резчиком» – прозвище, которое позже перешло в музыкальные круги. Он освоил навыки художественной резьбы, обработки дерева, что требовало терпения, внимания к деталям и определенной доли эстетического чувства. Училище он окончил в 1979 году, получив диплом резчика. Параллельно с учебой он продолжал заниматься своим главным увлечением – музыкой.

Музыкальные влияния и первые шаги

Интерес к музыке у Виктора Цоя проявился еще в подростковом возрасте.Как и многие его сверстники, он слушал по радио и на пластинках западные рок-группы, которые были труднодоступны в СССР. На него оказали влияние The Beatles, особенно ранние, а также Led Zeppelin, Deep Purple, позже – новые волновые группы, такие как The Cure и Joy Division. Из советских музыкантов ключевым влиянием стал Борис Гребенщиков и его группа «Аквариум». Именно песни Гребенщикова показали Цою, что можно писать умные, поэтичные тексты на русском языке в рамках рок-музыки. Первую гитару, простенькую «семиструнку», родители подарили ему в 15 лет. Он самостоятельно учился играть, подбирая аккорды по слуху, активно занимался во дворе и дома. Его первые песни были простыми, но в них уже чувствовалась своя интонация. В конце 1970-х он начал посещать зарождавшийся ленинградский рок-клуб, где знакомился с музыкантами андеграундной сцены.

Первые группы: «Пилигрим», «Автоматические удовлетворители», «Камчатка»

Музыкальная карьера Цоя началась с создания группы «Пилигрим» в 1978 году, вместе со школьным другом Максимом Пашковым. Это был типичный школьно-юношеский ансамбль, игравший кавер-версии западных рок-песен на школьных вечерах и танцах. Группа даже записала на домашний магнитофон свой первый альбом, состоящий в основном из чужих песен. Однако «Пилигрим» просуществовал недолго. После его распада Цой на короткое время присоединился к эксцентричной группе «Автоматические удовлетворители» под руководством известного в андеграунде музыканта и авангардиста Сергея Курёхина. Этот опыт познакомил его с более свободными, экспериментальными формами музыки. Более важным этапом стала «Камчатка». Это была не столько группа, сколько легендарная котельная на улице Блохина, которую в 1979 году взял в аренду друг Цоя, музыкант Алексей Вишня. Котельная стала неофициальным культурным центром, клубом, репетиционной базой и пристанищем для ленинградских рок-музыкантов, художников и поэтов. Здесь можно было свободно репетировать, тусоваться, обсуждать искусство. Цой часто бывал в «Камчатке», здесь он оттачивал свое мастерство, находил единомышленников, и именно отсюда позже вышло название его первого по-настоящему профессионального альбома.

Создание группы «Кино» и дебютный альбом «45»

Летом 1981 года произошло судьбоносное событие. Виктор Цой, его друг музыкант Алексей Рыбин и Олег Валинский (гитарист, знакомый по «Камчатке») решили создать группу. Название придумывали долго. По легенде, они перебирали варианты, и Валинский, увидев на стене плакат кинофестиваля, предложил короткое и звучное слово «Кино». Оно понравилось своей ассоциацией с движением, кадрами, зрелищностью. Так родилась группа «Кино». Однако почти сразу Валинского призвали в армию, и состав сократился до дуэта Цой-Рыбин. К ним присоединился барабанщик Георгий Гурьянов, в будущем – бессменный ударник «Кино», а в тот момент – участник «Аквариума».

Группа "Кино"
Группа "Кино"

Решающую роль в судьбе молодой группы сыграл Борис Гребенщиков. Узнав от Гурьянова о талантливом парне с песнями, он пришел на их репетицию, был впечатлен и предложил помочь с записью. Он же временно стал бас-гитаристом группы. В 1982 году на домашней студии звукорежиссера Андрея Тропилло, в квартире Гребенщикова, был записан дебютный альбом «45» (названный так по общей продолжительности звучания). Альбом был акустическим, минималистичным, но в нем уже были слышны фирменная цоевская интонация, меланхолия и образность. Песни «Электричка», «Восьмиклассница», «Солнечные дни» позже станут классикой.

Формирование раннего стиля и уход Рыбина

После записи«45» группа «Кино» начала выступать на квартирниках и маленьких площадках. В 1982 году Алексей Рыбин, имевший иное видение музыкального развития, покинул коллектив. Фактически «Кино» на некоторое время превратилась в проект Виктора Цоя с приглашенными музыкантами. Этот период (1982-1984) часто называют «акустическим Кино». Звучание было простым: акустическая гитара Цоя, иногда перкуссия или бас. Но именно в этой камерности раскрывалась сила его текстов и голоса. Он много писал, его песни становились глубже. Появляются такие композиции, как «Бездельник», «Бездельник 2», «Троллейбус». Цой активно участвует в деятельности Ленинградского рок-клуба, выступает на его фестивалях, где постепенно растет его известность. Он становится частью тесного круга ленинградского андеграунда, общается с Гребенщиковым, Майком Науменко («Зоопарк»), Юрием Шевчуком (тогда еще не переехавшим в Ленинград), художниками Тимуром Новиковым и Сергеем Бугаевым (Африкой).

Альбом «46» и переходный период

В 1983 году была предпринята попытка записи второго альбома.Сессия проходила на студии Андрея Тропилло с привлечением сессионных музыкантов, включая того же Гребенщикова и ударника Всеволода Гаккеля. Однако запись не была закончена в полной мере, материал остался сырым. Тем не менее, эти демозаписи позже были сведены и вышли как альбом «46». Он продолжил линию дебютного, но песни стали более мрачными и напряженными («Ситар играл», «Дерево»). Этот альбом не имел широкого распространения в то время, но показал эволюцию автора. Параллельно Цой продолжал выступать, его аудитория медленно, но верно расширялась. В 1984 году, наконец, появляется первый альбом, который можно считать полноценным и законченным – «Начальник Камчатки».

Альбом «Начальник Камчатки» и первый успех

Альбом «Начальник Камчатки» был записан в 1984 году, опять же при содействии музыкантов «Аквариума» – Бориса Гребенщикова (бас, аранжировки) и Андрея Романова (клавиши). Ударные партии исполнил Пётр Трощенков. Альбом стал качественным скачком. Звучание стало более плотным, электрическим, появились запоминающиеся гитарные риффы. Тексты достигли нового уровня – это были уже не только лирические зарисовки, но и социальные высказывания, полные иронии и скрытого протеста («Последний герой»). Песня «Бездельник» в новой, мощной аранжировке, стала гимном для многих молодых людей, чувствовавших себя лишними в системе. Название альбома было прямой отсылкой к легендарной котельной-клубу. «Начальник Камчатки» разошелся по стране в тысячах магнитофонных копий и сделал имя «Кино» известным за пределами Ленинграда. Группа стала одной из главных надежд русского рока.

Личная жизнь: отношения с Марьяной и рождение сына

Личная жизнь Виктора Цоя долгое время была связана с Марьяной(Марианной) Цой (девичья фамилия – Иванова, позже – Родованская).

Марьяна Цой
Марьяна Цой

Они познакомились еще в юности, в конце 1970-х годов, и их отношения прошли через многие трудности. Марьяна была яркой, артистичной натурой, близкой к богемным кругам. Они несколько раз расходились и сходились снова. В середине 1980-х их союз окончательно оформился. Виктор и Марьяна поженились в 1986 году. А 5 августа 1987 года у них родился сын, которого назвали Александром.

Александр Цой
Александр Цой

Рождение сына стало для Цоя важным событием, он очень любил ребенка, хотя плотный гастрольный график оставлял мало времени для семьи. Марьяна стала его музой, критиком и менеджером, во многом помогая в организационных вопросах. Их квартира на улице Рубинштейна стала своеобразным штабом группы.

Приход постоянного состава: Каспарян, Тихомиров, Гурьянов

Ключевым для формирования окончательного,классического состава «Кино» стал 1985 год. К Виктору Цою (вокал, гитара) и Георгию Гурьянову (ударные, который к тому времени прочно вошел в группу) присоединился талантливый гитарист Юрий Каспарян. Каспарян, ранее игравший в группе «Джунгли», принес с собой более сложную, виртуозную и тяжелую гитарную школу. Его фирменное «звенящее» звучание и мощные риффы стали неотъемлемой частью звука «Кино». В том же году на бас-гитару пришел Игорь Тихомиров, опытный музыкант, игравший ранее в «Кино» сессионно, а до того – в «Джунглях» и «Аквариуме». Тихомиров обеспечил группе не только плотную басовую линию, но и профессиональную дисциплину. Так сложился квартет, который и создал все главные хиты: Цой, Каспарян, Тихомиров, Гурьянов. Этот состав был не просто музыкантами, а единомышленниками, что чувствовалось и на сцене, и в студии.

Альбом «Это не любовь» и развитие звучания

Первый альбом,записанный новым составом, вышел в 1985 году и назывался «Это не любовь». Пластинка ознаменовала резкий поворот к более жесткому, энергичному и мрачному звуку. Песни «Мама, мы все тяжело больны», «Попробуй спеть вместе со мной», «Фильмы» наполнены экзистенциальной тревогой и социальным пессимизмом. Однако именно здесь родился и главный гимн перестройки – «Хочу перемен!» (первоначально называвшаяся «Мы ждем перемен»). Ее мощный, маршевый ритм и прямые вопросы к «отцам» стали звуковой эмблемой целой эпохи. Клип на эту песню, снятый на киностудии «Ленфильм» режиссером Сергеем Лысенко, впервые показал «Кино» широкой телевизионной аудитории. Группа появлялась в черно-белой эстетике, серьезная, сосредоточенная, что резко контрастировало с привычной эстрадой. Альбом «Это не любовь» закрепил статус «Кино» как главной политически ангажированной (хотя и не напрямую) рок-группы страны.

Альбом «Ночь» и растущая популярность

Следующий альбом,«Ночь», был записан и выпущен в 1986 году. Он продолжил линию предыдущего, но стал еще более цельным концептуально. Звучание было выдержано в единой, темной, «ночной» тональности. Песни «Танец», «Видели ночь», «Ночь» создавали гнетущую, но притягательную атмосферу. Тексты были полны мистических образов, предчувствий. При этом альбом содержал и более светлые, лирические моменты, как, например, «Твой номер». «Ночь» показала, что группа не намерена останавливаться на достигнутом и продолжает экспериментировать со звуком и настроением. Популярность «Кино» росла в геометрической прогрессии. Их концерты собирали все больше людей, магнитоальбомы расходились миллионными тиражами по всему СССР. Виктор Цой стал кумиром миллионов.

Альбом «Группа крови» – вершина творчества и манифест поколения

1988 год стал переломным.Группа записала и выпустила альбом, который не просто стал популярным, а превратился в культурный феномен – «Группа крови». Это была первая пластинка, записанная на профессиональной студии («Мелодия») с качественным, по меркам того времени, звуком. Музыка достигла идеального баланса между мелодизмом, жесткостью и поэтичностью. Каждая песня была хитом: «Группа крови», «В наших глазах», «Легенда», «Спокойная ночь», «Война», «Закрой за мной дверь, я ухожу». Тексты говорили о чести, долге, дружбе, любви и выборе в экстремальных обстоятельствах. Песня «Группа крови на рукаве» воспринималась как манифест поколения, прошедшего Афганскую войну и жаждущего правды. Альбом был абсолютно современным и при этом лишенным сиюминутности. Он продавался официально огромными тиражами, группа дала грандиозные концерты в Москве (Лужники) и Ленинграде. Виктор Цой превратился из рок-звезды в национального героя, символ честности и внутренней свободы.

Актерский дебют в фильме «Асса»

В 1986 году режиссер Сергей Соловьёв приступил к съемкам фильма«Асса», который должен был стать срезом жизни советской молодежной богемы середины 80-х. Естественным стало приглашение настоящих рок-музыкантов. На роль молчаливого, харизматичного рокера Бананана был приглашен Виктор Цой. Он играл практически самого себя – немногословного, смотрящего на мир с легкой иронией и отстраненностью музыканта. Его герой появляется в ключевых сценах, в том числе в финале, где поет песню «Мы ждем перемен» на огромном карьере, собравшем толпу фанатов. Эта сцена, смонтированная с реальными кадрами концерта «Кино», стала одним из сильнейших кинокадров эпохи перестройки. Дебют Цоя в кино был очень удачным – его природная харизма, неигровое поведение и узнаваемость сработали идеально. Фильм «Асса» (вышел в 1987 году) стал культовым и значительно усилил популярность музыканта.

Главная роль в фильме «Игла» и признание

Если в«Ассе» Цой играл эпизодическую роль, то в 1988 году режиссер из Казахстана Рашид Нугманов предложил ему главную роль в своем дебютном полнометражном фильме «Игла». Цой согласился. Его персонаж – Моро – молчаливый, принципиальный и внешне холодный молодой человек, который приезжает в Алма-Ату, чтобы помочь бывшей подруге Свете (актриса Марина Смирнова) избавиться от наркотической зависимости. Он вступает в противостояние с местным наркодилером, которого играет Пётр Мамонов. Образ Моро – в черном пальто, с непроницаемым лицом – стал иконографическим. Цой-актер был сдержан, минималистичен, но его внутренняя сила и моральный кодекс читались в каждом взгляде. Фильм «Игла», вышедший в 1989 году, имел оглушительный успех в прокате, его посмотрели десятки миллионов зрителей. По итогам опроса читателей журнала «Советский экран» Виктор Цой был назван лучшим актером 1989 года, обойдя признанных мастеров. Это было беспрецедентное признание для музыканта.

Альбом «Звезда по имени Солнце» – последний прижизненный альбом

В 1989 году группа выпустила свой последний прижизненный студийный альбом– «Звезда по имени Солнце». Звучание снова эволюционировало: оно стало более мелодичным, лиричным, «солнечным», но при этом не потеряло своей фирменной ритмической остроты и глубины. Песни «Пачка сигарет», «Песня без слов», «Сказка», «Звезда по имени Солнце», «Алюминиевые огурцы» показали Цоя как зрелого поэта и мелодиста. Тематика песен – любовь, быстротечность времени, память, свет в конце тоннеля. Альбом был записан с безупречным качеством и стал коммерчески невероятно успешным. Казалось, группа находится на пике своего творчества и популярности. Они давали грандиозные стадионные концерты, их знала вся страна от Калининграда до Владивостока.

Запись последнего альбома и усталость от славы

Несмотря на внешний успех,к 1990 году Виктор Цой испытывал сильную усталость от бесконечной гонки, внимания прессы, давления славы. Ему хотелось сосредоточиться на новой музыке, уединиться. В начале 1990 года группа приступила к записи нового альбома на студии в Москве. Были записаны базовые треки, гитары, вокал. Оставалось дописать ударные. Но Цой чувствовал творческий кризис и упадок сил. Чтобы сменить обстановку, летом 1990 года он вместе с гитаристом Юрием Каспаряном уехал в Прибалтику, в Латвию. Там они сняли домик недалеко от Юрмалы и работали над гитарными партиями для нового материала. Цой также купил подержанный мотоцикл «Ява» и увлекся гонками по проселочным дорогам, что давало ему ощущение свободы и отрыва от реальности. После этого он отправился на несколько дней на рыбалку в глухое место, чтобы побыть в одиночестве.

Последняя поездка и трагическая гибель

Утром 15 августа 1990 года Виктор Цой,отдохнувший после рыбалки, решил вернуться из Латвии в Ленинград, к семье и для продолжения работы. Он выехал на своей темно-синей машине «Москвич-2141» (тачки модели «Алеко») по шоссе Слока – Талси. Дорога была пустынной и прямой. Согласно официальному заключению следствия, произошло следующее: около 12 часов дня, на 35-м километре трассы, недалеко от поворота на город Тукумс, Виктор Цой, вероятно, заснул за рулем от усталости. Его автомобиль на высокой скорости выехал на полосу встречного движения и совершил лобовое столкновение с рейсовым автобусом «Икарус». Удар был страшной силы. Смерть музыканта наступила мгновенно от полученных травм. Ему было всего 28 лет. В кармане его куртки нашли недописанное стихотворение, которое позже легло в основу песни «Красно-желтые дни».

Реакция страны и прощание

Весть о гибели Виктора Цоя,облетевшая страну 15 августа, вызвала шок и недоверие. Для миллионов людей это была личная трагедия. В Ленинграде, у Театра юного зрителя (ТЮЗа) на Пионерской площади, стихийно начал собираться народ. Люди несли цветы, гитары, зажигали свечи. Эта импровизированная площадь памяти стала местом всенародного горя. Официальное прощание состоялось 19 августа в ДК «Невский». Гроб с телом музыканта стоял на сцене. Проститься пришли десятки тысяч человек, образовав многокилометровую очередь. Казалось, пришел прощаться весь город. После гражданской панихиды траурный кортеж направился на Богословское кладбище. Похороны прошли при огромном стечении народа. На могиле был установлен простой деревянный крест, позже замененный на памятник в виде каменной стелы с барельефом музыканта и его именем.

Завершение и выпуск «Черного альбома»

После гибели Цоя остался практически готовый материал для нового альбома.Музыканты «Кино» – Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров и Георгий Гурьянов – приняли тяжелое, но единственно верное решение: дописать и выпустить пластинку. Они дописали ударные партии, сведение и мастеринг. Альбом, получивший неофициальное название «Черный альбом» из-за полностью черной обложки без каких-либо надписей, вышел в конце 1990 года. Он стал пронзительным реквиемом. Песни «Красно-желтые дни», «Когда твоя девушка больна», «Звезда» оказались удивительно светлыми и мелодичными, но пронизанными щемящей грустью. Последняя песня в его исполнении, «Кукушка», стала одной из самых пронзительных в русском роке. «Черный альбом» поставил точку в истории группы «Кино» и стал памятником ее лидеру.

Вклад в культуру и наследие

Вклад Виктора Цоя в русскую и мировую культуру сложно переоценить.Он стал главным символом поколения 1980-х, голосом перестройки и надежды. Его музыка вышла далеко за рамки рок-жанра, став частью национального культурного кода. Тексты его песен, казалось бы, простые, но емкие и поэтичные, разобраны на цитаты. Он создал уникальный образ – немногословного, честного, принципиального героя, который противостоит системе не агрессией, а внутренней силой и личным выбором. «Кино» оказало огромное влияние на несколько поколений российских музыкантов, от групп 1990-х до современных исполнителей. Песни Цоя продолжают звучать, их перепевают, они используются в кино. Он стал одним из немногих советских рок-музыкантов, чья слава пережила распад СССР и остается незыблемой.

Места памяти: могила на Богословском кладбище

Главным местом памяти Виктора Цоя является его могила на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге(участок № 16).

-8

Первоначальный деревянный крест был заменен на гранитный памятник, выполненный по эскизу друга Цоя, художника и скульптора Анатолия Белкина. Памятник представляет собой вертикальную стелу из серого гранита с барельефным портретом музыканта в полный рост, играющего на гитаре. Ниже выбиты его имя, даты жизни и знаменитая строка из песни «Легенда»: «…Но есть боль, на которую я не имею права». Могила стала местом паломничества для поклонников со всего мира. Здесь всегда лежат цветы, гитары, письма, сигареты. Это место тихого поклонения и памяти.

Места памяти: «Стена Цоя» в Москве и других городах

-9

Вторым по значимости местом памяти стала так называемая«Стена Цоя» в Москве, расположенная в Кривоарбатском переулке, на стене дома № 10 (во дворе). Стихийное граффити с портретом Цоя и надписью «КИНО», «Цой жив» появилось здесь вскоре после его смерти. Несмотря на многочисленные попытки закрасить, фанаты каждый раз восстанавливали изображение. С течением времени стена превратилась в постоянно обновляемый арт-объект, покрытый цитатами, признаниями в любви, рисунками. Надпись «Цой жив» стала знаменитым слоганом, означающим, что дух музыканта, его идеи и музыка продолжают жить в сердцах людей. Подобные «стены Цоя» появились и в других городах бывшего СССР – в Екатеринбурге, Новосибирске, Киеве, Минске и многих других.

Музеи, памятники и арт-объекты

Память о Викторе Цое увековечена в различных формах.В Санкт-Петербурге, в арт-центре «Пушкинская, 10», работает небольшой мемориальный музей-квартира, воссоздающая атмосферу его времени. В Калининграде существует рок-кафе «Цой». Памятники и бюсты музыканта установлены в нескольких городах: в Екатеринбурге (возле клуба «Склад»), в Хабаровске, в Алма-Ате (Казахстан) – памятник герою фильма «Игла», Моро, который является и памятником Цою. В Санкт-Петербурге на Невском проспекте существует граффити-портрет. Также его именем названы улицы в некоторых населенных пунктах, а в 2012 году, к 50-летию со дня рождения, была выпущена памятная почтовая марка России.

Наследие в кино, литературе и поп-культуре

Образ и творчество Цоя стали неотъемлемой частью современной российской поп-культуры.О нем сняты документальные фильмы («Последний герой», «Цой – Кино»), художественный фильм «Лето» (2018, реж. Кирилл Серебренников), рассказывающий о начале его пути. Его песни звучат в десятках фильмов и сериалов, их исполняют самые разные музыканты на концертах и шоу. О Цое написаны книги, воспоминания, исследования. Его цитируют, на него ссылаются. Он остается эталоном честности, таланта и верности своим принципам в искусстве. Музыка «Кино» звучит на митингах, спортивных мероприятиях, ее знают люди, родившиеся спустя десятилетия после его смерти. Виктор Цой навсегда остался «последним героем» и «звездой по имени Солнце» для миллионов людей.