Найти в Дзене

«Мама, Алиса меня понимает лучше»: Почему дружба с ИИ может сделать наших детей социально неуклюжими

Почему дружба с ИИ может сделать наших детей социально неуклюжими Вчера я стал свидетелем сцены, от которой мне стало не по себе. Мой семилетний племянник сидел в комнате и увлеченно рассказывал кому-то, как прошел его день в школе. Я заглянул — в комнате никого не было. Он разговаривал с умной колонкой. — Алиса, а Петька меня толкнул!
— Это неприятно. Хочешь, я включу тебе веселую песню? — ответил бархатный голос нейросети.
— Да, давай! Ты добрая, не то что Петька. В этот момент я понял: мы проигрываем битву за социализацию наших детей. И враг этот не страшный и зубастый, а удобный, всегда вежливый и невероятно "понимающий". Давайте разберемся, почему Искусственный Интеллект (ИИ) в роли няньки — это мина замедленного действия для психики ребенка. Ловушка «Идеального собеседника» В чем главная проблема общения с живыми людьми? Они сложные.
Сверстник может обидеться, перебить, не захотеть играть в ту игру, которую хочешь ты. Учитель может быть в плохом настроении. Бабушка может не услыш
Оглавление
Почему дружба с ИИ может сделать наших детей социально неуклюжими
Почему дружба с ИИ может сделать наших детей социально неуклюжими

Вчера я стал свидетелем сцены, от которой мне стало не по себе. Мой семилетний племянник сидел в комнате и увлеченно рассказывал кому-то, как прошел его день в школе. Я заглянул — в комнате никого не было. Он разговаривал с умной колонкой.

— Алиса, а Петька меня толкнул!
— Это неприятно. Хочешь, я включу тебе веселую песню? — ответил бархатный голос нейросети.
— Да, давай! Ты добрая, не то что Петька.

В этот момент я понял: мы проигрываем битву за социализацию наших детей. И враг этот не страшный и зубастый, а удобный, всегда вежливый и невероятно "понимающий".

Давайте разберемся, почему Искусственный Интеллект (ИИ) в роли няньки — это мина замедленного действия для психики ребенка.

Ловушка «Идеального собеседника»

В чем главная проблема общения с живыми людьми? Они сложные.
Сверстник может обидеться, перебить, не захотеть играть в ту игру, которую хочешь ты. Учитель может быть в плохом настроении. Бабушка может не услышать с первого раза.

ИИ лишен этих «недостатков».

  • Он всегда слушает (24/7).
  • Он никогда не осуждает.
  • Он подстраивается под интересы ребенка мгновенно.

Для несформированной психики это наркотик. Ребенок привыкает к коммуникации без трения. Но именно это «трение» — конфликты, компромиссы, необходимость договариваться — и формирует социальный интеллект.

Если ребенок привык, что собеседник (нейросеть) всегда согласен и послушен, столкновение с реальным миром, где люди говорят «нет», станет для него тяжелейшей травмой.

Атрофия эмпатии

Эмпатия — это умение считывать эмоции другого. Понять, что другу грустно, по его глазам. Услышать раздражение в голосе мамы.

Когда ребенок общается с ChatGPT или голосовым ассистентом, ему не нужно считывать эмоции. Там нет мимики, нет реальной боли, нет последствий сказанных слов. Можно нагрубить боту, и он вежливо ответит: «Я не понимаю вашего тона». Можно выключить его на полуслове.

Психологи уже бьют тревогу: растет поколение, которое блестяще общается с экранами, но впадает в ступор, когда нужно посмотреть в глаза живому человеку и извиниться.

Иллюзия дружбы

Самое страшное, что ИИ сейчас программируют так, чтобы имитировать привязанность. Чат-боты спрашивают: «Как ты себя чувствуешь?», «Ты сегодня грустный?».

Ребенок начинает воспринимать алгоритм как друга. Но это суррогат. Это как питаться пластиковой едой: выглядит красиво, но организм умирает от голода. Эмоционального голода.

Ребенок доверяет машине секреты, которые должен был бы рассказать родителям или лучшему другу во дворе. В итоге социальный круг сужается до размеров смартфона.

Что делать родителям? 3 правила безопасности

Я не призываю выбросить все гаджеты в окно (это не возможно на кануне 2026 года). Но нужно менять подход.

  1. ИИ — это инструмент, а не друг. Учите ребенка использовать нейросети для поиска информации, рисования, перевода слов. Но пресекайте долгие «душевные» беседы с ботом.
  2. Живое время. Введите правило: за ужином и за 2 часа до сна — никаких гаджетов. Только живое общение.
  3. Провоцируйте реальные эмоции. Настольные игры, спорт, походы. Там, где нужно взаимодействовать, спорить, побеждать и проигрывать вместе с живыми людьми.

А как вы считаете? Стоит ли ограничивать общение детей с голосовыми помощниками или это неизбежное будущее, и я просто "старый ворчун"?

Пишите свое мнение в комментариях, мне правда интересно, как вы справляетесь с этой "цифровой атакой". И не забудьте поставить лайк, если тема вас зацепила!

Повышение эффективности: Кейсы внедрения ИИ помощников