Как можно использовать "Колористический портрет" для самокоррекции и гармонизации личности?
Колористический портрет, который представляет цветовую проекцию личности человека, позволяет применять данный инструмент различными способами для достижения арт-терапевтического эффекта. Можно узнать о цветах, которые предпочитаем и избегаем, как проявляемся в предпочитаемых оттенках и что они говорят о наших эмоциональных и физиологических потребностях. Но самое главное, через работу с цветами колористического портрета, можно разрешать внутренние конфликты, которые препятствуют проявлению и самореализации в жизни.
Пример 1 - Психологический портрет личности
Назовем девушку Надеждой (имя изменено). Девушка, мягкая внутри от природы, с размытыми личными границами, склонностью к пассивности в отношениях, "жертвенности" и сценарию "жертва - агрессор - спасатель". В ситуации стресса одевает "маску силы", но наталкивается на конфликты. Жизненный сценарий повторяется неоднократно. Имеет тягу к моногамным отношениям, однако из-за внутренней тревожности и страхов к себе и к миру, не может их построить, вследствие чего включается компенсация в виде "полиаморности" (множество поверхностных контактов и расфокусировки внимания). Также от природы имеет дар сверхчувствительности, что с одной стороны делает ее расположенной к искусству и гуманитарным наукам, однако из-за внутренней неуверенности не может свои таланты реализовать. Также наблюдается конфликт внутреннего "Я", которое расщепляется между своей индивидуальностью, внутренними желаниями и другими и их ожиданиями.
В какие цвета раскрашена жизнь этой девушки?
На протяжении последних нескольких лет через ее цветовые предпочтения можно проследить следующую картину: ряд нерешенных вопросов при внутренней амбициозности приводит желанию деятельности, активности, яркости, социальной реализации, проявлению сексуальности, что проявляется как предпочтение красного в гардеробе. Вместе с тем, динамичная, активная энергия, выраженная в красном, приводит к конфронтации и конфликтности в окружении, ярким, но драматичным личным отношениям, в следствие чего возникают сверхсильные эмоции и переживания.
События переживаются как травматичные, приводящие к нервному и физическому истощению, внутри возникает запрет и отрицание "красного". Наступает компенсация в виде коричневого - концентрация на телесных потребностях и ощущениях для заземления и питания. Душе и телу необходима регрессия в пассивность для восстановления душевной и телесной энергии.
Последующий выбор зеленого в гардеробе свидетельствует о стремлении к стабилизации и самоутверждению, с появлением желто-зеленых появляется надежда на рост и развитие.
Однако нестабильное здоровье дает сбои, что усложняет взаимодействие в социуме из-за ощущения слабости, и приводит к выбору серого как защитного цвета в окружении и гардеробе с целью избегания лишнего напряжения и внешнего воздействия.
Таким образом, мы видим регрессию в пассивность после активного периода и компенсацию нервной системы для адаптации и восполнения жизненной энергии. Однако отрицание красного - это не только отрицание борьбы, агрессии, страстей, но и "силы", "самой жизни", "жизненной силы". Не трудно догадаться как проявляется данный конфликт и сценарий в теле. Ведь если психика и разум не находят выход в сложившихся ситуациях, невыраженные эмоции и конфликты проживаются через тело, вызывая заболевания.
В терминах регуляционной психологии Люшера это картина хронической негармоничности системы саморегуляции: базовые потребности не согласованы, противоположные полюса выносятся по очереди (мягкость ↔ маска силы, моногамия ↔ поли‑контакты), поэтому психика «качает маятник», а не удерживает равновесие.
Психика девушки постоянно ищет гармонию между потребностью в надёжной любви (синий), правом на собственные границы (зелёный), желанием действовать и желать (красный) и надеждой на будущее (жёлтый), но делает это через крайние, взаимоисключающие стратегии. Любой стресс запускает дефектный круг саморегуляции: мягкость → травмирующий опыт → «маска силы» → конфликт → разочарование → уход в поверхностные связи и расфокусировку → ещё большее недоверие к себе и миру.
Сверхчувствительность без опоры на самоуважение и право на действие превращается из дара в источник перегрузки и самоотрицания: талант есть, но нет внутреннего разрешения его предъявить. Внутреннее «Я» расщепляется между индивидуальностью (собственные желания, творческая линия) и интроецированными ожиданиями других, поэтому любой выбор сопровождается чувством вины или страха быть отвергнутой.
Иными словами, регуляционная система не находит устойчивой конфигурации противоположностей, и каждая новая жизненная ситуация только закрепляет старый сценарий.
Как можно помочь в данном случае через цветотерапию, обращаясь к своей палитре как источнику ресурса и связи со своими внутренними энергиями?
Первый тип внутреннего конфликта - отрицание своей мягкости и уязвимости, их выражение как "жертвенность и чувство вины", "пассивность в отношениях при установлении внутренних границ", "слабость и компенсация агрессией", "страх уязвимости". Размытые границы, сценарий «жертва–агрессор–спасатель», маска силы вместо спокойного самоуважения говорят о том, что нет устойчивого внутреннего «я опираюсь на себя». Девушка либо сливается с другими, либо в ответ на боль резко компенсирует через жёсткость и конфликты.
Цветотерапия: осознание и конфронтация внутреннего конфликта, выбор и ассоциация оттенков "Колористического портрета" с качеством мягкости и уязвимости (теплые, телесные, розовые оттенки), работа с выбранными цветами и колоритом - осознанное применение в гардеробе, интерьере, творчестве. Проживание цветов в новом качестве "мягкость как сила" (как гибкость, способность принимать, влиять, быть в гармонии).
Работа со сценарием «жертва–агрессор–спасатель» (например, через транзактный анализ или схем‑терапию): видеть, когда девушка входит в роль, и учиться оставаться в позиции взрослого, а не жертвы. Маленькие, но явные акты отстаивания своих границ без агрессии (говорить «нет», просить о своём, обозначать рамки времени/вовлечённости). Осознанное добавление зеленого для создания внутренней опоры при проявлении мягкости.
Второй тип конфликта: тяга к моногамии, мягкость, жертвенность говорят о сильной потребности в глубокой, надёжной привязанности. Но тревога и недоверие к себе/миру не дают почувствовать «меня можно любить безопасно», поэтому синий не даёт покоя, а превращается в цепляние и страх потери (синий гипертрофирован, но не реализован). Успокоение нервной системы через использование синих оттенков в тревожных ситуациях приводит к ясной уверенности, а внутренняя глубина позволяет найти ресурс внутри, который не требует подтверждения во вне через борьбу.
Для терапии требуются практики самоподдержки и телесного успокоения (сон, ритуалы расслабления, «синие» пространства). Отработка базовой установки: «я могу быть в отношениях, не теряя себя» — через маленькие опыты честного выражения потребностей (в терапии и в безопасных отношениях).
Третий тип конфликта - склонность к пассивности в отношениях, страх действия и выбора говорят о подавленном векторе «я хочу и могу». Отсюда вспышки агрессии через маску силы и/или уход в множественные поверхностные связи: это не настоящая активность, а компенсация заблокированного желания — иллюзия движения без реальной ответственности.
Исцеление травмирующего опыта через принятие красного цвета, сочувствие и возвращение себе права "жизни" через активность и проявление. Создание другого сценария и вектора через преодоление "страха" повторений жизненных событий, связанных с красным цветом. В этой связи, отслеживать, какие цвета в одежде и пространстве появлялись в периоды «маски силы» (часто это жёсткий чёрный, агрессивный красный) и осознанно заменять их на варианты, которые выражают силу без войны (глубокий синий, изумруд, благородный тёмный фиолет).
Для терапии необходимы небольшие, но конкретные шаги в сторону своих желаний (курс, творческий проект, телесная активность), чтобы тело переживало: «я могу начинать и продолжать». Экологичная работа с агрессией (телесные практики, вербализация злости), чтобы сила не пряталась за маской и не взрывалась в конфликтах.
Четвертый тип конфликта - повторяющийся сценарий, неиспользованные таланты, страх реализовываться → застревание в опыте «со мной всё равно не получится», утрата доверия к будущему и ощущению, что «меня можно любить такой». Это типичная картинка отверженного жёлтого: внутренняя бессмысленность и хроническое разочарование.
Планирование коротких, реалистичных проектов (3–6 месяцев), которые связаны с талантами, а не с ожиданиями других. Переосмысление прошлых разочарований как источников опыта, а не доказательств собственной «поломки».
Дополнительно сверхчувствительность и тяготение к искусству отражают высокий потенциал фиолета (интуиции, тонкости восприятия), но при слабом зелёном и красном это уходит в эскапизм (склонность уходить от реальной жизни и её сложностей во «вторичный мир»: фантазий, игр, сериалов, книг, соцсетей, работы, хобби и т.п., чтобы временно не сталкиваться с тревогой, болью или скукой), а не в творчество.
Поскольку сверхчувствительность и тяготение к гуманитарным наукам — ресурс, важно включить арт‑терапию, письменно‑образные практики, мандалы, где можно безопасно проявлять своё «Я» и тренировать опыт: «мои формы и цвета имеют право быть видимыми». Постепенно переводить это из чисто терапевтического формата в маленькие социальные предъявления (публикации, мини‑курсы, участие в проектах), чтобы творческий потенциал переставал жить только «внутри».
Люшер подчёркивает: разочарование — это не тупик, а указатель на негармоничную область. Здесь важно разбирать повторяющиеся сценарии (отношения, конфликты) не в формате «со мной что‑то не так», а в формате:
«Какую потребность я пыталась удовлетворить? Какой противоположный полюс я не допускала (свою злость, чужую свободу, свой страх)?». И постепенно переводить переживание из бессмысленного страдания в «пережитое постижение», когда событие становится понятным фрагментом личной истории, а не клеймом.
В сумме описание по Люшеру звучало бы так:
«Психическая система девушки ищет гармонию между потребностью в любви, самоуважении, действии и надежде, но из‑за давнего разрыва этих полюсов регулирует себя через маятниковые крайности — жертвенность и маску силы, моногамию в фантазии и множественные связи в реальности, сверхчувствительность и самоподавление. Терапия должна помочь признать и упорядочить эти противоположности так, чтобы у мягкости появилась опора, у силы — сердце, у талантов — реальное поле проявления, а у отношений — форма, в которой можно быть и с другим, и с собой».
Ну что же, рекомендации даны, посмотрим, как изменит сознательное использование цветов своего "Колористического портрета" дальнейшую жизнь Надежды, ведь внутренние конфликты, вытесненные в подсознательное, зацикливают жизненную энергию, из-за чего не происходит развития в соответствующих сферах жизни. Их признание и конфронтация способствует освобождению и свободному течению энергии, она может свободно проявляться посредством качеств и действий, что будет способствовать развитию личности.
Подписывайтесь на канал *КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ* и узнавайте больше о возможностях цвета в стиле, психологии, творчестве и искусстве