Особняк Морозова в Подсосенском я хотела посетить давно. Каждый раз, проходя мимо, я задерживала взгляд на фасаде особняка и думала: «Оля, ну когда же ты найдешь время, зайдешь внутрь и посмотришь интерьеры?» И вот — наконец-то это свершилось. В составе экскурсионного бюро «Города и люди» (стоимость — 1999 ₽, продолжительность — 1,5 часа) я попала в одно из самых загадочных и невероятных зданий Москвы. Но обо все по порядку.
Кто такие Морозовы?
Обычно произнося фамилию Морозовы, все вспоминают, в первую очередь, самого яркого представителя династии, промышленника и мецената Савву Морозова. Но мы сегодня поговорим о других представителях Морозовых — это Елисей Саввич, его сын Викула Елисеевич и внук Алексей Викулович.
А отправимся мы с вами особняк в Подсосенском переулке, чтобы не запутаться, тоже показываю вам его, потому что в Москве особняков Морозовых аж семь.
Не пугайтесь, сейчас идет полным ходом реставрация фасада главного усадебного дома и интерьеров дома с оранжереей, но это никак не мешает осмотреть основные достопримечательности особняка.
История дома
Усадьба на месте особняка существовала еще в XVIII веке. Сначала она принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, потом в 1839 году ее купил Елисей Морозов — представитель одной из самых мощных купеческих династий России.
А вот новый дом, который мы видим сегодня, построил уже его сын Викула Елисеевич в 1878 — 1879 годах.
Архитектор особняка — Михаил Чичагов.
Но настоящее волшебство случилось позже. В 1895 году усадьбу унаследовал его сын Алексей Морозов — человек тонкого вкуса, коллекционер, эстэт.
Он не хотел жить в «обычном» особняке. И позвал преобразить дом молодого архитектора Федора Шехтеля, который к тому времени уже делал заказы для разных Морозовых.
В свою очередь Шехтель позвал художника Михаила Врубеля и скульптора Сергея Конёнкова — и они вместе создали один из самых виртуозных московских интерьеров.
Так, о династии и ее представителях я вам немного рассказала, предлагаю зайти внутрь.
В парадной — древний Египет
Экскурсия начинается с того, что вы оказываетесь… в Египте. Входная группа дома выполнена в египетском стиле.
Огромные порталы, строгие вертикали, символические мотивы — все это придумал Федор Шехтель, который в 1890-х работал над переделкой интерьеров по заказу Алексея Викуловича Морозова.
Для Москвы конца XIX века такой выбор был абсолютно дерзким. Египетский стиль почти никто не использовал — и поэтому шаг через этот порог ощущается как переход в другой мир.
Деревянный кабинет Алексея Морозова в стиле готики
Главный зал, который мечтает увидеть каждый — деревянный кабинет Алексея Викуловича. Это готика, но не церковная, а домашняя и теплая. Древесина темных пород (мореный дуб), резные панели, витражи, кессонированные потолки с росписями, и главное — лестница на второй уровень кабинета.
Она украшена резными фигурами: гномом, который «сидит» на ступеньке, и драконьей головой — работа Конёнкова.
Под ней — огромный мраморный камин, как портал в преисподнею, над ним располагаются маски грешников. Камин опирается на горгулий, а справа от него потайная дверь на лесенку, ведущую в молельню.
А когда поднимаешь взгляд, понимаешь, чего лишилась Москва: верхние панели кабинета были украшены врубелевскими панно по мотивам «Фауста». Сейчас они в Третьяковке.
И вот что удивительно: кабинет уцелел почти полностью. В советские годы здесь была типография «Наука», и это помещение стало кабинетом редактора. Входили туда мало, ничего не портили, и благодаря этому деревянная сказка дожила до наших дней.
Посмотрите видео, оно передает практически всю магию и очарование этого кабинета:
Рокальная гостиная
Следующее помещение — рокайльная гостиная. Полный контраст готике: золотистые линии, изящная лепнина, мягкие формы, светлая палитра.
На стенах — французские гобелены времен Наполеона. И да, они настоящие, дожили до наших дней. В первый раз вижу, чтобы убранство комнаты было старее, чем сам особняк почти на 70 лет.
А потолок… он частично стеклянный, и раньше за этим стеклом скрывались электрические лампы, создавая эффект рассеянного дневного света. Для 1890-х годов — невероятное технологическое решение. Так мог только Шехтель!
Поднимаюсь на второй этаж — в мир Викулы Морозова
Итак, мы поднимаемся на второй этаж по весьма скромной лестнице.
На втором этаже сохранились интерьеры отца Алексея — Викулы Елисеевича. Здесь уже другая атмосфера: сдержанная, солидная, как характер фабриканта.
Например, эти интерьеры анфиладного пространства были скопированы с Эрмитажа:
На втором этаже было два бальных зала:
И еще один почти детективный факт:
После 1917 года дом превращают в коммуналки. И что делают инженеры? Не сбивают лепнину, как это часто бывало, а закрывают ее фальш-стенами, чтобы не портить. Благодаря этому роскошные потолки и стены дошли до нас целыми. А вот здесь нишу для сцены закрыли гипсом.
Такая забота — редкость, и за это хочется сказать им отдельное спасибо, пусть и через сто лет.
Морозовы как зеркало эпохи
И еще немного о хозяине дома — Алексее Викуловиче. Он был потомственным почетным гражданином, наследником мануфактур, но… не промышленником по душе. Его стихия — коллекции. Он собрал уникальное собрание русского фарфора, древних икон, гравюр. Был человеком «тонкого ума», как вспоминали современники.
Он хотел завещать коллекцию Москве, но не успел. После революции все было национализировано и разошлось по музеям.
И от того особенно ценно, что частичка его мира — особняк — осталась.
И почему сюда нужно попасть
Особняк Морозова — это живой учебник архитектуры, мифологии, семейных историй, стилей и эпох. Египет, готика, рококо, русский стиль, ренессанс — все это уживается в одном доме. И удивительным образом — гармонично.
Особняк скоро закроется на долгую и тщательную реставрацию. Если вы давно мечтали увидеть его интерьеры — сейчас прекрасная возможность. Кроме того, это реальный вклад в будущее памятника. Каждый билет — это кирпичик в фонде реставрации. Вы своими глазами увидите, что нуждается в спасении, и поможете этому спасению случиться.
Я была там с экскурсионным бюро «Города и люди» и получила огромное удовольствие. А если хотите, чтобы история ожила, — настоятельно советую записываться на тур к искусствоведу Екатерине Поляковой. Она не просто показывает залы, а мастерски рисует картины прошлого: вы услышите отрывки из мемуаров, разгадаете символы в декоре и почувствуете дух эпохи:
Я вышла оттуда с ощущением, что прикоснулась к очень личной части Москвы. Не парадной, не туристической, а глубокой и редкой.
Если вы ищете в городе места, которые удивляют — это одно из них.
Друзья, спасибо, что дочитали до конца. До новых встреч!
О том, что еще можно посетить интересного в Москве, читайте здесь: