– А?! Сколько?! Я забыла...
– Вот отложи тетрадь, посмотри на меня и ответь на вопрос: как ты могла забыть, если ты уже десятый, девочка моя, десятый раз смотришь в таблицу, берёшь одно и то же значение, доносишь его до тетради, записываешь, а потом забываешь, что ты это только что видела?! Десятый раз! За 20 минут! Ты же записала! Где?! В тетрадь посмотри! Вот же! Зачем тебе таблица, у тебя же записано! Как ты не помнишь, что записывала? Как?! Ты как так делаешь, что у тебя не запоминается?! Поразительно! Слушай, поделись секретом!
– Посидите с моё в ленте! – отшучивается восьмиклассница, – вообще всё забудете! Ой, а хотите я вам перескажу все ролики? Вчера всю ночь смотрела. Там, короче, рыжий кот, это нейросеть, у кота целая жизнь, и вот он...
Она про кота всю ночь смотрела, Она про кота отлично запомнила, а на математику места не осталось. И корень из 225 мы смотрим и смотрим в таблице... Смотрим и смотрим... Ну разве запомнить не проще?! Неужели оно само не...
Не. Это "насматривание", безотчётное запоминание, когда ты один раз увидел, второй увидел, третий увидел, а на четвёртый оно как-то само запомнилось – безвозвратно уходит. У многих, друзья. Или учить прицельно, что возможно, хотя и трудоёмко, или не пытаться и не париться.
Знаете термин "баннерная слепота"? Это когда мы с вами открываем, предположим, статью в Дзене, читаем её, идём комментировать... Но не замечаем, как сбоку висит реклама, и не одна. Она есть, но мы настолько к ней привыкли и настолько она раздражает, что мозг блокирует её существование, её словно нет.
Вот именно этот эффект, как мне кажется, происходит со школьниками, которые много времени проводят в гаджетах. Невозможно запомнить всё, что идёт в глаза, вот они и отсекают. Привыкают отсекать. А потом точно так же отсекают математику. И всё остальное. Поэтому знания сами не прилипают, как у нас прилипали в детстве.
И очень хорошо, что у нас гаджетов не было.
В прошлом году мы с моей матрёшкой договорились, что она снизит потребление видеоконтента в смартфоне, чтобы дотянуться до четвёрки по математике. Ох, как ей было нелегко... Но вот что-то её проняло. Нет, не репетитор (автор канала), нет. Там совокупность какая-то. Или повзрослела... Сейчас она продолжает сёрфить, однако к математике стала... Она стала к ней относиться. Раньше вообще никак не относилась, а теперь относится. И это уже неплохо.
А рассказать я собиралась совершенно не про неё, а про одного мальчика, который враз избавился от гаджетной зависимости. Почитаете – сами поймёте, что у истории мораль неопределённая, но обо всём по порядку.
Как семиклассник в одночасье от гаджетов отказался
Поучительная история со спорной моралью
Жил-был пятиклассник Миша (имя изменено). Начальную школу он еле закончил. По всем предметам его не хвалили. Перебивался он с двойки на тройку. И такое положение дел устраивало всех: учителя нет-нет да и помогут, да и родители глаза закроют.
На что?
На Мишино увлечение. Гаджетами пацанёнок увлёкся ещё в раннем детстве. Да так сильно увлёкся, что никакими коврижками было его от них не оттащить. И в компьютере сидел, и в планшете, и в смартфоне.
Мише было всё равно, что делать: играть или смотреть. Главное, чтобы гаджеты были рядом.
Подошёл шестой класс, в который нашего героя перевели с ужасным скрипом. И весь учебный год прошёл под эгидой "Если ты будешь продолжать в там же духе, у тебя будет академическая задолженность, это шанс остаться на второй год!"
Ну вот сами подумайте: где а/з, а где захватывающая история про рыжего кота. Видите? Школьной программе тягаться с котом вообще без шансов!
Миша тоже так решил и с удвоенным рвением продолжил не учиться.
Что самое интересное – его перевели в седьмой класс! Как перевели – перетащили. Втащил на своих многострадальных плечах педсостав. А что делать?! В прошлые годы получалось, теперь тоже проскочили. Вроде бы.
А вот в седьмом классе нашла педагогическая коса нового директора на этот непознанный камень Мишиного безразличия к наукам.
Стало горячо.
Тут уже встрепенулись родители. Стали подыскивать для сына репетиторов. Однако мнение домашних педагогов совпало с вердиктом школьных учителей –там никого нет, там учиться нечем. В голове у парня гаджеты, мы ему не поможем.
Остались только почтенная профессор филологии, из доброты душевной, и упёртый репетитор по математике (да-да, я.)
Разумеется, ничего мы не успели. Там не только уйма работы, там же ещё и гаджеты... Шалун умудрялся играть на уроках математики, и смотреть ролики на уроках литературы!
Всё это привело маму разгильдяя к осознанию проблемы. И так бы она осознавала (у психологов, которые с готовностью предложили проработать ситуацию) долго и тщательно, но, слава Пифагору, папа оказался человеком простым. Просто долго терпел.
Когда отрок схватил академические задолженности почти по всем возможным предметам, лёгким движением руки у него изъяли весь парк аттракционов и отправили...
В глухую деревню к бабушке и дедушке. На лето. Учиться, учиться и ещё раз учиться.
Через неделю взвыли все. Конфликт интересов, понимаете ли. Пошли на компромисс, состоялась сделка: мы тебе смартфон – ты во всём помогаешь деду и подтягиваешь хвосты.
Дед тоже простым человеком оказался. Косить, полоть, чинить, грузить – весь спектр сельско-хозяйственных мероприятий.
Миша только за смартфон, а тут дед с лопатой бежит, довольный! Этот в лес на прогулку, дед корзинку суёт со словами: "Без ягод не возвращайся, и грибов набери, а не то опять косить пойдём".
Как могли. Отваживали. Загружали работой.
Мы с филологиней ничего хорошего не ждали. И оказались правы. Пусть он стал меньше проводить времени в ленте, но во-первых, умение учиться само не сформируется, а когда с ним работать, если он уже с ног валится; а во-вторых, увлечение переросло в маниакальную страсть, теперь он с ещё большим упорством погружался в оставшуюся радость – в смартфон... По ночам.
Не знаю, чем бы это закончилось, но всё резко изменилось. В одночасье.
Как-то дед его взял с собой спозаранку на речку. Рыбачить.
С этого момента Мишка понял, вот оно – предназначение!
Теперь смартфон только для поиска информации стал использовать. Какие крючки, какая наживка – бегом на речку!
С тех пор ни я, ни моя коллега нашего рыбака больше не видели.
***
– Ну что, возьмёте моего? Уже не знаю, что делать, он удочку из рук не выпускает, на учёбу вообще не смотрит. Пусть бы уж в телефон играл. Целыми днями то на озеро, то на речку. Я ж волнуюсь, так-то хоть дома сидел. Нам еле а/з закрыли. До конца восьмого сами не дотянем. Давайте опять заниматься!
(Конечно нет. Нет.)
***
Сейчас будет мораль. Та самая, неоднозначная.
Что если мы, друзья, смотрим не в ту сторону? Есть же дети, совмещающие гаджеты и учёбу? Есть. Может, дело не в гаджетах, а в предрасположенности конкретного человека к глубокому погружению, к привыканию?
Был неразлучен с гаджетами, теперь неразлучен с рыбалкой. Разные сферы, а степень увлечённости одинаковая.
(Эх, как бы такого персонажа математикой увлечь. Или физикой. Давно бы уже в космос полетели...)
Получается, что с некоторыми детьми можно изменить вектор в сторону, допустим, учёбы, а с кем-то... что, невозможно?
А гаджеты из-за своей доступности всего лишь раскрывают эту способность – привыкать и увлекаться.
Ой, какая спорная мораль получилась...
"Как бы я хотела, чтобы он бросил гаджеты!"
Бойтесь своих желаний...
***
Совсем свежая история, я пока в глубокой задумчивости.
Спасибо, что прочитали. Извините, что так длинно получилось. Зацепило.
Подписаться на мой ТГ-канал нужно здесь👉: Просто Училка live
Поддержать работу канала можно тут👉: спасибо🙏👍