* НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
Глава 39.
А дальше всё произошло так быстро, Тася это видела только в картинках, как будто перед нею быстро-быстро листали книжку.
Сперва Самарцев закричал на Вениамина, страшные ругательства слетали с его губ, Вениамин тоже кричал Самарцеву:
- Это ты мои бумаги спёр! Не зря я за тобой следил! Гад! Убью! А ты… Так и ты здесь?!
Из проулка, и ещё откуда-то из кустов у пруда, казалось, что со всех сторон к ним бежали какие-то люди, а среди них она вроде бы узнала Петра…
Тут же Тасю обхватили чьи-то руки, и та картинка – улица, Самарцев, и Вениамин с пистолетом - исчезла, её резко развернули лицом к пруду, и в это время грохнул выстрел, потом ещё, и ещё... Тасю повалили на землю, кто-то прижал её к земле, закрывая собой.
Позади громко кричал Вениамин, судя по всему, у него отняли оружие и скручивали руки, потому что он выл и плевался ругательствами. Самарцев тоже кричал, только теперь его тон был другим:
- Я ни при чём! Это всё он! Он Кутейкиным родня! Меня-то за что?! Пустите! Я же в профсоюзе…
Тут послышалась звонкая оплеуха, Самарцев охнул и забормотал что-то, уже тихо всхлипывая, а Тася вдруг почувствовала, как по шее её течёт что-то горячее…
Она подскочила, тот, кто прикрывал её, сполз рядом на землю, тяжело вздохнув, Тася увидела, что это Саша!
- Саша! Саша! Что с тобой! – Тася подняла Сашину голову, тот смотрел на неё и улыбался.
- Ты знаешь… где искать…, - прошептал Саша, его губы посинели, глаза затуманились.
Тут Тасю подняли и отвели в сторону, это был Пётр, рядом с ним маячил бледный Георгий, а над Сашей склонился какой-то человек, в нём Тася через пелену в глазах узнала Сергея.
- Тася! Тася, ты цела?! – Петр ощупывал её, - Ты вся в крови! Тася! Где болит?!
- Я цела! Это Саша… Сашина… Что с ним?!
- Уведи её! – крикнул Петру Сергей, и муж обнял Тасю за плечи, увлёк подальше от пруда и всего, что там происходило.
А между тем отовсюду к пруду уже бежали люди, с ближайших улиц через заборы глядели перепуганные выстрелами женщины. Это ж чего такое творится, когда почитай посреди села стреляют!
От магазина к пруду ехали две машины, городские какие-то, и ещё откуда-то бежали люди со строгими лицами. Тася всё это видела, как в тумане, её начало трясти. Ноги подгибались, она силилась оглянуться чтобы посмотреть, что с Сашей.
Пётр привёл её домой и накрепко запер дверь, усадил Тасю на стул, с беспокойством глянув в окно. Потом налил воды в стакан и дал Тасе:
- Попей. Давай помогу пальто снять… ты точно цела, не зацепило? Он палил без разбора! Жорка сказал, что нет оружия, а я, дурак, ему поверил! Зря! Надо было вообще ни на что не соглашаться, пусть бы сами разбирались!
Тася трясущимися руками пыталась расстегнуть пуговицы на пальто, потом попыталась попить воды из стакана, но он прыгал в руке и стучал о зубы.
- А… ты сам как там оказался? – спросила Тася, расстегнув наконец пальто, ворот которого был весь залит кровью.
- Я тебя шёл встречать, и с Жоркой встретился в проулке! Тот за Самарцевым от самой конторы следил, они видать его подозревали давно, только нам не говорили. Ты точно не ранена?
- Ни царапины. А… зачем ты дверь запер? Думаешь…
- Да знаешь… они и участкового подозревали, мне Сергей тогда сказал, в городе, - Пётр беспокойно посмотрел в окно, - Надо ставни прикрыть что ли! Мало ли, может и участковый с Самарцевым заодно, да мало ли кто ещё в этой шайке! Пока всё выяснят, какая может быть безопасность! А Самарцев, я думаю, быстро всё расскажет, он как только нас увидал, сразу всё понял.
- Петя! – вскрикнула Тася, увидев, что куртка на плече мужа разорвана и испачкана кровью, - Да ты сам ранен! Покажи! Надо срочно в больницу!
- О, а я и не почуял, так разнервничался! Тась, да какая больница, так, поцарапался!
Рана и в самом деле оказалась несерьёзной, видимо только задело, но Тася настояла – обработала царапину и перебинтовала, хоть руки и тряслись от страха и пережитого волнения. Она сама нашла успокоительное в шкафчике и накапала себе и Петру. Душа её просто застыла от страха за Сашу…
- Хуже нет в безвестности сидеть! – с отчаянием в голосе сказала она, стоя у окна и глядя на калитку, - Надо сходить…
- Сергей сказал, если что-то – идти домой и сидеть до его прихода, даже во двор не выходить. Видать точно знают, что Венька с Самарцевым не одни промышляли. Нельзя… У них рация, вызовут скорую, и наш фельдшер через улицу живёт. Да… не думал я, что так всё сложится…
- Это как надо любить золото, чтобы в людей стрелять, - Тасю передёрнуло, - Что за человек такой, этот Вениамин…
- Мне Жора рассказал про него, у Вениамина этого папаша – родня какая-то Кутейкиным был, и когда те за границу сбежали, Варвару не согласился пустить к себе, побоялся… Ну, его можно понять, такая родня в те годы – прямая дорога туда, куда не своей волей едут. Не пустил Варвару, а после и вовсе отрёкся, мол, он сам с Кутейкиными не знался, потому как эксплуататоры и торгаши, на людском горе богатства наживали. А вот когда Варвара померла, хоронить вызвался, вроде как родня, куда денешься, похоронить по- человечески надобно. Наверное, тогда и прихватил письма-то эти, которые через доктора местного переправляли, здесь тогда немец один врачевал на три села, а у того родня видать какая-то была, помогал лавочнику матери письма как-то переправлять. А Варвара, когда её из усадьбы прогнали, у знахарки тутошней жила, я забыл, как её звали. Изба у неё у самого оврага стояла, сгорела потом. Вот Венька и лазил там, у оврага, искал, где та изба стояла, думал, что там Варвара могла что-то спрятать. Может и нашёл что-то, я не знаю. Наверное, нам после всё расскажут.
- Ничего не хочу я знать ни про этот клад, ни про Кутейкиных! Я надеюсь, всё обойдётся… А Георгий говорил, оружия нет! Как же они не знали про пистолет!
- Саша видимо знал, - нахмурился Пётр, - Потому и следил то ли за тобой, то ли за Венькой. Выскочил, когда тот только пистолет достал, и тебя в охапку, спиной своей прикрыл. Я как раз бежал к вам, когда первый раз грохнуло…
Тася закрыла лицо руками и заплакала. Она понимала, все её надежды, что у Саши такая же царапина, как у Петра, тщетны… в углу лежало её пальто, залитое кровью! Пётр обнял жену, стал гладить по голове и говорить, что всё обойдётся, хотя и его голос дрожал от волнения.
Прошло довольно долго времени, когда раздались наконец долгожданные голоса у калитки, она хлопнула, и во дворе показался Георгий с каким-то невысоким парнем в серой куртке и кепке.
Пётр отпер дверь и встретил гостей на крыльце, Тася выглядывала из-за его плеча, стараясь разглядеть лицо Георгия, чтобы всё понять… А тот поднимался на крыльцо, не поднимая глаз… лицо его ничего не выражало, шедший за ним парень пристально осмотрел двор и в дом не пошёл, остался стоять на крыльце.
- Ну? что там? – едва держась на ногах, спросила Тася, - Саша жив?!
- Увезли в город, надеюсь, всё будет хорошо, - сказал Георгий, но в глаза Тасе старался не смотреть, - А этих голубчиков взяли, всех до единого! Как только Самарцева прижали, даже спрашивать ничего не пришлось! А вот второй, Вениамин, молчит. Ни слова! Смотрит в пол, на вопросы не отвечает.
- Вот тебе и председатель профкома! – садясь на стул рядом с женой, протянул Пётр, - А ещё убеждал всех… и меня песочил… ну дела!
- Ты что, тоже ранен? – Георгий увидел повязку, - Надо к доктору! Тася, а ты как? Прости нас, мы тебя такому риску подвергли! Сами не ожидали, конечно, что у Самарцева терпение лопнет, и он посреди села… Больше за Вениамином приглядывали, думали, он тебя постарается куда-то на окраину заманить.
- Самарцев не дурак, - покачал головой Пётр, - Я тебе говорил, что если это кто-то из конторы, то он может с Тасей хоть даже на работе поговорить, завести в кабинет, или в кладовку!
Тася только сейчас поняла, почему Пётр всегда старался находиться рядом с ней, когда она была на работе. Только не всегда получалось – работа есть работа, весь день не просидишь, обнявшись!
- Кто ещё с ними? – спросил Пётр, наливая Георгию воды в кружку.
- Самарцев показал на участкового, но это мы сами подозревали, проверим. Самарцев сказал, что Вениамин участковому что-то показывал, какие-то бумаги, где якобы точно всё про клад написано было. Не хватало деталей, которые в тех письмах были, что мы изъяли у тебя, Пётр... Но вот какая штука – в тех бумагах, которые мы в схроне Вениамина нашли, тоже не всё! Похоже, что он перепрятал часть, где ещё данные были. Или вовсе их не было, и нет этого чёртового клада! Короче, Вениамин пока молчит, и как я сам думаю, ничего не скажет. Ему и так грозит… очень долгий срок, так что, если даже скажет – это мало что изменит. А вы, ребята… вы молодцы! Сергей сам после к вам придёт, поговорить. Как мы и обещали, ты, Пётр… про то, что ты бумаги взял, мы укажем, и напишем, что ты их спасти хотел, потому что подозревал нехорошее.
Георгий говорил торопливо, сам всё время поглядывал в окно, вскоре у калитки остановилась машина, и Георгий вместе с ожидающим его на крыльце товарищем уехали.
А в калитку тут же ворвалась тётка Зоя, за ней и муж её хромал, Михаил, оба с беспокойными лицами что-то обсуждали и махали руками. Да уж ясно, про что говорили, и про что пришли спросить.
Новость эта просто «взорвала» село, да и не только его, а и соседние тоже. Ух, чего только не рассказывали, каких только небылиц не напридумывали, одна другой интереснее и страшнее!
На другой день Тасе прохода не давали на улице, и на работе тоже – в кабинет постоянно заглядывали, заходили по несколько человек и с сельской непосредственностью тут же просили рассказать «всё, как есть»!
Наконец не выдержал начальник МТО Тимохин, отправил Тасю домой, и всем в кабинете велел работать молча, ничего не придумывать и не обсуждать!
- Сказано вам, будет собрание, всё объявят! Не мешайте работать, оставьте людей в покое! – говорил он сердито, - Узнаю, кто сплетни распускает – премии лишу! За пустые разговоры в рабочее время!
А между тем всё равно обсуждали. И то, что увезли участкового, а вместо него прислали молодого парнишку в форме, который тоже построжился, когда к нему пристали с расспросами, и тут же всех осадил.
Председателя тоже расспрашивали, в его кабинете за запертой на ключ дверью, после тот от переживаний даже слёг, больничный лист дали. «Перетрясли» весь профком, и кто с Самарцевым на короткой ноге был, тоже.
А через три дня пришла страшная новость… С ней Сергей сам приехал к Шепиловым. И когда у калитки остановилась машина, Сергей вошёл в калитку, стоявшая у окна Тася знала, что за известие он привёз. Саша не выжил, рана оказалась страшной, он потерял много крови, и врачи сделали всё, что могли, но…
Как же страшно звучат эти слова – сделали всё, что могли… Тася больше ничего не могла и услышать из того, что говорил Сергей, сидя за столом и сжав руки. Она думала…
Саша больше всех заслуживал жизни! Он приехал сюда, чтобы просто жить и работать на родной земле, в доме, где родился, где жили когда-то его родители! Как несправедлива судьба! Это Вениамин заслуживает смерти, и даже Самарцев, который Тоню погубил! А Саша должен был жить!
- Самарцев показал, что Антонину Вениамин столкнул в реку, - между тем рассказывал Сергей, - От себя отводит, говорит, что только выманил её к реке, якобы поговорить. Ей была обещана доля, но никто не собирался ничего ей отдавать, а она стала требовать денег сию минуту и угрожать, что всё расскажет. За это и поплатилась. Тася… с тобой всё хорошо?
- Нет. Со мной всё нехорошо, - сказала Тася, - Два человека отдали жизни…
Сергей ушёл, спросив, не нужен ли доктор. Да какой доктор здесь смог бы помочь? Когда человека уже не вернуть, хоть врачи и сделали всё, что могли… Тася понимала, что Саша заплатил своей жизнью за её жизнь… вот так он рассчитался за те половинки лепёшки, которыми Тася с ним делилась в детстве. Как же невыносимо больно было это осознавать…
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья! Рассказ будет выходить ежедневно, КРОМЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ, я пока не могу оформлять ежедневные публикации, надеюсь, что со временем получится вернуться в прежний формат.
Итак, рассказ выходит шесть раз в неделю, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.
© Алёна Берндт. 2025