Найти в Дзене

РИХАРД ВАГНЕР. 11 ФАКТОВ.

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) — имя, которое неизменно ассоциируется с революцией в мире оперы и музыки. Его жизнь и творчество стали синонимом инноваций, бурного темперамента, безграничной страсти к искусству и противоречивой репутации. Вагнер был не просто композитором, но крупнейшим теоретиком и реформатором оперы своего времени, чьи идеи оказали влияние не только на европейскую музыкальную культуру, но и живопись, театр и литературу. 1. Возрастной период от 20 до 30 лет Вагнера отмечен сильной нуждой: он едва сводил концы с концами, зарабатывая на жизнь в качестве дирижёра и хормейстера. За это время он успел пожить в Магдебурге, Кёнигсберге и Риге. 2. В возрасте 36 лет он участвовал в восстании в Дрездене. Посла поражения повстанцев Вагнер бежал в Швейцарию. Именно эти события сподвигли его на написание знаменитого цикла «Кольцо нибелунга». 3. Объявленный государственным преступником в 1849 году Вагнер бежал в швейцарский Цюрих по поддельному паспорту и много лет не возвр

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) — имя, которое неизменно ассоциируется с революцией в мире оперы и музыки. Его жизнь и творчество стали синонимом инноваций, бурного темперамента, безграничной страсти к искусству и противоречивой репутации. Вагнер был не просто композитором, но крупнейшим теоретиком и реформатором оперы своего времени, чьи идеи оказали влияние не только на европейскую музыкальную культуру, но и живопись, театр и литературу.

1. Возрастной период от 20 до 30 лет Вагнера отмечен сильной нуждой: он едва сводил концы с концами, зарабатывая на жизнь в качестве дирижёра и хормейстера. За это время он успел пожить в Магдебурге, Кёнигсберге и Риге.

2. В возрасте 36 лет он участвовал в восстании в Дрездене. Посла поражения повстанцев Вагнер бежал в Швейцарию. Именно эти события сподвигли его на написание знаменитого цикла «Кольцо нибелунга».

3. Объявленный государственным преступником в 1849 году Вагнер бежал в швейцарский Цюрих по поддельному паспорту и много лет не возвращался в Германию, до тех пор, пока его розыск не был официально прекращен.

4. После нескольких провальных концертов в Европе в 1863 композитор решил дал три концерта в Санкт-Петербурге. Он дирижировал оркестром из 130 человек на новый манер (стоял лицом к музыкантам, а не к публике, как это было принято ранее). В программе были симфонии Бетховена и отрывки из собственных произведений Вагнера. После концертов арская семья открыто выказывала композитору свою благосклонность. Великая княгиня Елена Павловна принимала композитора в своей гостиной. С тех пор произведения Вагнера прочно вошли в репертуар театров в России: до 1914 года только в Санкт-Петербурге «Лоэнгрин» был показан 135 раз, а «Тангейзер» - 137 раз.

5. Вагнер был женат дважды, причём второй раз - на дочери композитора Ференца Листа, которая ради него оставила мужа и двоих детей (см. 11 пункт).

6. Личность Вагнера была неоднозначна — так, он отметился рядом антисемитских выступлений и публикаций, из-за чего вокруг него в своё время разгорелось немало скандалов. Так Вагнер открыто заявлял о своей ненависти к евреям, в том числе на светских раутах и в письмах. В одном из писем своей жене Козиме он высказывал подобные мысли:

«Евреи - это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы».

7. Наибольший резонанс вызвал конфликт Вагнера с одним из дирижеров. Композитор тогда завершил муз.драму «Парсифаль» и собирался ставить ее на сцене. Король Людвиг II настоял, чтобы дирижером стал Герман Леви. Вагнера возмутил такой выбор, ведь Леви был евреем. Нацист потребовал контракт, в котором говорилось о том, что дирижёр должен был креститься, там он оговаривает себе право никогда не разговаривать даже с крещёным Леви непосредственно, а только через третье лицо, а после первого исполнения «Парсифаля» Вагнер должен иметь право в присутствии короля сказать Леви, что он, как еврей, «имеет только одно право - умереть и как можно скорее».

Фотокопия контракта существует до сих пор в музее немецкого искусства в Мюнхене. В нем есть приписка «Контракт был выполнен во всех его пунктах». 

В целом, Вагнер был ярым антисемитом, однако в жизни поддерживал отношения с евреями, не отказывался от их помощи и сам поддерживал тех, кто был ему полезен.

8. В Байройте Вагнер построил для себя уникальный театр: без лож и балконов, с акустикой, рассчитанной на симбиоз музыки и вокала, с оркестровой ямой, расположенной под сценой на глубине 12 метров (чтобы музыканты не отвлекали внимание публики от игры артистов). Сегодня в этом зрительном зале 1937 мест, а акустика считается одной из лучших в мире.

9. Сочиняя оперы, композитор облачался в одежды, соответствующие тому времени, в котором происходило действие создаваемого им произведения. Своё творчество он рассматривал в первую очередь в качестве способа донести до публики свои философские идеи.

10. Из-за антисемитизма композитора его особо почитали в Третьем Рейхе: так Вагнера высоко ценил приезжавший на оперный фестиваль в Байройте Адольф Гитлер.

11. Вагнер привлекал противоположный пол, несмотря на то, что был некрасив, невысокого роста (166 см), не обладал никакими титулами и постоянно нуждался в деньгах. Ему приписывают множество любовных интрижек с артистками и поклонницами. Женат был дважды: с первой женой - актрисой Минной Планер он прожил почти 30 лет. Но она не смирилась с его любовными похождениями и не разделила его антисемитских взглядов. Вторая жена, Козима Бюлов, была моложе на 24 года и намного выше его ростом. Козима была умна и хорошо образована. Ради того, чтобы выйти замуж за Вагнера, ей пришлось развестись, а в браке с композитором она родила троих детей. Именно Козима после смерти Вагнера продолжила традицию проведения фестивалей. Во время ее руководства в 1904 году в балетной сцене «Тангейзера» принимала участие знаменитая танцовщица Айседора Дункан.