Найти в Дзене
Интересная жизнь

Сестры Чынг: от восстания до бессмертной славы

Сестры Чынг — Чак и Ни, родились в первой половине I века на землях древнего Намвьета (территория современного Северного Вьетнама). Точных данных об их рождении, числе детей в семье история не сохранила, но о происхождении известно немало. Их отец был военным — префектом уезда Мелин и принадлежал к знатному роду лактыонгов, сочетавшему военную власть и землевладение. Это означало, что семья жила в окружении людей, хорошо разбирающихся в стратегии и военном деле. После смерти отца воспитанием дочерей занималась мать — Ма Тхиен. Она не просто заботилась о девочках, а целенаправленно обучала их боевым искусствам и посвящала в тонкости военного ремесла. В преданиях есть и мифологическая версия их происхождения: якобы сестры были потомками божественных существ — феи и дракона. Это перекликается с древним вьетнамским мифом о прародительнице Ау Ко (женском божестве), от которой ведут род вьетнамцы. Такое представление подчёркивало высокий статус женщин в традиционном вьетском обществе — в от

Сестры Чынг — Чак и Ни, родились в первой половине I века на землях древнего Намвьета (территория современного Северного Вьетнама). Точных данных об их рождении, числе детей в семье история не сохранила, но о происхождении известно немало.

Их отец был военным — префектом уезда Мелин и принадлежал к знатному роду лактыонгов, сочетавшему военную власть и землевладение. Это означало, что семья жила в окружении людей, хорошо разбирающихся в стратегии и военном деле. После смерти отца воспитанием дочерей занималась мать — Ма Тхиен. Она не просто заботилась о девочках, а целенаправленно обучала их боевым искусствам и посвящала в тонкости военного ремесла.

В преданиях есть и мифологическая версия их происхождения: якобы сестры были потомками божественных существ — феи и дракона. Это перекликается с древним вьетнамским мифом о прародительнице Ау Ко (женском божестве), от которой ведут род вьетнамцы. Такое представление подчёркивало высокий статус женщин в традиционном вьетском обществе — в отличие от патриархального уклада, они могли занимать ведущие позиции, быть вождями и принимать важные решения.

Таким образом, хотя мы не знаем, сколько детей было в семье Чынг и как звали их родителей помимо матери Ма Тхиен, ясно, что сестры выросли в среде, где военное дело и независимость ценились превыше всего. Это и определило их дальнейшую судьбу — возглавить восстание против китайской династии Хань и стать национальными героинями Вьетнама.

Сцена из оперы Тео «Королевы из Мелиня». Главное действующее лицо данной сцены – младшая сестра Чынг Ни – исполнительница её роли почти в центре, правее на возвышении – исполнительница роли старшей сестры Чынг Чак.
Сцена из оперы Тео «Королевы из Мелиня». Главное действующее лицо данной сцены – младшая сестра Чынг Ни – исполнительница её роли почти в центре, правее на возвышении – исполнительница роли старшей сестры Чынг Чак.

Известно, что старшая из сестёр, Чынг Чак, была замужем. Её супругом стал Тхи Шать — сын личного врача придворного генерала. По одной из версий, они познакомились, когда сосед‑префект приехал в их родные места с сыном; молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились. Точная дата свадьбы неизвестна, как и возраст, в котором Чынг Чак вышла замуж.

О замужестве младшей сестры, Чынг Ни, источники не сообщают ничего определённого. В большинстве исторических описаний и народных преданий она фигурирует как соратница и верная помощница старшей сестры, но никаких упоминаний о её супруге или семейном положении не встречается.

Что касается детей, то ни в одном из известных источников нет свидетельств о том, что у сестёр Чынг были собственные дети. В хрониках и легендах речь идёт исключительно об их военной и политической деятельности: о восстании против китайской династии Хань, создании независимого государства Линьнам, трёхлетнем правлении и трагическом финале.

Храм сестёр Чынг в Ханое (Đền thờ Hai Bà Trưng), исторический район Мелинь (Mê Linh).
Храм сестёр Чынг в Ханое (Đền thờ Hai Bà Trưng), исторический район Мелинь (Mê Linh).

В первой половине I века н. э. земли древнего Намвьета (территория современного Северного Вьетнама) находились под властью китайской династии Хань. Китайские наместники жёстко насаждали свои порядки: вводили непомерные налоги, проводили политику китаизации, притесняли местное население. Всё это вызывало резкое недовольство, но открытые выступления быстро подавлялись.

Перелом наступил после трагического события: муж старшей из сестёр Чынг — Чак — по имени Тхи Шать, выступивший против китайской власти, был казнён. Для Чак это стало личной трагедией и одновременно толчком к решительным действиям. Она поклялась отомстить за смерть супруга и освободить родную землю. Её младшая сестра Ни полностью поддержала этот замысел.

Собрав вокруг себя сторонников — как знатных людей, так и простых крестьян, — сёстры возглавили восстание. Их армия, в которой было немало женщин‑воительниц, действовала стремительно и дерзко. Используя тактику неожиданных атак и партизанских вылазок, повстанцы разбивали китайские гарнизоны один за другим.

За считанные месяцы восставшим удалось освободить более 65 городов — практически всю территорию Намвьета. Китайские чиновники в панике бежали, не в силах противостоять напору народного гнева. Чак провозгласила себя королевой независимого государства Линьнам и устроила резиденцию в родной крепости Мелинь. Министром обороны она назначила отважную воительницу Ле Тян.

Сцена начала восстания вьетов, возглавленного сёстрами Чынг (из оперы Тео «Королевы из Мелиня» в постановке Ханойского театра Тео)
Сцена начала восстания вьетов, возглавленного сёстрами Чынг (из оперы Тео «Королевы из Мелиня» в постановке Ханойского театра Тео)

Три года сёстры Чынг успешно управляли государством и отражали попытки китайцев вернуть утраченные позиции. Они не просто воевали — они восстанавливали древние традиции, возвращали народу чувство собственного достоинства и независимости.

Но империя Хань не могла смириться с потерей контроля над богатыми южными землями. В 42–43 годах н. э. китайцы собрали мощную карательную армию и двинулись на Линьнам. Силы были неравны: хорошо обученное и многочисленное китайское войско постепенно теснило повстанцев.

Понимая, что поражение неизбежно, а плен означает унижение и смерть от рук врагов, сёстры Чынг приняли трагическое решение. Чтобы сохранить честь и не сдаться завоевателям, они утопились в реке Дэй. Это произошло в 43 году н. э.

Копье донгшонской эпохи 1 тыс. до н.э.
Копье донгшонской эпохи 1 тыс. до н.э.

Хотя восстание было подавлено и власть Хань над Намвьетом восстановилась, подвиг сестёр Чынг не был забыт. Их имена стали символом борьбы за независимость, а история — частью национального мифа Вьетнама. Даже спустя две тысячи лет сёстры Чынг остаются для вьетнамцев воплощением мужества, самоотверженности и любви к родной земле.

Известна так же клятва старшей сестры Чынг Чак, которая была использована 2 июня 40г. н.э для присяги 30-ти тысячной армией их сторонников:

«Когда появились небо и земля, человек стал хозяином всего живого в этом мире. С этим связано всё живое, все растения. Все правители и императоры прежних династий были людьми святыми, так что их правление имело дао: спокойствие народа, забота о делах страны, [когда] добродетель распространяется, все пребывают в мире, а государство – в благополучии.
Но вот чужак по имени То Динь, с натурой пса и козла, жадный, злой и жестокий, стал угрожать всем странам света, разгневав небо, землю, богов и людей.
Я, внучка славного Короля Хунга, сострадая и жалея невинных людей, подняла восстание, чтобы устранить зло, и призываю всех богов и духов собраться у этого алтаря, чтобы быть свидетелями и оказать мне свое покровительство.
Я, Чынг, собираю войско, чтобы разгромить врага, защитить мирное население, вернуть все, что принадлежало нашим предкам, не нарушить волю неба, дать успокоение храмам правителей всех поколений, не обману ожиданий предков, пребывающих в мире ином»

Место захоронения сестер Чынг на сегодняшний день — не известно. Однако в деревне Намнгуен уезда Бави находится почитаемое место — гробница матери сестёр Чынг, известной как Ма Тхиен. В народе этот памятник давно прозвали «гробницей За». Слово «за» на древнем вьетнамском языке означало «уважаемая престарелая женщина», что подчёркивает особое отношение к этой исторической личности.

Ма Тхиен была не просто матерью национальных героинь — она сыграла заметную роль в судьбе своих дочерей и в событиях той эпохи. После смерти мужа, военачальника, она сама воспитывала девочек, прививая им не только знания, но и твёрдые убеждения, чувство долга перед родной землёй. Именно её мудрость и авторитет помогли сёстрам Чынг заручиться поддержкой местных вождей и собрать силы для восстания против китайского владычества.

Бронзовый барабан, донгшонской эпохи 1 тыс. до н.э.
Бронзовый барабан, донгшонской эпохи 1 тыс. до н.э.

Гробница в Намнгуене — не просто захоронение, а символ уважения к женщине, которая воспитала лидеров народного сопротивления. Хотя в легендах и исторических хрониках чаще говорят о подвигах самих сестёр Чынг, память о их матери бережно сохраняется в этом месте. Сюда приходят, чтобы почтить её вклад в историю, вспомнить о силе духа и преемственности поколений.

Со временем гробница стала частью культурного ландшафта региона, напоминая о том, что за великими деяниями часто стоят не только сами герои, но и те, кто их взрастил и поддержал. «Гробница За» остаётся местом, где прошлое оживает в памяти людей, а уважение к старшим и к женской мудрости находит материальное воплощение.

Фигуры сестёр Чынг в алтарной нише
Фигуры сестёр Чынг в алтарной нише

Один из главных памятников, посвящённых сёстрам, — храм Хай Ба Чынг (Hai Ba Trung Temple), расположенный в районе Мелинь, в двух километрах от центра Ханоя. Он был построен в 1142 году и посвящён Чынг Чак и Чынг Ни, возглавившим восстание против китайских завоевателей в I веке н. э.

Район Хайбачынг в Ханое назван в честь сестёр Чынг. Во многих крупных городах Вьетнама есть улицы, названные в их честь. Также их имена носят многочисленные школы. Почти на любом крупном празднике во Вьетнаме можно увидеть девушек, изображающих сестёр Чынг. Их часто изображают в ярких нарядах: Чак — в жёлтом, Ни — в красном, верхом на боевых слонах.

Таким образом, сёстры Чынг остаются символом борьбы за независимость, мужества и свободолюбия во вьетнамской культуре. Их память живёт в памятниках, названиях улиц, праздниках и произведениях искусства.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки и комментарии!