Найти в Дзене

Венецианская Архитектурная Биеннале 2025: главные идеи и призёры

Архитектура идеи С 10 мая по 23 ноября 2025 года в Венеции проходила 19-я архитектурная биеннале. Куратор – Карло Ратти, главная тема — «Разум. Естественный. Искусственный. Коллективный». Венецианская Архитектурная Биеннале – крупнейшее событие в мире архитектуры. Наши эксперты, организаторы ежегодной  архитектурной премии АРХИWOOD, следят за процессами, происходящими в архитектуре и дизайне, отмечают тренды и развивают «насмотренность». А главное – изучают мировые практики, чтобы создавать актуальные проекты для клиентов АРХИВУД. Сегодня хотим рассказать о наших впечатлениях от павильонов-победителей Архитектурной Биеннале 2025 и отметить ключевые векторы, которые она задает уже сейчас. Рассказывает Анастасия Фетисова, АРХИВУД: Анастасия Фетисова, АРХИВУД: Венецианская Биеннале славится своим умением быть концептуальной: архитектура для ее участников — всегда способ осмыслить глобальные процессы, однако в этом году Биеннале получилась максимально «идейной». Приз для философа Почетног
Оглавление

Архитектура идеи

С 10 мая по 23 ноября 2025 года в Венеции проходила 19-я архитектурная биеннале. Куратор – Карло Ратти, главная тема — «Разум. Естественный. Искусственный. Коллективный».

Венецианская Архитектурная Биеннале – крупнейшее событие в мире архитектуры. Наши эксперты, организаторы ежегодной  архитектурной премии АРХИWOOD, следят за процессами, происходящими в архитектуре и дизайне, отмечают тренды и развивают «насмотренность». А главное – изучают мировые практики, чтобы создавать актуальные проекты для клиентов АРХИВУД.

Сегодня хотим рассказать о наших впечатлениях от павильонов-победителей Архитектурной Биеннале 2025 и отметить ключевые векторы, которые она задает уже сейчас.

Рассказывает Анастасия Фетисова, АРХИВУД:

Анастасия Фетисова, АРХИВУД:
Анастасия Фетисова, АРХИВУД:

Венецианская Биеннале славится своим умением быть концептуальной: архитектура для ее участников — всегда способ осмыслить глобальные процессы, однако в этом году Биеннале получилась максимально «идейной».

Приз для философа

Почетного «Золотого льва» Карло Ратти вручил Донне Харрауэй/Donna Haraway, философу, профессору Калифорнийского университета, чья работа «Манифест киборга»/ A Cyborg Manifesto (написана в 1985-м) интеллектуально соприкасается с Манифестом нынешнего Биеннале авторства самого Ратти. Тогда, в 1980-х, идеи Харрауэй воспринимались как бунтарские и утопические, теперь же дело другое: будущее мира, как она его видит, предлагается признать нормальным, потому что оно уже отчасти наступило.

-3

«Киборг» — это существо без четких границ между природой и машиной, в архитектуре эта гибридность проявляется в современных «дышащих» зданиях-экосистемах, природных материалах (дерево, камень, керамика), городских фасадах с интегрированными растениями.

-4

Более того, Ратти видит в таком понимании вещей способ выхода из кризиса, в том числе экологического. Риторика куратора эмоциональна, хотя формулировка главной темы и обращается к разуму. Таким же образом построена и «открывающая» инсталляция Арсенала. The Other Side of the Hill: она срежиссирована, как интерактивный спектакль о будущем планеты, исследуя соседство людей и микробов. Кирпичная кладка демонстрирует кривую роста населения Земли (прогноз 10 млрд. человек в течение нескольких десятилетий), посетитель приглашается вперёд к неизвестной, «другой», стороне холма.

-5

Метамодернистский рай

-6

Заглавная инсталляция Биеннале The Third Paradise Perspective «обнуляет» сознание и включает ощущения.  В полутемном помещении очень жарко и душно, потому что туда выведены внешние блоки кондиционеров; вода с них стекает в резервуары. Выглядит и ощущается это довольно зловеще, особенно на контрасте с ясным небом Венеции и ее свежим ветром. В полутьме светится, похоже, светодиодный знак бесконечности, но это на самом деле не он: это триединый символ «сцепки», и в данном случае — соединения разных видов интеллекта: естественного, искусственного и коллективного.

Придумал этот символ и саму идею «третьего рая» еще задолго до нынешней Биеннале известный в свое время представитель направления arte povera 1960–70-х гг. ХХ века, художник с вычурным именем Микеланджело Пистолетто, он же один из авторов инсталляции The Third Paradise Perspectivе, метамодернисткого рая, больше похожего на чистилище Данте.

-7

«Послание» легко считывается, наглядно демонстрируя обратную, «тёмную» сторону современных технологий комфорта.

Вселенная киборгов

-8

Харрауэй утверждает, что идентичность всегда конструируется, она гибридна и изменчива, и, по сути, нет никаких бинарных оппозиций — привычных нашему разуму пар, таких как человек и животное, природа и культура, естественное и искусственное. Нет, потому что границы между ними все больше размываются — по крайней мере с тех пор, как современные технологии начали стирать различия, создавать гибридные формы.

-9

Вот почему киборг для Харрауэй — это не герой из мира фантастики, а уже часть современного реального мира, где люди «общаются» с искусственным интеллектом, используют в медицине «умные» протезы, нейроинтерфейсы и так далее (вспомним, например, проекты Илона Маска).

-10

Куратор Карло Ратти

-11

Карло Ратти — инженер и архитектор, эксперт по городскому строительству, основатель студии архитектуры и инноваций Carlo Ratti Associati (с офисами в Турине, Нью-Йорке и Лондоне), директор лаборатории Senseable City в Массачусетском технологическом институте, преподаватель в Миланском политехническом университете, куратор, автор статей и книг об архитектуре, которые становятся бестселлерами.

«Нам, архитекторам, нравится думать, что мы умные, — формулирует Ратти, — но интеллект повсюду: это бестелесная изобретательность эволюции, растущая мощь компьютеров и коллективная мудрость толпы. Чтобы противостоять горящему миру, архитектура должна использовать весь интеллект вокруг нас».

Куратор предлагает всем — и участникам, и посетителям, задаться вопросом: как человечеству отвечать на глобальные вызовы, такие как потепление климата, ухудшающаяся экология, перенаселение планеты? Ответы считываются в павильонах Биеннале: их создатели предлагают рассмотреть симбиоз «частного» и коллективного разума, разных биологических видов, отраслей науки, технологий, архитектуры, культуры, прошлого и настоящего.

-12

Три «Золотых льва» 19-й Биеннале

-13

1. «Золотого льва» в номинации «Лучший национальный павильон» получило Королевство Бахрейн за проект  Heatwave, куратор архитектор Андреа Фарагуна.  Heatwave, или «Волна тепла/жары» показывает, как архитектура может обеспечить комфорт для людей, живущих и работающих в условиях экстремальной жары.В основу концепции легли традиционные для Бахрейна методы вентилирования пространства. Воздух охлаждается в трубах под землей и подается наверх через форсунки, создавая комфортное место для отдыха на открытом воздухе. Однако в условиях биеннале оказалось сложным сделать эту систему охлаждения в точности так, как она была задумана, и для охлаждения пространства под потолком применили механическую вентиляцию, которая помогла продемонстрировать идею. Жюри отметило инновационность, творческое использование традиционных методов охлаждения. Также важна и социальная направленность проекта — внимание к условиям труда в экстремальной жаре, которая может быть настоящим архитектурным вызовом.

-14

2. «Золотого льва» также получила американская студия Diller Scofidio + Renfro за лучший проект: Canal Café  — эспрессо-бар и одновременно лаборатория, где из очищенной воды венецианского канала варят эспрессо, который с любопытством «тестируют» посетители и участники биеннале. Конструкция бара-лаборатории выглядит оригинально, а привычный ритуал призывает задуматься о вопросах воды, экологии и городской инфраструктуры. Жюри отметило проект за искусство жить «на воде, внося свой вклад в общественное пространство Венеции».

Проект состоялся при участии шеф-повара Давиде Олдани. Техническую реализацию обеспечили инженерные компании Natural Systems Utilities и Sodai.

-15

3. Почётным «Золотым львом» наградили итальянского архитектора Italo Rota/Итало Рота  (посмертно), визионера, преподавателя, мыслителя, автора книги с говорящим названием «Только став природой, мы спасёмся» (2023).  Жюри суммировало вклад, который он внес в архитектуру, экологию, культуру, философию. Эта награда подчеркивает важность междисциплинарного подхода в архитектуре будущего.

-16