Архитектура идеи
С 10 мая по 23 ноября 2025 года в Венеции проходила 19-я архитектурная биеннале. Куратор – Карло Ратти, главная тема — «Разум. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Венецианская Архитектурная Биеннале – крупнейшее событие в мире архитектуры. Наши эксперты, организаторы ежегодной архитектурной премии АРХИWOOD, следят за процессами, происходящими в архитектуре и дизайне, отмечают тренды и развивают «насмотренность». А главное – изучают мировые практики, чтобы создавать актуальные проекты для клиентов АРХИВУД.
Сегодня хотим рассказать о наших впечатлениях от павильонов-победителей Архитектурной Биеннале 2025 и отметить ключевые векторы, которые она задает уже сейчас.
Рассказывает Анастасия Фетисова, АРХИВУД:
Венецианская Биеннале славится своим умением быть концептуальной: архитектура для ее участников — всегда способ осмыслить глобальные процессы, однако в этом году Биеннале получилась максимально «идейной».
Приз для философа
Почетного «Золотого льва» Карло Ратти вручил Донне Харрауэй/Donna Haraway, философу, профессору Калифорнийского университета, чья работа «Манифест киборга»/ A Cyborg Manifesto (написана в 1985-м) интеллектуально соприкасается с Манифестом нынешнего Биеннале авторства самого Ратти. Тогда, в 1980-х, идеи Харрауэй воспринимались как бунтарские и утопические, теперь же дело другое: будущее мира, как она его видит, предлагается признать нормальным, потому что оно уже отчасти наступило.
«Киборг» — это существо без четких границ между природой и машиной, в архитектуре эта гибридность проявляется в современных «дышащих» зданиях-экосистемах, природных материалах (дерево, камень, керамика), городских фасадах с интегрированными растениями.
Более того, Ратти видит в таком понимании вещей способ выхода из кризиса, в том числе экологического. Риторика куратора эмоциональна, хотя формулировка главной темы и обращается к разуму. Таким же образом построена и «открывающая» инсталляция Арсенала. The Other Side of the Hill: она срежиссирована, как интерактивный спектакль о будущем планеты, исследуя соседство людей и микробов. Кирпичная кладка демонстрирует кривую роста населения Земли (прогноз 10 млрд. человек в течение нескольких десятилетий), посетитель приглашается вперёд к неизвестной, «другой», стороне холма.
Метамодернистский рай
Заглавная инсталляция Биеннале The Third Paradise Perspective «обнуляет» сознание и включает ощущения. В полутемном помещении очень жарко и душно, потому что туда выведены внешние блоки кондиционеров; вода с них стекает в резервуары. Выглядит и ощущается это довольно зловеще, особенно на контрасте с ясным небом Венеции и ее свежим ветром. В полутьме светится, похоже, светодиодный знак бесконечности, но это на самом деле не он: это триединый символ «сцепки», и в данном случае — соединения разных видов интеллекта: естественного, искусственного и коллективного.
Придумал этот символ и саму идею «третьего рая» еще задолго до нынешней Биеннале известный в свое время представитель направления arte povera 1960–70-х гг. ХХ века, художник с вычурным именем Микеланджело Пистолетто, он же один из авторов инсталляции The Third Paradise Perspectivе, метамодернисткого рая, больше похожего на чистилище Данте.
«Послание» легко считывается, наглядно демонстрируя обратную, «тёмную» сторону современных технологий комфорта.
Вселенная киборгов
Харрауэй утверждает, что идентичность всегда конструируется, она гибридна и изменчива, и, по сути, нет никаких бинарных оппозиций — привычных нашему разуму пар, таких как человек и животное, природа и культура, естественное и искусственное. Нет, потому что границы между ними все больше размываются — по крайней мере с тех пор, как современные технологии начали стирать различия, создавать гибридные формы.
Вот почему киборг для Харрауэй — это не герой из мира фантастики, а уже часть современного реального мира, где люди «общаются» с искусственным интеллектом, используют в медицине «умные» протезы, нейроинтерфейсы и так далее (вспомним, например, проекты Илона Маска).
Куратор Карло Ратти
Карло Ратти — инженер и архитектор, эксперт по городскому строительству, основатель студии архитектуры и инноваций Carlo Ratti Associati (с офисами в Турине, Нью-Йорке и Лондоне), директор лаборатории Senseable City в Массачусетском технологическом институте, преподаватель в Миланском политехническом университете, куратор, автор статей и книг об архитектуре, которые становятся бестселлерами.
«Нам, архитекторам, нравится думать, что мы умные, — формулирует Ратти, — но интеллект повсюду: это бестелесная изобретательность эволюции, растущая мощь компьютеров и коллективная мудрость толпы. Чтобы противостоять горящему миру, архитектура должна использовать весь интеллект вокруг нас».
Куратор предлагает всем — и участникам, и посетителям, задаться вопросом: как человечеству отвечать на глобальные вызовы, такие как потепление климата, ухудшающаяся экология, перенаселение планеты? Ответы считываются в павильонах Биеннале: их создатели предлагают рассмотреть симбиоз «частного» и коллективного разума, разных биологических видов, отраслей науки, технологий, архитектуры, культуры, прошлого и настоящего.
Три «Золотых льва» 19-й Биеннале
1. «Золотого льва» в номинации «Лучший национальный павильон» получило Королевство Бахрейн за проект Heatwave, куратор архитектор Андреа Фарагуна. Heatwave, или «Волна тепла/жары» показывает, как архитектура может обеспечить комфорт для людей, живущих и работающих в условиях экстремальной жары.В основу концепции легли традиционные для Бахрейна методы вентилирования пространства. Воздух охлаждается в трубах под землей и подается наверх через форсунки, создавая комфортное место для отдыха на открытом воздухе. Однако в условиях биеннале оказалось сложным сделать эту систему охлаждения в точности так, как она была задумана, и для охлаждения пространства под потолком применили механическую вентиляцию, которая помогла продемонстрировать идею. Жюри отметило инновационность, творческое использование традиционных методов охлаждения. Также важна и социальная направленность проекта — внимание к условиям труда в экстремальной жаре, которая может быть настоящим архитектурным вызовом.
2. «Золотого льва» также получила американская студия Diller Scofidio + Renfro за лучший проект: Canal Café — эспрессо-бар и одновременно лаборатория, где из очищенной воды венецианского канала варят эспрессо, который с любопытством «тестируют» посетители и участники биеннале. Конструкция бара-лаборатории выглядит оригинально, а привычный ритуал призывает задуматься о вопросах воды, экологии и городской инфраструктуры. Жюри отметило проект за искусство жить «на воде, внося свой вклад в общественное пространство Венеции».
Проект состоялся при участии шеф-повара Давиде Олдани. Техническую реализацию обеспечили инженерные компании Natural Systems Utilities и Sodai.
3. Почётным «Золотым львом» наградили итальянского архитектора Italo Rota/Итало Рота (посмертно), визионера, преподавателя, мыслителя, автора книги с говорящим названием «Только став природой, мы спасёмся» (2023). Жюри суммировало вклад, который он внес в архитектуру, экологию, культуру, философию. Эта награда подчеркивает важность междисциплинарного подхода в архитектуре будущего.