Многие из этих аппаратов настолько сильно переделаны, что их даже сложно назвать просто автомобилями. Но как бы глубоко их ни модифицировали, эти чудеса инженерной мысли по праву заслуживают места в музее — хотя бы за их внешний вид.
Рекорд скорости на суше постоянно переходил от США к Великобритании и обратно. Сейчас рекорд принадлежит сверхзвуковому Thrust SSC из Великобритании. Обе страны гоняли по пляжам и солончакам, ставили на свои шасси двигатели истребителей и раздвигали все мыслимые границы физики. Все ради одного — титула самого быстрого автомобиля в мире.
Сразу стоит сказать: серийных машин тут не будет. Как бы ни были обтекаемы дорожные спорткары, они не создавались для таких рекордов.
1. Thrust 2
Реактивный Thrust 2, окрашенный в ярко-золотой цвет, при первом взгляде напоминает Бэтмобиль из фильма 1989 года. Но это не фантазия из комиксов, а настоящий рекордсмен. Он держал титул самого быстрого автомобиля в мире целых 14 лет. 4 октября 1983 года Ричард Нобл разогнал его до 1019 км/ч.
В центре легкого трубчатого шасси, обшитого клепаными алюминиевыми панелями, установлен авиационный двигатель Rolls-Royce Avon 302. Он развивает впечатляющие 30 000 лошадиных сил. По бокам от мотора инженеры разместили две кабины пилота.
Такое решение продиктовано стремлением к идеальному распределению веса. На таких скоростях даже малейший дисбаланс мог обернуться катастрофой. Есть легенда, что для балансировки веса пилота Нобла команда добавила в машину мешок картошки. И это было лишь одной из необычных мер для достижения идеальной развесовки.
Ехать со скоростью больше 965 км/ч — это одно, а безопасно остановиться — совсем другое. В Thrust 2 эту проблему решили с помощью тормозного парашюта. Его активировали кнопкой на руле.
2. Thrust SSC
Скорость в 1019 км/ч и мировой рекорд явно не устраивали Ричарда Нобла. Он поставил себе новую, еще более амбициозную цель: преодолеть звуковой барьер. Так появился Thrust SSC – реактивный болид, который он создавал вместе с Роном Эйрсом, Джереми Блиссом и Глинном Боушером.
15 октября 1997 года в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, Thrust SSC под управлением пилота Королевских ВВС Энди Грина разогнался до 1228 км/ч. Этот рекорд принес ему титул самого быстрого автомобиля на земле.
Чтобы пробить звуковой барьер и надежно закрепить рекорд за Великобританией, по бокам фюзеляжа установили два двигателя Rolls-Royce Spey. Эти турбовентиляторные двигатели, обычно ставившиеся на британские истребители F-4 Phantom II, выдавали суммарную тягу в 22 680 кг. Это давало Thrust SSC колоссальные 100 000 лошадиных сил.
Тонкая аэродинамика делала его похожим на самолет. Хвостовая часть даже имела вертикальные и горизонтальные стабилизаторы. Для рулевого управления использовали только задние колеса. Эту необычную концепцию одобрили лишь после испытаний на макете Mini-Thrust SSC.
Спустя 28 лет Thrust SSC остается единственным сверхзвуковым автомобилем в истории. Thrust SSC, как и его предшественник Thrust 2, выставлен в Музее транспорта Ковентри.
3. Sunbeam 1,000 HP
До 1927 года о скорости 322 км/ч и речи не шло. Но 29 марта 1927 года Sunbeam 1,000 HP, построенный в Вулвергемптоне, и его пилот сэр Генри Сигрейв изменили правила игры. На песках пляжа Дейтона во Флориде они преодолели отметку в 327 км/ч.
Для рекорда в Sunbeam 1,000 HP установили два 22,5-литровых авиационных двигателя Matabele. Они располагались в передней и задней частях кузова, каждый выдавал по 435 лошадиных сил. По иронии, этот самый быстрый автомобиль своего времени получил прозвище «Слизняк» (The Slug). Но оно относилось не к его скорости, а к длинному, обтекаемому силуэту.
Чтобы этот легендарный автомобиль не пришел в негодность (из-за забитых маслом двигателей и тормозов), инженеры Национального автомобильного музея в Бьюли, графство Гэмпшир, взялись за тщательную реставрацию. Работали они не по мануалам, а исключительно по инженерным знаниям и опыту.
В сентябре 2025 года двигатели впервые за девять десятилетий запустили на публике. В 2027 году автомобиль планируют вернуть на пляж Дейтона-Бич, чтобы отметить столетие его рекордного заезда. Но скорости выше 322 км/ч ждать не стоит: на пляже действует ограничение.
4. Campbell-Railton Blue Bird
«Слизняк» свое слово сказал, но некоторые автомобили изначально создавались для гораздо больших скоростей. Campbell-Railton Blue Bird первым преодолел барьер в 483 км/ч. 3 сентября 1935 года он разогнался до 485 км/ч на солончаках Бонневилля в штате Юта
Этот скоростной болид, также известный как Blue Bird V, создали сэр Малкольм Кэмпбелл и главный инженер Рейд Рейлтон. Он стал преемником грозного Campbell-Napier-Railton Blue Bird, который уже ставил рекорды — 396 км/ч в 1931 году и 404 км/ч в 1932-м.
Для новых рекордов с Blue Bird сняли мотор Napier Lion VIID W-12 и поставили нагнетательный Rolls-Royce R-type V12. Новый двигатель оказался крупнее, тяжелее и мощнее. Пришлось полностью перепроектировать кузов, сделав его полноширинным и плоскобоким, чтобы закрыть колеса и уменьшить аэродинамическое сопротивление. Вдоль верхней части шасси шли выступающие гребни — там располагались массивные крышки распредвалов. Сдвоенные задние колеса давали лучшее сцепление с песком и солью, а раздельный задний мост обеспечивал более плавное распределение крутящего момента.
Этот исторический автомобиль сохранился по обе стороны Атлантики: оригинал можно увидеть в Музее автодрома Дейтона в США, а его реплику — в Музее автомобилестроения Лейкленда в Англии.
5. MG EX181
Одного взгляда достаточно, чтобы понять, почему MG EX181 прозвали «Рычащей каплей дождя» (Roaring Raindrop). Его аэродинамический кузов, похожий на слезу, словно прибыл с другой планеты. EX181 появился в то время, когда MG Motors активно участвовала в заездах на скорость.
Вместо того чтобы гоняться за абсолютным рекордом (тогда он принадлежал Railton Mobil Special Джона Кобба, который ехал быстрее 644 км/ч), MG сосредоточилась на классе F. К этому классу относятся машины с двигателями объемом от 1,1 до 1,5 литра. Под капотом стоял 1,5-литровый двухвальный наддувный двигатель от серийной MGA. 23 августа 1957 года, под управлением Стирлинга Мосса, EX181 разогнался до 395 км/ч на солончаках Бонневилля, установив рекорд.
Он оказался не только быстрым, но и эффективным: на каждую лошадиную силу приходилось 1,35 км/ч скорости. Конечно, это заслуга его невероятно низкого коэффициента аэродинамического сопротивления (Cd) – показателя того, насколько легко машина скользит в воздухе. Считается, что Cd EX181 составлял около 0,12. Для сравнения, у большинства серийных автомобилей он держится в пределах 0,20–0,50.
Сегодня «Рычащая капля дождя» хранится в Британском автомобильном музее в Уорикшире, Англия.
6. Bombshell Betty
«Bombshell Betty» — одна из тех гоночных машин, что прошли путь от полного аутсайдера до заметного рекордсмена. Все началось с разобранного Buick Super Riviera 1952 года. Всего за три месяца Джефф Брок и его команда превратили его в рядную восьмицилиндровую машину, готовую к рекорду скорости.
К концу модернизации от «Бьюика» остались лишь название и шасси. Практически каждая внешняя и внутренняя деталь претерпела изменения. Здесь и кастомные лобовое стекло с панелями, и фары от Chevrolet 1930-х годов, и 22,86-сантиметровый задний мост от Ford Thunderbird 1973 года, и еще множество доработок.
Когда «старушка Бетти» приехала на солончаки Бонневилля для Недели скорости 2009, она совсем не выглядела изящной. В ней была своеобразная, грубоватая эстетика, но мало кто считал ее готовой к рекордам.
Однако, когда ее шины закрутились, «Бетти» выдала 211 км/ч, побив рекорды в классах XO и GCC. В следующие несколько лет «Бетти» только наращивала скорость: 2010 год — 227 км/ч; 2012 год — 261 км/ч и 266 км/ч; 2013 год — 267 км/ч.
7. Spirit of America Sonic 1
Spirit of America Крейга Бридлава (1963 год), буквально начал эру реактивных автомобилей. Но конкуренты не дремали: рекорды в 644 км/ч и 805 км/ч, установленные этой машиной и ее преемником, быстро побили. Sonic 1 должен был удержать рекорд скорости в руках американцев, поэтому сразу целился на 966 км/ч.
С кузовом длиной более 10 метров он больше напоминал самолет, лежащий на солончаках, чем автомобиль. Турбореактивный двигатель General Electric J47 (такие обычно ставили на стратегические бомбардировщики и истребители ВВС США) двигал машину исключительно реактивной тягой. Механической связи между колесами Sonic 1 и двигателем не было.
Десятилетия спустя после своих рекордов, Sonic 1 наконец ушел с молотка в марте 2025 года за 1,3 миллиона долларов.
8. Blue Flame
Если Spirit of America Sonic 1 был реактивным самолетом на колесах, то его заклятый враг Blue Flame — настоящая ракета на четырех колесах. Трехфазный ракетный двигатель Blue Flame, разработанный Келлером и Рэем Даусманом из Иллинойсского технологического института, работал на перекиси водорода и сжиженном природном газе, подаваемых под давлением гелия. Он развивал 58 000 л.с. и тягу в 9979 кг.
Blue Flame весил 2948 кг и имел 11-метровое алюминиевое шасси от Пита Фарнсворта. 24 октября 1970 года Гэри Гейбелич разогнал его до 1002 км/ч, установив новый рекорд скорости. Понадобилось более 24 тестовых заездов, чтобы добиться совершенства.
.
9. Bluebird CN7
Кузов Bluebird CN7 почти так же впечатляет, как и мировой рекорд в 649 км/ч, который он установил в июле 1964 года. Как и у всех суперскоростных машин, его шасси проектировали легким, прочным и максимально аэродинамичным. Для этого использовали легкие алюминиевые сотовые панели. Но путь Bluebird CN7 к званию самого быстрого в мире был очень тернист.
Начнем со стоимости. Компания Motor Panels Ltd потратила невероятный 1 миллион фунтов стерлингов (около 1,3 миллиона долларов) на его сборку! Братья Норрис, Кен и Лью, выбрали газотурбинный двигатель Bristol-Siddeley Proteus мощностью более 4000 л.с. Такой силовой агрегат больше подходит самолету, чем наземному транспортному средству. Однако одной мощности для успеха не хватило.
Первая попытка рекорда Bluebird CN7 в 1960 году едва не обернулась трагедией. Кэмпбелл получил легкие травмы, а сам автомобиль был уничтожен. Четыре года и две неудачные попытки спустя, автомобиль все же достиг рекордной скорости в 649 км/ч.
Этому помог характерный вертикальный стабилизирующий киль. Но едва CN7 установил мировой рекорд, как его тут же побили. В 1964 году эра реактивных автомобилей стала официально разрешенной. Конкуренты тут же начали ставить такие двигатели на свои болиды, оставив рекорд Кэмпбелла далеко позади.
10. Irving-Napier Golden Arrow
Irving-Napier Golden Arrow — еще одна смелая попытка сэра Генри Сигрейва завоевать скоростное превосходство. Его создали с одной целью: вернуть рекорд Великобритании, которым она владела совсем недолго в 1927 и 1928 годах. Сложное имя — дань уважения конструктору, капитану Дж. С. Ирвингу, и 23,9-литровому двигателю Napier W12 Lion, который и приводил его в движение.
Golden Arrow — это стремительная золотистая машина, похожая на стрелу, во многом напоминающая Бэтмобиль. Каждая линия кузова служила аэродинамике. Автомобиль посадили очень низко. Задние колеса приводились в движение через два отдельных тоннеля карданных валов, усиленных на случай разрушения на высокой скорости.
Инженеры Golden Arrow так сильно верили в свою цель, что решили не ставить дифференциал. Они знали, что машина будет ехать только прямо. Надо было побить 301 км/ч, установленные американцем Рэем Кичем на его "Triplex Special" в 1938 году (прим. переводчика: в оригинальном тексте указан 1938 год, хотя событие произошло в 1929). И вот 11 марта 1929 года, снова на песках пляжа Дейтона, Сигрейв разогнал Golden Arrow до 373 км/ч.
Читайте также:
Перевод материала Andrew Ekuwnem для Jalopnik.com