Найти в Дзене
Гаражный вестник

10 самых быстрых: культовые машины для рекордов скорости

Многие из этих аппаратов настолько сильно переделаны, что их даже сложно назвать просто автомобилями. Но как бы глубоко их ни модифицировали, эти чудеса инженерной мысли по праву заслуживают места в музее — хотя бы за их внешний вид. Рекорд скорости на суше постоянно переходил от США к Великобритании и обратно. Сейчас рекорд принадлежит сверхзвуковому Thrust SSC из Великобритании. Обе страны гоняли по пляжам и солончакам, ставили на свои шасси двигатели истребителей и раздвигали все мыслимые границы физики. Все ради одного — титула самого быстрого автомобиля в мире. Сразу стоит сказать: серийных машин тут не будет. Как бы ни были обтекаемы дорожные спорткары, они не создавались для таких рекордов. 1. Thrust 2 Реактивный Thrust 2, окрашенный в ярко-золотой цвет, при первом взгляде напоминает Бэтмобиль из фильма 1989 года. Но это не фантазия из комиксов, а настоящий рекордсмен. Он держал титул самого быстрого автомобиля в мире целых 14 лет. 4 октября 1983 года Ричард Нобл разогнал е
Оглавление

Многие из этих аппаратов настолько сильно переделаны, что их даже сложно назвать просто автомобилями. Но как бы глубоко их ни модифицировали, эти чудеса инженерной мысли по праву заслуживают места в музее — хотя бы за их внешний вид.

Рекорд скорости на суше постоянно переходил от США к Великобритании и обратно. Сейчас рекорд принадлежит сверхзвуковому Thrust SSC из Великобритании. Обе страны гоняли по пляжам и солончакам, ставили на свои шасси двигатели истребителей и раздвигали все мыслимые границы физики. Все ради одного — титула самого быстрого автомобиля в мире.

Сразу стоит сказать: серийных машин тут не будет. Как бы ни были обтекаемы дорожные спорткары, они не создавались для таких рекордов.

1. Thrust 2

-2

Реактивный Thrust 2, окрашенный в ярко-золотой цвет, при первом взгляде напоминает Бэтмобиль из фильма 1989 года. Но это не фантазия из комиксов, а настоящий рекордсмен. Он держал титул самого быстрого автомобиля в мире целых 14 лет. 4 октября 1983 года Ричард Нобл разогнал его до 1019 км/ч.

В центре легкого трубчатого шасси, обшитого клепаными алюминиевыми панелями, установлен авиационный двигатель Rolls-Royce Avon 302. Он развивает впечатляющие 30 000 лошадиных сил. По бокам от мотора инженеры разместили две кабины пилота.

Один из тестовых заездов завершился не очень удачно, но все же цель была достигнута
Один из тестовых заездов завершился не очень удачно, но все же цель была достигнута



Такое решение продиктовано стремлением к идеальному распределению веса. На таких скоростях даже малейший дисбаланс мог обернуться катастрофой. Есть легенда, что для балансировки веса пилота Нобла команда добавила в машину мешок картошки. И это было лишь одной из необычных мер для достижения идеальной развесовки.

-4

Ехать со скоростью больше 965 км/ч — это одно, а безопасно остановиться — совсем другое. В Thrust 2 эту проблему решили с помощью тормозного парашюта. Его активировали кнопкой на руле.

2. Thrust SSC

-5

Скорость в 1019 км/ч и мировой рекорд явно не устраивали Ричарда Нобла. Он поставил себе новую, еще более амбициозную цель: преодолеть звуковой барьер. Так появился Thrust SSC – реактивный болид, который он создавал вместе с Роном Эйрсом, Джереми Блиссом и Глинном Боушером.

15 октября 1997 года в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, Thrust SSC под управлением пилота Королевских ВВС Энди Грина разогнался до 1228 км/ч. Этот рекорд принес ему титул самого быстрого автомобиля на земле.

-6

Чтобы пробить звуковой барьер и надежно закрепить рекорд за Великобританией, по бокам фюзеляжа установили два двигателя Rolls-Royce Spey. Эти турбовентиляторные двигатели, обычно ставившиеся на британские истребители F-4 Phantom II, выдавали суммарную тягу в 22 680 кг. Это давало Thrust SSC колоссальные 100 000 лошадиных сил.

-7

Тонкая аэродинамика делала его похожим на самолет. Хвостовая часть даже имела вертикальные и горизонтальные стабилизаторы. Для рулевого управления использовали только задние колеса. Эту необычную концепцию одобрили лишь после испытаний на макете Mini-Thrust SSC.

-8

Спустя 28 лет Thrust SSC остается единственным сверхзвуковым автомобилем в истории. Thrust SSC, как и его предшественник Thrust 2, выставлен в Музее транспорта Ковентри.

3. Sunbeam 1,000 HP

-9

До 1927 года о скорости 322 км/ч и речи не шло. Но 29 марта 1927 года Sunbeam 1,000 HP, построенный в Вулвергемптоне, и его пилот сэр Генри Сигрейв изменили правила игры. На песках пляжа Дейтона во Флориде они преодолели отметку в 327 км/ч.

-10

Для рекорда в Sunbeam 1,000 HP установили два 22,5-литровых авиационных двигателя Matabele. Они располагались в передней и задней частях кузова, каждый выдавал по 435 лошадиных сил. По иронии, этот самый быстрый автомобиль своего времени получил прозвище «Слизняк» (The Slug). Но оно относилось не к его скорости, а к длинному, обтекаемому силуэту.

Испытания Slug на заводе Sunbeam. Видны стальные защитные кожухи над шинами и цепью. Для подачи холодной воды, отвода горячей и выхлопных газов потребовалось множество труб. Между передними шинами видны четыре магнето переднего двигателя.
Испытания Slug на заводе Sunbeam. Видны стальные защитные кожухи над шинами и цепью. Для подачи холодной воды, отвода горячей и выхлопных газов потребовалось множество труб. Между передними шинами видны четыре магнето переднего двигателя.

Чтобы этот легендарный автомобиль не пришел в негодность (из-за забитых маслом двигателей и тормозов), инженеры Национального автомобильного музея в Бьюли, графство Гэмпшир, взялись за тщательную реставрацию. Работали они не по мануалам, а исключительно по инженерным знаниям и опыту.

Когда Slug впервые был представлен прессе, на задних колёсах были колпаки. Для рекордного заезда их сняли. Обратите внимание на решётчатый воздухозаборник заднего радиатора. Воздухозаборник оказался недостаточным, поэтому был установлен воздухозаборник большего размера. Сегрейв изучает автомобиль.
Когда Slug впервые был представлен прессе, на задних колёсах были колпаки. Для рекордного заезда их сняли. Обратите внимание на решётчатый воздухозаборник заднего радиатора. Воздухозаборник оказался недостаточным, поэтому был установлен воздухозаборник большего размера. Сегрейв изучает автомобиль.
-13

В сентябре 2025 года двигатели впервые за девять десятилетий запустили на публике. В 2027 году автомобиль планируют вернуть на пляж Дейтона-Бич, чтобы отметить столетие его рекордного заезда. Но скорости выше 322 км/ч ждать не стоит: на пляже действует ограничение.

4. Campbell-Railton Blue Bird

-14
-15

«Слизняк» свое слово сказал, но некоторые автомобили изначально создавались для гораздо больших скоростей. Campbell-Railton Blue Bird первым преодолел барьер в 483 км/ч. 3 сентября 1935 года он разогнался до 485 км/ч на солончаках Бонневилля в штате Юта

Только что собранный Blue Bird 9 января 1935 года c обновленной аэродинамикой по сравнению с версией 1933-го года
Только что собранный Blue Bird 9 января 1935 года c обновленной аэродинамикой по сравнению с версией 1933-го года

Этот скоростной болид, также известный как Blue Bird V, создали сэр Малкольм Кэмпбелл и главный инженер Рейд Рейлтон. Он стал преемником грозного Campbell-Napier-Railton Blue Bird, который уже ставил рекорды — 396 км/ч в 1931 году и 404 км/ч в 1932-м.

Кэмпбелл за рулем «Синей птицы» мчится на юг вдоль Дейтона-Бич 7 марта 1935 года. Толстая черная линия дизельного топлива отмечала центр трассы.
Кэмпбелл за рулем «Синей птицы» мчится на юг вдоль Дейтона-Бич 7 марта 1935 года. Толстая черная линия дизельного топлива отмечала центр трассы.

Для новых рекордов с Blue Bird сняли мотор Napier Lion VIID W-12 и поставили нагнетательный Rolls-Royce R-type V12. Новый двигатель оказался крупнее, тяжелее и мощнее. Пришлось полностью перепроектировать кузов, сделав его полноширинным и плоскобоким, чтобы закрыть колеса и уменьшить аэродинамическое сопротивление. Вдоль верхней части шасси шли выступающие гребни — там располагались массивные крышки распредвалов. Сдвоенные задние колеса давали лучшее сцепление с песком и солью, а раздельный задний мост обеспечивал более плавное распределение крутящего момента.

«Синяя птица» после испытательного заезда на соляных равнинах Бонневилля 2 сентября 1935 года. Обратите внимание на скопление соли между шинами и обтекателями колёс. Удлинённый воздухозаборник едва заметен. Дональд Кэмпбелл стоит с дальней стороны автомобиля, у переднего колеса.
«Синяя птица» после испытательного заезда на соляных равнинах Бонневилля 2 сентября 1935 года. Обратите внимание на скопление соли между шинами и обтекателями колёс. Удлинённый воздухозаборник едва заметен. Дональд Кэмпбелл стоит с дальней стороны автомобиля, у переднего колеса.
-19

Этот исторический автомобиль сохранился по обе стороны Атлантики: оригинал можно увидеть в Музее автодрома Дейтона в США, а его реплику — в Музее автомобилестроения Лейкленда в Англии.

5. MG EX181

-20

Одного взгляда достаточно, чтобы понять, почему MG EX181 прозвали «Рычащей каплей дождя» (Roaring Raindrop). Его аэродинамический кузов, похожий на слезу, словно прибыл с другой планеты. EX181 появился в то время, когда MG Motors активно участвовала в заездах на скорость.

-21
-22

Вместо того чтобы гоняться за абсолютным рекордом (тогда он принадлежал Railton Mobil Special Джона Кобба, который ехал быстрее 644 км/ч), MG сосредоточилась на классе F. К этому классу относятся машины с двигателями объемом от 1,1 до 1,5 литра. Под капотом стоял 1,5-литровый двухвальный наддувный двигатель от серийной MGA. 23 августа 1957 года, под управлением Стирлинга Мосса, EX181 разогнался до 395 км/ч на солончаках Бонневилля, установив рекорд.

-23

Он оказался не только быстрым, но и эффективным: на каждую лошадиную силу приходилось 1,35 км/ч скорости. Конечно, это заслуга его невероятно низкого коэффициента аэродинамического сопротивления (Cd) – показателя того, насколько легко машина скользит в воздухе. Считается, что Cd EX181 составлял около 0,12. Для сравнения, у большинства серийных автомобилей он держится в пределах 0,20–0,50.

-24

Сегодня «Рычащая капля дождя» хранится в Британском автомобильном музее в Уорикшире, Англия.

6. Bombshell Betty

-25

-26

«Bombshell Betty» — одна из тех гоночных машин, что прошли путь от полного аутсайдера до заметного рекордсмена. Все началось с разобранного Buick Super Riviera 1952 года. Всего за три месяца Джефф Брок и его команда превратили его в рядную восьмицилиндровую машину, готовую к рекорду скорости.

-27

-28
-29

К концу модернизации от «Бьюика» остались лишь название и шасси. Практически каждая внешняя и внутренняя деталь претерпела изменения. Здесь и кастомные лобовое стекло с панелями, и фары от Chevrolet 1930-х годов, и 22,86-сантиметровый задний мост от Ford Thunderbird 1973 года, и еще множество доработок.

-30
-31

Когда «старушка Бетти» приехала на солончаки Бонневилля для Недели скорости 2009, она совсем не выглядела изящной. В ней была своеобразная, грубоватая эстетика, но мало кто считал ее готовой к рекордам.

-32

Однако, когда ее шины закрутились, «Бетти» выдала 211 км/ч, побив рекорды в классах XO и GCC. В следующие несколько лет «Бетти» только наращивала скорость: 2010 год — 227 км/ч; 2012 год — 261 км/ч и 266 км/ч; 2013 год — 267 км/ч.

7. Spirit of America Sonic 1

-33
-34

Spirit of America Крейга Бридлава (1963 год), буквально начал эру реактивных автомобилей. Но конкуренты не дремали: рекорды в 644 км/ч и 805 км/ч, установленные этой машиной и ее преемником, быстро побили. Sonic 1 должен был удержать рекорд скорости в руках американцев, поэтому сразу целился на 966 км/ч.

-35

-36

С кузовом длиной более 10 метров он больше напоминал самолет, лежащий на солончаках, чем автомобиль. Турбореактивный двигатель General Electric J47 (такие обычно ставили на стратегические бомбардировщики и истребители ВВС США) двигал машину исключительно реактивной тягой. Механической связи между колесами Sonic 1 и двигателем не было.

-37
-38

Десятилетия спустя после своих рекордов, Sonic 1 наконец ушел с молотка в марте 2025 года за 1,3 миллиона долларов.

8. Blue Flame

-39

Если Spirit of America Sonic 1 был реактивным самолетом на колесах, то его заклятый враг Blue Flame — настоящая ракета на четырех колесах. Трехфазный ракетный двигатель Blue Flame, разработанный Келлером и Рэем Даусманом из Иллинойсского технологического института, работал на перекиси водорода и сжиженном природном газе, подаваемых под давлением гелия. Он развивал 58 000 л.с. и тягу в 9979 кг.

-40

Blue Flame весил 2948 кг и имел 11-метровое алюминиевое шасси от Пита Фарнсворта. 24 октября 1970 года Гэри Гейбелич разогнал его до 1002 км/ч, установив новый рекорд скорости. Понадобилось более 24 тестовых заездов, чтобы добиться совершенства.

-41

.

9. Bluebird CN7

-42

-43

Кузов Bluebird CN7 почти так же впечатляет, как и мировой рекорд в 649 км/ч, который он установил в июле 1964 года. Как и у всех суперскоростных машин, его шасси проектировали легким, прочным и максимально аэродинамичным. Для этого использовали легкие алюминиевые сотовые панели. Но путь Bluebird CN7 к званию самого быстрого в мире был очень тернист.

-44
Лео Вилла, Bluebird-Proteus CN7 и Дональд Кэмпбелл на пресс-релизе в Гудвуде
Лео Вилла, Bluebird-Proteus CN7 и Дональд Кэмпбелл на пресс-релизе в Гудвуде

-46

Начнем со стоимости. Компания Motor Panels Ltd потратила невероятный 1 миллион фунтов стерлингов (около 1,3 миллиона долларов) на его сборку! Братья Норрис, Кен и Лью, выбрали газотурбинный двигатель Bristol-Siddeley Proteus мощностью более 4000 л.с. Такой силовой агрегат больше подходит самолету, чем наземному транспортному средству. Однако одной мощности для успеха не хватило.

-47
-48

Первая попытка рекорда Bluebird CN7 в 1960 году едва не обернулась трагедией. Кэмпбелл получил легкие травмы, а сам автомобиль был уничтожен. Четыре года и две неудачные попытки спустя, автомобиль все же достиг рекордной скорости в 649 км/ч.

-49


Этому помог характерный вертикальный стабилизирующий киль. Но едва CN7 установил мировой рекорд, как его тут же побили. В 1964 году эра реактивных автомобилей стала официально разрешенной. Конкуренты тут же начали ставить такие двигатели на свои болиды, оставив рекорд Кэмпбелла далеко позади.

10. Irving-Napier Golden Arrow

-50

-51

Irving-Napier Golden Arrow — еще одна смелая попытка сэра Генри Сигрейва завоевать скоростное превосходство. Его создали с одной целью: вернуть рекорд Великобритании, которым она владела совсем недолго в 1927 и 1928 годах. Сложное имя — дань уважения конструктору, капитану Дж. С. Ирвингу, и 23,9-литровому двигателю Napier W12 Lion, который и приводил его в движение.

На этом снимке сборки Golden Arrow видно, насколько плотно обтекатель прилегал к двигателю Napier Lion. Видны два передних винтовых домкрата, проходящие сквозь кузов автомобиля. Отверстия и рёбра на тормозных барабанах способствовали рассеиванию тепла. Обратите внимание на прочную раму.
На этом снимке сборки Golden Arrow видно, насколько плотно обтекатель прилегал к двигателю Napier Lion. Видны два передних винтовых домкрата, проходящие сквозь кузов автомобиля. Отверстия и рёбра на тормозных барабанах способствовали рассеиванию тепла. Обратите внимание на прочную раму.

-53

Golden Arrow — это стремительная золотистая машина, похожая на стрелу, во многом напоминающая Бэтмобиль. Каждая линия кузова служила аэродинамике. Автомобиль посадили очень низко. Задние колеса приводились в движение через два отдельных тоннеля карданных валов, усиленных на случай разрушения на высокой скорости.

Джон Сэмюэл Ирвинг держит модель Irving-Napier Special / Golden Arrow. Ирвинг отвечал за дизайн этого автомобиля, как и за предыдущий автомобиль, на котором Генри Сигрейв преодолел отметку в 200 миль в час (322 км/ч) — Sunbeam Mystery Slug мощностью 1000 л.с.
Джон Сэмюэл Ирвинг держит модель Irving-Napier Special / Golden Arrow. Ирвинг отвечал за дизайн этого автомобиля, как и за предыдущий автомобиль, на котором Генри Сигрейв преодолел отметку в 200 миль в час (322 км/ч) — Sunbeam Mystery Slug мощностью 1000 л.с.

Инженеры Golden Arrow так сильно верили в свою цель, что решили не ставить дифференциал. Они знали, что машина будет ехать только прямо. Надо было побить 301 км/ч, установленные американцем Рэем Кичем на его "Triplex Special" в 1938 году (прим. переводчика: в оригинальном тексте указан 1938 год, хотя событие произошло в 1929). И вот 11 марта 1929 года, снова на песках пляжа Дейтона, Сигрейв разогнал Golden Arrow до 373 км/ч.

-55

Читайте также:

-56

Перевод материала Andrew Ekuwnem для Jalopnik.com