Найти в Дзене
Познающий

Эффект «имени-буквы». Как буквы в вашем имени влияют на ваш выбор?

Эффект имени-буквы является частью более широкой категории психологических феноменов, демонстрирующих, как наши имена влияют на наше восприятие реальности. Вы когда-нибудь замечали, что чаще всего вам нравятся товары или услуги, название которых начинаются с той же буквы, что и ваше имя? Если да, то вы наблюдали в действии эффект имени-буквы. Что такое эффект имени-буквы? ...это явление, при котором люди чаще отдают свой выбор вещам, название которых схоже по звучанию или начинается на ту же букву, что и их имя. Например, если вас зовут Аня, вы можете предпочесть товары или бренды, начинающиеся с буквы A. Исследования показали, что этот эффект может влиять, как на профессиональный, так и на личный выбор. Например, помимо выбора бренда, начинающегося на ту же букву, что и имя, люди могут выбирать место жительства (улицу, город) и даже название организации, в которой планируют работать. Немного истории Впервые данный эффект был описан в 1985 году бельгийским психологом Йозефом Нуттэно
Оглавление

Эффект имени-буквы является частью более широкой категории психологических феноменов, демонстрирующих, как наши имена влияют на наше восприятие реальности.

Вы когда-нибудь замечали, что чаще всего вам нравятся товары или услуги, название которых начинаются с той же буквы, что и ваше имя? Если да, то вы наблюдали в действии эффект имени-буквы.

Что такое эффект имени-буквы?

...это явление, при котором люди чаще отдают свой выбор вещам, название которых схоже по звучанию или начинается на ту же букву, что и их имя. Например, если вас зовут Аня, вы можете предпочесть товары или бренды, начинающиеся с буквы A.

Исследования показали, что этот эффект может влиять, как на профессиональный, так и на личный выбор. Например, помимо выбора бренда, начинающегося на ту же букву, что и имя, люди могут выбирать место жительства (улицу, город) и даже название организации, в которой планируют работать.

Немного истории

Впервые данный эффект был описан в 1985 году бельгийским психологом Йозефом Нуттэном, который обнаружил, что люди отдают предпочтение буквам, которые встречаются в их имени или фамилии.

В исследовании 2004 года Джон Джонс и соавторы изучали записи о браках в США, чтобы выяснить, какую роль играют буквы в имени на выбор партнёра. По итогу была обнаружена корреляция между фамилиями супругов, что частично подтвердило идею о том, что мы находим партнёров с фамилиями, похожими на наши собственные. Например, женщины с фамилией Смит, как правило, вступали в отношения и в конечном итоге выходили замуж за мужчин с такой же фамилией (Jones et al, 2004).

Дальнейшие исследования, опубликованные в 1987 году, определили, в какой степени это явление выходит за рамки национальных границ, и обнаружили, что эффект «имя-буква» затрагивает носителей 12 различных европейских языков (русский язык официально не исследовался).

Как эффект «буква-имя» проявляется в повседневной жизни?

Влияние эффекта «имя-буква» влияет не только на выбор партнёра, но и на решения, связанные с выбором места жительства. Исследование связи между именами и названиями мест, которые люди выбирают для проживания, показало, что мы склонны предпочитать места, названия которых похожи на наши собственные.

Исследователи обнаружили например, что непропорционально большое число женщин с именем Вирджиния, выбрали для проживания город Вирджиния-Бич. Да и в целом была обнаружена корреляция между первыми буквами фамилий людей и названиями штатов, в которых они проживали, что демонстрирует обширное влияние эффекта «имя-буква» (Pelham, Mirenberg and Jones, 2002).

Наша склонность к названиям, похожим на наши собственные имена, — это не просто статистическая аномалия: её значение выходит за рамки психологии.