Он был лучшей нянькой для миллионов детей постсоветского пространства. Мы бросали портфели в угол и бежали к экранам, чтобы услышать родной голос: «Денди, Денди, мы все любим Денди!». Сергей Супонев казался нам старшим братом — добрым, веселым и вечным.
Но что, если этот образ — идеальная маска? Именно этот «добрый сказочник» научил Россию играть в жестокие игры на выживание, а свою карьеру начинал не с детских утренников, а с охоты на спекулянтов в злачных местах. Вот 9 деталей его биографии, которые заставят вас взглянуть на кумира детства по-новому.
Мы сейчас перейдем к самому интересному, а пока подпишитесь, пожалуйста, на наш канал.
Начинал грузчиком и поднимался по карьерной лестнице без протекции
Карьера Супонева началась на задворках — буквально. Никаких мгновенных взлетов: в 1980 году, сразу после школы, будущий телеведущий пришел в «Останкино» устраиваться… грузчиком. Пока другие мечтали о славе, он таскал ящики с пленкой и декорации по бесконечным коридорам телецентра. Потом была служба в армии (где он, кстати, играл в оркестре) и рутинная работа администратором.
Журналистский талант проснулся в нем чуть позже, на радиостанции «Юность». И начал он не с прогнозов погоды или новостей культуры, а со скандального расследования.
Супонев взял микрофон и пошел к пивным ларькам. Темой сюжета стали спекулянты, которые скупали дефицитное пиво ящиками без очереди и тут же перепродавали его втридорога. Сюжет получился живым и злободневным. Стало понятно: у этого парня отличное чувство юмора и цепкий взгляд.
Как студент МГУ придумал «Марафон-15» и стал звездой
Вы когда-нибудь слышали, чтобы дипломную работу показывали по центральному телевидению на всю страну? А у Супонева получилось именно так.
Многие думают, что культовую передачу «Марафон-15» придумали большие дяди в кабинетах и назначили Сергея ведущим. Всё было ровно наоборот. Идея программы, её сценарий и концепция родились в голове студента журфака МГУ Сергея Супонева. Это была его дипломная работа.
Представьте уровень амбиций: он не просто защитил диплом перед комиссией, он пошел пробивать свой проект на ЦТ. В эпоху официального ТВ вчерашний студент создал шоу, которое говорило с подростками на одном языке. Уникальный случай: студенческий стартап стал флагманом молодежного вещания.
Брат-телезвезда и сестра-певица: Сложные отношения
Мы знаем Лену Перову как яркую певицу из группы «Лицей», бунтарку и телеведущую. Но мало кто помнит, что Лена — единоутробная сестра Сергея Супонева. Разница в возрасте у них была серьезная — 13 лет.
Сложился парадокс: профессионально Сергей давал сестре «удочку», но личностно они долгие годы оставались чужими людьми. Именно Супонев в 1987 году привел 1 Лену в студию, где позже родилась группа «Лицей». Позже, уже будучи влиятельным продюсером ОРТ, он взял сестру ведущей в свой проект «Щас спою!».
Но за этой опекой не было душевной близости. Из-за разницы в возрасте (13 лет) и жесткого характера Сергея между ними стояла стена. Драма в том, что эта стена рухнула слишком поздно.
Брат и сестра по-настоящему сблизились и начали дружить лишь в последний год его жизни. Они только начали узнавать друг друга не как «продюсер и подопечная», а как родные люди, но времени на эту дружбу судьба отмерила ничтожно мало.
Тень отца: Трагедия Кирилла «Венопуса»
Это, пожалуй, самая болезненная глава в истории семьи Супоневых. У Сергея был сын от первого брака — Кирилл. Мальчик рос в атмосфере телевидения и, казалось, ему на роду написано продолжить дело отца. Но Сергей, ненавидящий кумовство, выстроил жесткие границы.
Кирилл получил отличное образование — окончил факультет международной журналистики МГИМО. Еще подростком, в 14-15 лет он попал на ТВ, но под псевдонимом Венопус. Если прочитать фамилию наоборот, получится — Супонев. Эту анаграмму придумал отец, чтобы сына не считали «блатным», и чтобы он сам набивал свои шишки.
Позже работал продюсером и режиссером, а отдушину находил в музыке — играл на барабанах в рок-группе. Но постоянные сравнения с легендарным отцом его тяготили. Когда Кирилл пробовался на возрождение «Звездного часа», ему отказали именно из-за слишком сильного сходства с отцом.
Когда в 2001-м жизнь Сергея оборвалась, это стало таким огромным ударом для сына, что он так и не смог оправиться даже спустя 12 лет. Отец был для него центром вселенной, ориентиром и лучшим другом. Оставшись без этой опоры, молодой парень по своей воле ушел из жизни в 2013 году.
Не «плюшевый» начальник
На экране «дядя Серёжа» улыбался, шутил и казался самым добрым человеком на свете, но за кадром был совсем другим. Став руководителем Дирекции детских и развлекательных программ ОРТ, Супонев взял под контроль огромную творческую машину. Там без жёсткой дисциплины и полной отдачи было не выжить.
"У меня есть черта, которую многие не приемлют. Я считаю, что лучше всех знаю, как надо делать. Я всех учу, как писать сценарий. По трем словам, которые человек произносит, предлагая новый проект, могу сразу понять: туфта это или нет", - говорил Сергей в интервью "Московскому комсомольцу" в 2001 году.
Супонев хорошо понимал, что чтобы создавать качественное детское телевидение в условиях дикого рынка 90-х, нужно быть настоящей акулой. Контраст между экранным образом и реальным характером поражал всех.
Как «Выживший» стал «Последним героем»
Вот факт, который окончательно рушит образ ведущего детских передач. Один из самых успешных, дорогих и масштабных реалити-проектов в истории российского ТВ — «Последний герой» — это детище Супонева.
Именно Сергей увидел в западном формате Survivor нечто большее, чем просто беготню по пляжу. Супонев стал «тараном», который пробил покупку дорогущей лицензии у руководства канала. Название тоже придумал он (вместе с командой ВИD): прямой перевод «Выживший» казался ему слишком мрачным, поэтому появилось героическое — «Последний герой».
Пока продюсерская группа прорубала тропы в джунглях Панамы, Супонев в Москве совершал свой подвиг — административный. Он выбивал бюджеты, согласовывал эфирное время и решал тысячи проблем, чтобы шоу состоялось.
Драма в том, что «Последний герой» стал его финальным проектом. Сергей успел увидеть старт, успел порадоваться первым бешеным рейтингам. Но через три недели Супонева не стало. Триумфальный финал сезона, когда вся страна прильнула к экранам, Россия смотрела уже без него.
Серьезный актер: Потерянный талант
Мы привыкли к его комедийному дару, к умению импровизировать и смешить. Но Супонев обладал глубиной драматического актера, которую он просто не успел раскрыть полностью.
Вопреки мифам, он снимался в кино не в детстве, а уже будучи зрелым мастером. В 1997 году вышел фильм «Вино из одуванчиков». Там Сергей сыграл отца главного героя, Дугласа Сполдинга.
Посмотрите этот фильм, если хотите увидеть другого Супонева. В его глазах нет привычных искорок, там — мудрость, грусть и тихая любовь. Это была серьезная, взрослая работа, без тени шоумена. Он доказал, что мог бы стать большим актером русского кино, если бы телевидение не забирало его целиком.
Голос поколения и «трудности перевода»
Песня «Зов джунглей» — это гимн целого поколения. Стоит кому-то напеть первые ноты, и вы автоматически продолжите. Но мало кто знает, что Супонев был настоящим перфекционистом даже в таких деталях.
Текст песни он написал сам. Композитор Виктор Прудовский предлагал нанять профессионального вокалиста с поставленным голосом. Но Сергей уперся: «Нет, петь буду я». Он понимал, что детям нужна не идеальная вокальная техника, а искренность и знакомый голос.
Интересная деталь: изначально программа выходила по субботам. И в песне были слова: «Утром в субботу спать неохота…». Но потом сетку вещания изменили, и эфир перенесли на среду. Супонев не поленился переписать текст и заново перепеть заставку: «Вечером в среду, после обеда…». Для него в работе не существовало мелочей.
Последнее интервью: Планы вместо предчувствия
После гибели известных людей часто ищут мистику: мол, он что-то предчувствовал. В случае с Супоневым всё было наоборот.
Свое последнее интервью он дал 6 декабря 2001 года. На записи видно, что он абсолютно спокоен и погружен в работу. Сергей рассказывал, что планирует закрыть несколько старых проектов, чтобы весной 2002 года запустить совершенно новое детское шоу. Он мыслил на сезон вперед, но через два дня, 8 декабря, случилась трагедия на снегоходе.
Сергею Супоневу было всего 38 лет. За короткую карьеру он успел изменить детское телевидение и создать форматы, которые работают до сих пор.
А какой проект Сергея Супонева был вашим любимым? «Звездный час», «Зов джунглей» или, может быть, «Денди»? Расскажите в комментариях — давайте вспомним вместе!
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Звезды без фильтров» — рассказываем про знаменитостей без сплетен и желтизны.
Вот еще интересное на нашем канале: