Герой России каневчанин Олег Суворов — о малоизвестных фактах трёх операций «Поток».
Об операции «Поток» в Судже знают многие, однако не всем известно о двух предшествующих. В ходе «Потока‑1» удалось освободить Авдеевку зимой 2024‑го, летом участники «Потока‑2» по трубе зашли в Торецк. Наконец, третья операция завершилась обрушением обороны ВСУ и последующим освобождением оккупированной части Курской области. Боец с позывным «Кит» принимал участие во всех трёх.
На встречу с героем-земляком в краснодарский Дом журналистики прибыли представители районных и краевых СМИ, студенты факультетов журналистики, курсанты КВВУ имени С. М. Штеменко и кадеты президентского кадетского училища. Герою России задали различные вопросы о малоизвестных подробностях проведения трёх операций.
Олег Суворов — ветеран боевых действий с 1999 года. Срочную службу проходил в спецназе ГРУ. Участвовал в контртеррористической операции в Чечне, а в 2023‑м году ушёл на СВО и попал в отдельную диверсионную штурмовую бригаду «Ветераны» Добровольческого корпуса ВС РФ.
Методом проб и ошибок
По словам «Кита», идея принадлежала командиру 60‑й отдельной диверсионной штурмовой бригады «Ветераны» с позывным «Морпех».
— Он — «композитор», мы — «музыканты», — тонко подмечает Олег. — Все «Потоки» были разные, но с каждым разом спокойнее. Труднее всего было в Авдеевке, первая труба — полная неизвестность, никто не знал, как это сделать. Многие вообще не верили в успех, а большинство участников осознавали, что это может стать дорогой в один конец. Кроме того, ребята не были достаточно подготовлены — взяли воду, боекомплект, оборудование и двинулись вперёд. Это уже к следующим «Потокам» готовили личный состав, руководствуясь первым опытом. Лично у меня имелась серьёзная мотивация — главное, не опозориться.
«Кит» отмечает, что такие операции не реализуются за пару дней. В Авдеевке совершенно не было опыта: старая труба была полузатоплена, вода продолжала поступать через вентиляционные отверстия, усугубляли ситуацию недостаток кислорода и зимние температуры. В Торецке существовала более сложная инфраструктура подземных ходов, лабиринтов. В Судже бойцы уже понимали, что нужно делать, знали о возможных «подводных камнях». Однако само расстояние было самым большим — нести резаки, кислородные баллоны и боекомплект весьма непросто.
Командир формирует боевой дух
— В первом «Потоке» мы совершенно случайно обнаружили, что очень много бойцов родом из Краснодарского края, — рассказывает «Кит». — Оказалось, что помимо ребят из Рязани, Перми и Москвы около 50 — земляки из Сочи, Тимашевска, Краснодара, Туапсе, Белореченска и других мест. Конечно, это стало для нас отрадной новостью. Маленькие радости напряжённых военных будней.
На вопрос, что помогало справиться со стрессом, Олег Суворов отвечает, не раздумывая:
— «Боевая русская молитва». А именно, побеждающий усталость и смятение мат. А как иначе? Иногда приходилось и лёгкого подзатыльника товарищу давать. Самое страшное в трубе — это паника. Темно, нечем дышать, силы на исходе, двигаться приходится практически на полусогнутых, нет еды и воды. Естественно, такое испытание серьёзно меняет сознание людей. А боевой дух формирует, в первую очередь, командир, он не имеет права на слабость или страх. Если эти эмоции перейдут к бойцам, всё окончится неминуемым провалом. Лично для меня страшнее и труднее всего было начать, зайти в трубу. Дальнейшие действия — исключительно на характере.
1420 миллиметров — диаметр магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, по которому двигались участники операции «Поток‑3».
«Кит» вспоминает, что самое первое ощущение после выхода из трубопровода — сильнейшая эйфория. Испытание, сравнимое с «русской рулеткой» пройдено. Но расслабляться нельзя, ведь главные задачи впереди.
— Быстро глотнуть свежего воздуха, и вновь начинается реальная боевая работа, — говорит Олег. — Если судить по поведению противника, то суджанская операция была самой лёгкой. Они не огрызались, просто бежали от массированного прорыва. В Авдеевке, наоборот, мы почти месяц бились, в Торецке тоже около месяца сначала мы обрушили оборону, но потом встали. Эти города враг явно планировал держать до последнего.
Высшая награда
Без сомнений, операции «Поток» войдут в российские учебники по истории как наиболее дерзкие и сложные. А страна будет вечно помнить и гордиться подвигами героев, сделавших всё для их успешного завершения. За время специальной военной операции «Кит» награждён Георгиевским крестом IV степени, медалями «За отвагу» и «За освобождение Авдеевки», орденами Мужества и генерала армии Маргелова. За операцию «Поток‑2» и освобождение Торецка Олег Суворов удостоен звания Героя России. После «Потока‑3» он получил орден Александра Невского. Но мотивируют «Кита» не награды.
ОДШБ «Ветераны» в рядах ВС РФ приобрела славу «землекопов», поскольку неоднократно заходила в тыл ВСУ, используя подземные инженерные сооружения. В Авдеевке их прозвали «Злая сотня» — с минимальными потерями бригада из ста бойцов за две недели взяла штурмом промзону, которую не могли взять десять лет.
— Есть у меня свой интерес — защищать Родину. Это наша земля, наши люди. Если сегодня некому будет встать на их защиту, завтра враг будет стоять на пороге родного дома. Поэтому и делаем всё возможное и невозможное. А мой талисман, моя опора и поддержка — это, конечно, любимая семья.
Иван Базалий