Найти в Дзене
Московская беседка

Волшебное зеркало

О спектакле «Плоды просвещения» Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Премьера 21 февраля 2015 Пьеса Льва Николаевича Толстого «Плоды просвещения» (1890) была задумана как обличительный текст, в котором все строится на противопоставлении богатых, образованных дворян и людей подневольных, крестьян и прислуги. Только гений Петра Фоменко смог создать спектакль, искрящийся комизмом и самоиронией, интересный нашей публике в наши дни. Спектакль был поставлен в середине 80-х и шел в театре до 2004 года. В 2015 году тогдашний худрук театра Маяковского решил создать свой спектакль и посвятил его наставнику и просто любимому режиссеру. Миндаугас Карбаускис поставил легкую, изящную вещь, искрящуюся узнаваемым юмором и тонкой сатирой, абсолютно вписавшуюся в наш 21 век. Но обо всем по порядку. Фотография предоставлена пресс-службой театра К богатым московским барам приходят крестьяне, чтобы прикупить земли и просят о рассрочке платежа, предлагая 4 тысячи в качестве первого в

О спектакле «Плоды просвещения» Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Премьера 21 февраля 2015

Пьеса Льва Николаевича Толстого «Плоды просвещения» (1890) была задумана как обличительный текст, в котором все строится на противопоставлении богатых, образованных дворян и людей подневольных, крестьян и прислуги. Только гений Петра Фоменко смог создать спектакль, искрящийся комизмом и самоиронией, интересный нашей публике в наши дни. Спектакль был поставлен в середине 80-х и шел в театре до 2004 года. В 2015 году тогдашний худрук театра Маяковского решил создать свой спектакль и посвятил его наставнику и просто любимому режиссеру. Миндаугас Карбаускис поставил легкую, изящную вещь, искрящуюся узнаваемым юмором и тонкой сатирой, абсолютно вписавшуюся в наш 21 век. Но обо всем по порядку.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

К богатым московским барам приходят крестьяне, чтобы прикупить земли и просят о рассрочке платежа, предлагая 4 тысячи в качестве первого взноса. Хозяин дома и владелец 24 тысяч десятин земли в разных губерниях Леонид Федорович Звездинцев (блистательный Игорь Костолевский) не хочет продавать землю на их условиях: ему нужна вся сумма. Спектакль, как и пьеса, выстроен на контрастах: огромные владения Звездинцева — и рядом жалобная просьба крестьян, у которых земли так мало, «что и курицу выпустить некуда». Эта фраза, несколько раз повторяющаяся в спектакле, вызывает грустный смех, потому что при всей несправедливости ситуации, звучит с таким заводным юмором, что невозможно не улыбнуться.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Тонкая, многогранная постановка Карбаускиса, построенная на виртуозной актерской игре, красноречивом сопоставлении сильных и слабых мира сего, их космически далеких друг от друга уровнях жизни, на тончайшей иронии и изящных диалогах ни на секунду не отпускает внимание зрителя. Фантастический актерский азарт, позволяющий буквально порхать по сцене нашим великим, любимым актерам Игорю Костолевскому и Светлане Немоляевой (кухарка) делает сценическую версию Толстого по-настоящему интересной современному зрителю. Рядом с мэтрами играет талантливая маяковская молодежь (Наталья Палагушкина в роли горничной Тани, Владимир Гуськов в роли Василия Леонидовича Звездинцева). И это искрящееся взаимовлияние и остроумное взаимодействия актеров превращает обличительный толстовский текст в изящную и безумно смешную комедию, звучащую, как и всегда случается с классической литературой, абсолютно современно.

   Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Сценография спектакля сделана так, что декорации обрамлены рамой огромного, во всю сцену, невидимого зеркала, в котором прихорашиваются дамы и которое протирает Татьяна. Время от времени персонажи пьесы не без усилий выходят за рамки зеркала в несколько иную реальность, где проводят наисерьезнейшие беседы. Огромная рамка условного сценического зеркала, на которое «неча пенять, коли роже крива», на зеркало театрального искусства и ожившего толстовского слова, украшает постановку, внося дополнительные нотки игры. А мы, зрители, смотримся в это условное волшебное зеркало, в котором соприкасаются времена и эпохи, и чувствуем себя причастными к большому искусству, для которого не существует границ.