Найти в Дзене

«Злой гений», уничтожавший женские жизни

История Михаила Лермонтова и Екатерины Сушковой — это не роман, а скорее психологический триллер, растянутый на четыре года. Это история о том, как рана самолюбия, полученная в юности, может перерасти в холодную, расчетливую месть, а игра с чужими чувствами становится для гения способом доказать свою власть над миром. В 1830 году шестнадцатилетний Лермонтов гостил у своей бабушки В подмосковном имении Середниково и началась эта история. Михаил был некрасив, неловок, болезненно самолюбив, но уже писал гениальные стихи, которые почти никто не видел. Екатерина Сушкова, на два года его старше, была полной его противоположностью — бойкая красивая столичная барышня, любимица света, привыкшая к поклонению. Для неё этот странный, хмурый юноша с пронзительными глазами был просто мишенью для лёгких, беззлобных насмешек. Михаил Лермонтов и Наталья Иванова, в которую он тоже был влюблен Она поддразнивала его, называла «маленьким» и «мизантропом», и, что было больнее всего, абсолютно не принимала
Оглавление

История Михаила Лермонтова и Екатерины Сушковой — это не роман, а скорее психологический триллер, растянутый на четыре года. Это история о том, как рана самолюбия, полученная в юности, может перерасти в холодную, расчетливую месть, а игра с чужими чувствами становится для гения способом доказать свою власть над миром.

В 1830 году шестнадцатилетний Лермонтов гостил у своей бабушки

В подмосковном имении Середниково и началась эта история. Михаил был некрасив, неловок, болезненно самолюбив, но уже писал гениальные стихи, которые почти никто не видел.

Екатерина Сушкова, на два года его старше, была полной его противоположностью — бойкая красивая столичная барышня, любимица света, привыкшая к поклонению. Для неё этот странный, хмурый юноша с пронзительными глазами был просто мишенью для лёгких, беззлобных насмешек.

Михаил Лермонтов и Наталья Иванова, в которую он тоже был влюблен
Михаил Лермонтов и Наталья Иванова, в которую он тоже был влюблен

Она поддразнивала его, называла «маленьким» и «мизантропом», и, что было больнее всего, абсолютно не принимала всерьёз его порывистые чувства. Его детская, но искренняя влюблённость разбилась о стену её светской беспечности.

Для Лермонтова это был не просто отказ — это было унижение, ещё одно доказательство, что он, со своим пылающим внутренним миром, смешон и ничтожен в глазах блестящего, но пустого общества.

Он уехал, затаив эту обиду глубоко внутри

Боль стала той занозой, вокруг которой годами копилась горечь. Лермонтов взрослел, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, у него прошли признаки золотухи, которой он болел в детстве, оттачивал своё главное оружие — убийственный сарказм. Он научился прятать свою ранимость за маской циничного повесы.

Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина, его последняя любовь
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина, его последняя любовь

Их пути снова пересеклись в Петербурге зимой 1834-1835 годов

Екатерина не была уже той беспечной девицей — красота потускнела, блистательные поклонники не спешили вести её к алтарю, но в её жизни появился серьёзный жених, друг Лермонтова, Алексей Лопухин. Увидев её снова, Лермонтов не испытал ничего, кроме желания отомстить обидчице. Перед ним стоял не объект былой любви, а живое воплощение всех его юношеских комплексов и обид. И он задумал не просто соблазнить, а уничтожить.

Он не бросился к её ногам с признаниями

Его атака была тонкой и безжалостной. Он стал обаятельным, умным, загадочным, внимательным. Он вкрадчиво вошёл в её доверие, стал необходимым спутником, мастерски играл на её страхах остаться старой девой и на тлеющих амбициях. Он методично вытеснял Лопухина, исподволь намекая на его неискренность, и сам занимал в её сердце всё больше места.

Е. А. Сушкова Акварель П. Соколова
Е. А. Сушкова Акварель П. Соколова

Для Екатерины Александровны, почувствовавшей вкус внимания от этого уже знаменитого в узких кругах, опасного и притягательного человека, это было головокружительное возрождение. Она поверила в новую сказку.

Кульминация наступила, когда помолвка Сушковой с Лопухиным была разрушена. Невеста отказала жениху. Она совершила этот шаг, уверенная, что следом последует предложение Лермонтова. Но оно не последовало.

Вместо предложения её настигла жестокая расплата

Согласно воспоминаниям самой невесты, Лермонтов преподнёс ей жестокий урок: он вручил ей записную книжку, где среди чужих имён она нашла и своё — с уничижительными, похабными комментариями, описывающими весь ход его «кампании по ухаживанию».

-5

Это был не взрыв эмоций, а холодный, рассчитанный удар

Он показал ей, что все эти месяцы были не романом, а блестяще разыгранным спектаклем мести. Он не просто бросил её — он продемонстрировал ей, что она была всего лишь куклой в его руках, объектом эксперимента, окончательно и бесповоротно униженным.

Психологический портрет Лермонтова в этой истории — это портрет человека, который, борясь со своим чувством неполноценности, сам превратился в палача. Его месть Екатерине была попыткой излечить старую рану, доказав себе, что теперь он — сильный, тот, кто держит нити, а не тот, за чьи нити дёргают.

Е.А. Сушкова
Е.А. Сушкова

Но в этой победе не было ничего светлого, только ядовитый пепел. Он отомстил не столько ей, сколько призраку своего юношеского «я», и в этом акте самоутверждения проявилась вся тёмная сторона его гения — безжалостная наблюдательность, талант манипуляции и неумение прощать, граничащее с жестокостью.

Для Сушковой же эта история стала травмой, изломавшей её жизнь. Она вышла замуж гораздо позже, за человека, которого не любила, и до конца дней в своих мемуарах пыталась оправдаться и объяснить, как её, опытную кокетку, смог провести этот «злой гений». Их история не о любви, а о власти, боли и той цене, которую платит гений, когда направляет весь огонь своей души не на творчество, а на разрушение.

Е.А.Сушкова
Е.А.Сушкова
"Теперь я не пишу романов — я их делаю. — Итак вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство Сушковой заставило меня пролить пять лет назад...Но мы все-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки" - написал Лермонтов в своём дневнике, а позже посвятил Екатерине 11 стихотворений...

Михаил Лермонтов – нарцисс в багровом мундире? Напишите комментарий!

Подпишитесь на новости канала и поддержите статью лайком!