Найти в Дзене
NOTA BENE

Melodious Thunk

Melodious Thunk Телониус Монк-один из самых исполняемых джазовых композиторов ХХ века. Впереди можно поставить только Дюка Эллингтона. Вместе Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи он считается одним из основателей стиля джаза Бибоп. Телониус Монк родился 10 октября 1917 года в Северной Каролине, США. Вместе с родителями в возрасте четырех лет переехал в Нью-Йорк. В 6 лет начал заниматься музыкой, разучивая джазовые пьесы наряду с работами Листа, Шопена и Рахманинова. В 20 лет Телониус устраивается пианистом в один из лучших клубов Манхэттена. Зарплата была небольшая, но зато он практиковал и вырабатывал свой стиль. Этот клуб часто посещали Паркер и Гиллеспи, чтобы послушать его музыку. Он стал частью их команды, революционеров-бибоповцев. Но все равно оставался в тени своих сподвижников. И бибопером так и не стал. Он отдельный. В своих импровизациях он брал несколько диссонирующих аккордов, развивал тему и заканчивал композицию , как правило, на две октавы выше, оставляя слушателей в недоу

Melodious Thunk

Телониус Монк-один из самых исполняемых джазовых композиторов ХХ века. Впереди можно поставить только Дюка Эллингтона. Вместе Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи он считается одним из основателей стиля джаза Бибоп.

Телониус Монк родился 10 октября 1917 года в Северной Каролине, США. Вместе с родителями в возрасте четырех лет переехал в Нью-Йорк. В 6 лет начал заниматься музыкой, разучивая джазовые пьесы наряду с работами Листа, Шопена и Рахманинова.

В 20 лет Телониус устраивается пианистом в один из лучших клубов Манхэттена. Зарплата была небольшая, но зато он практиковал и вырабатывал свой стиль.

Этот клуб часто посещали Паркер и Гиллеспи, чтобы послушать его музыку. Он стал частью их команды, революционеров-бибоповцев. Но все равно оставался в тени своих сподвижников. И бибопером так и не стал. Он отдельный.

В своих импровизациях он брал несколько диссонирующих аккордов, развивал тему и заканчивал композицию , как правило, на две октавы выше, оставляя слушателей в недоумении. Паркер и Гиллеспи позаимствовали у него систему аккордов и стиль. На этом сотрудничество закончилось. В 1944 году Бибоп достиг пика популярности, но Монк так и не получил признание публики.

Большой(рост191см), нелепый, вечно находящийся под воздействием каннабиса и Бурбона, Телониус прошел по жизни так, как и выглядел: замкнуто, неуверенно и неловко. Если бы не жена, точно бы стал бомжом и , в принципе, оставался бы доволен жизнью.

Однажды он нашел себе покровительницу баронессу Панноники де Кенигсвартер( из рода Ротшильдов), которая взяла его под свою опеку. Гигантский, пьющий по литру виски в день, ребенок-гений устраивал баронессу как экзотический экспонат для поместья. Но Телониус воспринял это по-другому. Это была возможность играть для себя и так, что никто не будет пялиться. Он перестал давать концерты, записываться. Он начал играть для себя и так провел в этом поместье до самого своего конца 1982года, 8 лет.

Его музыка была рванной и прерывистой. Руки за фортепиано держал неправильно, водя ладонями параллельно клавишам. Критики считали его дилетантом. Промоакции его альбомов тоже были такими же, как и он.

Прохожие воспринимали эту музыку как рекламу религиозной секты и разбегались.

Зато теперь считается, что он изобрел Бибоп, основанный на сложной импровизации, жесткий и резкий стиль джаза.

И еще его композиция Round Midnight признана самым записанным джазовым стандартом, сочиненным одним исполнителем с сотнями версий исполненных музыкантами разных поколений. 

Монк был четвертым джазовым музыкантом попавшим на обложку Times.

У Монка была своеобразная привычка танцевать, когда выступали другие музыканты. И еще, как все джазмены он выбрал себе прозвище Sphere(Сфера), как антоним Square(Квадрат), которым в годы его молодости называли людей консервативных взглядов.

Thelonious Sphere Monk, Телониус Сфир Монк, так стало звучать его имя.

А еще у него было нежно-ироничное прозвище, которое придумала его жена Нелли Смит-Melodious Thunk(Мелодичный Грохот).

Но сколько не говори халва, во рту слаще не станет. И сколько не говори о музыканте, чтобы его понять, надо слушать.

NOTA BENE