Размышления порождают ересь.
Ересь порождает возмездие.
Что случится, если Императора не станет?
Большинство получает ответ на этот вопрос в виде подзатыльника где-то в очень юном возрасте. И довольно быстро понимают, что догмы Имперского Культа – не что-то, что стоит подвергать сомнению. Спрашивать подобное уже в зрелом возрасте – не только навлекать на себя внимание силовиков всех мастей, но и способ стать изгоем, а то и врагом для всех своих соседей.
Интересно, что даже получив все эти проблемы и, вероятно, погибнув, любопытствующий нисколько не приблизится к ответу.
Допустим, что любопытство охватит кого-то, кому многое сходит с рук. Эксцентричного аристократа, которого никто не воспримет всерьёз, но с которым стоит разделить праздную беседу. Что сможет разузнать столь привилегированный член общества? На удивление всё так же немного. Беспокойное и бессвязное бормотание собеседников, а в лучшем случае – вариацию на тему «без Него мы все сгинем во тьме!».
Но раз мы всё же хотим получить ответы и уже прикоснулись к ереси, можем сформулировать вопрос несколько иначе:
Для чего нам нужен Император?
И такой вопрос не простят уже никому. Разве что самые безумные или обладающие максимальной возможной полнотой информации могут приблизиться к ответам на него.
- Император – совершенно точно не «император». Не правитель Империума. Сто веков верховная власть принадлежит Лордам Терры – совету регентов, управляющих от Его имени. Об этом знают те, кому посчастливилось иметь хорошее образование.
- Император защищает. Это знают все. Экклезиархия об этом заботится и делает это со всем старанием. Но что именно это значит, как работает и как это измерить – решительно непонятно.
- Император направляет. И это уже знание не для всех. Навигаторы, санкционированные мутанты-аристократы, а через них – старшие офицеры флота знают, что без императора не будет межзвездных путешествий. И это, наконец, первая – «осязаемая» функция Императора. Когда навигатор, которому доверяешь свою жизнь и душу, говорит про «сгинуть во тьме» - воспринимаешь это серьезно. Особенно учитывая данные об утерянных, а иногда и найденных кораблях.
- Император требует. Не десятину, нет, этим занимается специальное подразделение. Обычная административная работа под руководством регентов. Нет, Император требует псайкеров. Никто не хочет об этом говорить, но черные корабли прилетят, и лучше бы вам отдать им весь «урожай». А те псайкеры, что станут астропатами и вернутся, заявляют, что могут выполнять свои функции только благодаря своей связи с Императором.
Вся эта информация разом может быть в распоряжении разве что планетарных губернаторов и выше. И даже им крайне нежелательно делать вывод, что Император взаимодействует лишь с мутантами и колдунами. Это точно не принесет никому спокойствия и удовлетворения.
Однако, если сделать еще шаг навстречу ереси, можно уверенно сказать, что Император – транспорт и связь. Инфраструктура. Если его не станет – не будет ни торговли, ни военных подкреплений, ни способа молить о помощи. И без него Империум действительно перестанет существовать, сгинет во тьме.
Черта, которую (не) стоит переступать.
Хорошо, что эти все размышления – лишь пустые беспокойства. Император вечен на Золотом Троне, и с Ним не может ничего случиться. Так ведь?
Но почему тогда Он – «мученик, страдающий ради всего человечества»? Почему Его символ – череп? Разве не был он смертельно ранен архидьяволом (архипредателем, Хорусом)? Разве Золотой Трон не поддерживает в Нем жизнь? Разве поток псайкеров на Терру не необходим для Него самого?
Не кажется ли после всех этих откровений вечность Императора несколько условной? И что с этим всем делать? И раз существование Империума, а значит, и выживание человечества полностью от него зависит, не нужно ли позаботиться о новом императоре? Просто на всякий случай, вдруг с Императором что-то случится.
А главное – кому по силам эта задача? Разве что Лорды Терры могли бы, если б это не выглядело как попытка узурпации власти. Но есть одна организация с абсолютными полномочиями, ведь всего меньшего будет недостаточно. Инквизиция. Единственная организация, не ограниченная ничем в деле сохранения Империума. И кому, как не Инквизиции предотвратить потенциальный крах человечества?
Для совершения немыслимого Инквизиции понадобятся баснословные ресурсы: обеспечить доступ к Золотому Трону, заручиться поддержкой Лордов Терры… Регенты горели на кострах, половину населения Терры предали казни, внутренний раскол в Инквизиции привел к немыслимым по масштабам чисткам. Аутодафе не только на всю Терру, но и охота на каждого, кто поддерживал или мог поддерживать дворцовый переворот, по всему Империуму. Благие намерения, конечно же, не убедили более праведных служителей Инквизиции.
Это случилось в M32. Заговорщиков заклеймили «хорусианцами» (ведь знаете, кто еще хотел сменить Императора?), архивы закрывали и сжигали, а Экклезиархия получала всё больше власти. Никто не должен был прийти к тем же выводам. Никогда. Ни у кого не должно было возникнуть и подобной мысли.
И тем не менее…
Будь сильным в своём незнании.
Археологи продолжают исследовать древние архивы. Кто по незнанию, а кто и алча запретных знаний. Цепочка размышлений, ведущая к этой ереси, всё равно доступна всякому, кто имеет доступ к полной картине функционирования Империума. И неизбежно вычищение «хорусианцев» повторялась далеко не один раз.
Пока в M35 не возникла альтернатива. Учение торианцев. Они верят, что Себастьян Тор был вместилищем воли и духа Императора. И не он один. И это открывает новые возможности ко спасению человечества.
Святые. Святые возникают по всему Империуму в самые темные времена. Кто они, как ни сосуд для духа Императора, что позволяет Ему вершить Свою волю? Конечно, люди слабы. Они – несовершенны и не могут вместить всю Его силу. Но если найти или создать идеальное вместилище – в нем Император сможет полностью переродиться и вновь ходить среди людей.
Сомнительно, что торианцы размышляют о логистике и связанных с Императором астропатах. Они действуют в рамках церковного учения, пусть и радикального, но пытаются решить всё ту же задачу. Возродить Императора. Спасти человечество. Изучить условия возникновения святых, предсказать появление исключительно сильного из них или самостоятельно создать идеальный носитель для божества, чтобы перенести в него Его силу и дух.
Паладины и алхимики неограниченной власти. Фанатики, готовые на всё для возрождения Императора.
Выживание любой ценой.
Знание без веры сделает из человека умного еретика.
И эти самые торианцы никуда не годятся. Они видят проблему, но отказываются сделать необходимое, даже если от этого зависит существование человечества.
Алхимия, предсказания, сосуды для божественных сущностей. Они заигрывают с варпом, но не желают этого признавать. А значит не используют все возможности. Нельзя спасти человечество, выбирая методы, пытаясь не запачкаться и остаться «праведными».
Еще Малкадор показал, что для замены Императора нужен мощный псайкер. И пока вы ищите «святого», вы проводите отбор не по тем критериям. Не обязательно, чтобы он был «чист». Главное, чтобы он был способен выполнить свою функцию. И да, святые появляются во времена тягот – когда завеса между реальностью и варпом истончается, пробуждается множество псайкеров. Надо лишь угадать момент и заполучить подходящего.
Так и гадания торианцев, имперское таро – лишь один из доступных инструментов. По всему Империуму и за его пределами люди, и не только, проводят свои ритуалы для предсказаний. Это технология. Варп-технология. И необходимо использовать все доступные инструменты, чтобы решить эту задачу. Ибо усилий торианцев явно недостаточно.
Алхимия, идеальный сосуд? Торианцы готовы предать святых вивисекции в своей одержимости «чистотой». Хех, одержимости. Именно одержимость варп-сущностями – ключ к пониманию, как это работает. Нельзя выбирать лишь то, что нравится, когда исследуешь комплексное явление.
Мы должны обуздать варп, насколько это возможно. Отработать технологии, которые позволят поддерживать Астрономикон и межзвездную связь в отсутствие Императора. Восстанет Он и будет ходить среди нас или же нет – не важно. Необходимо обеспечить выживание человечества. Пусть даже мы будем прокляты и названы «хорусианцами».
Хорусианские войны.
Задача, стоящая перед обеими течениями Инквизиции, поистине неподъемна. Объем ресурсов, необходимый для ее выполнения, далеко выходит за пределы доступного любой организации. Возможность контролировать весь Империум, чтобы вовремя отреагировать на редчайшее событие – появление подходящего кандидата, абсолютно недостижима. В галактике, где целые миры десятки лет ожидают помощи, заметить одного человека практически невозможно.
Так что это игра не для скромных детективов с небольшой командой. Целые конклавы влиятельных инквизиторов объединяют свои силы, свои многотысячные шпионские сети, ресурсы субсекторов и целые крестовые походы, чтобы охватить самые многообещающие области.
Там, где не справляются силы правопорядка, шпионы и соглядатаи, на помощь приходят сверхъестественные методы. Но человечество не обладает надежными способами предсказания будущего. Ни официальными, ни… несколько неортодоксальными.
Хуже того, обе ветви Инквизиции привлекают одни и те же места. Зачастую – театры боевых действий. Инквизиторов не заботит на них ни победа, ни поражение. Лишь сбор данных, отбор потенциальных кандидатов, эвакуация многообещающих образцов. А также, немаловажно – уничтожение потенциальных конкурентов.
Ибо торианцы видят в хорусианцах худший вид ереси – своих падших коллег, инквизиторов, спутавшихся с варпом. Тогда как более радикальное течение не может позволить «твердоголовым» неэффективным собратьям расстроить свои планы.
Но самое худшее, что столкновения не ограничиваются полевой работой. Происходит полноценная холодная война внутри Инквизиции. И единственное, что мешает ей стать открытым конфликтом – отсутствие конкретных владений у обеих сторон. Так что Империуму повезло, что его спасители ограничиваются лишь уничтожением объектов друг друга, чистками, шпиономанией и срывом планов и маневров, включающих в себя миллиарды человек и неисчислимые ресурсы.
Всё ради спасения человечества. И ради Императора, кем бы он ни стал.
Что почитать.
Неожиданно, цикл «Хорусианские войны» Джона Френча. Как мне кажется, ему удалось идеально передать нечеловеческую природу Инквизиции. Это не уютный Эйзенхорн Абнетта с приключениями горстки талантливых друзей. Это столкновение безжалостных разведывательных управлений и частных армий, переплетение шпионских сетей и заговоры, в которых роль личности меркнет, если эта личность не отбросит всё человеческое, став идеальным инструментом. Ставки высоки как никогда, гримдарк зашкаливает, Warhammer 40000 во всём своём противоречивом величии.
А затем – «Крипты Терры» Криса Райта. Что делают два шага назад, ближе к камерным расследованиям отдельных детективов, но сохраняют элементы той же атмосферы. А главное – переворачивают вверх дном все цели «хорусианских войн».