Найти в Дзене
Авто Mail

50 лет «Пятиногому зверю»: легендарный двигатель Audi уходит на покой

В мире, где автопроизводители вынуждены заниматься электрификацией, один двигатель остается последним бастионом уникальности. Речь о рядном пятицилиндровом агрегате Audi. В 2026 году этот знаковый мотор отметит свой золотой юбилей — 50 лет с момента создания. Однако, как шепчутся в кулуарах, этот юбилей может стать прощальным — все вынуждены переходить на электротягу. На сегодняшний день Audi является последним в мире производителем, сохранившим в своей линейке пятицилиндровый двигатель, сделав его своей визитной карточкой, подобно оппозитной «шестерке» Porsche или рядной «шестерке» BMW. История «пятерки» началась в 1976 году с выпуска Audi 100. Производитель, стремившийся вывести модель в премиум-сегмент, столкнулся с дилеммой: четырехцилиндровые моторы были недостаточно мощными, а шестицилиндровые — слишком громоздкими и тяжелыми, что нарушало бы управляемость нового седана. Вдохновившись пятицилиндровым дизелем Mercedes-Benz, инженеры Audi разработали бензиновый агрегат объемом 2144
Оглавление

В мире, где автопроизводители вынуждены заниматься электрификацией, один двигатель остается последним бастионом уникальности. Речь о рядном пятицилиндровом агрегате Audi. В 2026 году этот знаковый мотор отметит свой золотой юбилей — 50 лет с момента создания. Однако, как шепчутся в кулуарах, этот юбилей может стать прощальным — все вынуждены переходить на электротягу.

На сегодняшний день Audi является последним в мире производителем, сохранившим в своей линейке пятицилиндровый двигатель, сделав его своей визитной карточкой, подобно оппозитной «шестерке» Porsche или рядной «шестерке» BMW.

Рождение компактной мощи — 1976 год

История «пятерки» началась в 1976 году с выпуска Audi 100. Производитель, стремившийся вывести модель в премиум-сегмент, столкнулся с дилеммой: четырехцилиндровые моторы были недостаточно мощными, а шестицилиндровые — слишком громоздкими и тяжелыми, что нарушало бы управляемость нового седана.

Вдохновившись пятицилиндровым дизелем Mercedes-Benz, инженеры Audi разработали бензиновый агрегат объемом 2144 см³ на базе фольксвагеновского семейства EA827. Этот мотор, развивавший 136 л.с., идеально сочетал в себе мощность и компактность, обеспечив Audi 100 место под Солнцем. Первые Audi 100 с шильдиком 5E появились на дорогах уже в марте 1977 года.

От скромного атмосферника до монстра ралли

В 1979 году появилась турбированная версия мотора — на Audi 200 5T (170 л.с.), но настоящего монстра его сделали годом позже, в 1980 году.

Передавая крутящий момент на колеса через систему полного привода Quattro, 2,1-литровый турбированный пятицилиндровый агрегат мощностью 200 л.с. стал сердцем знаменитого Audi Quattro.

   Audi Quattro
Audi Quattro

Именно этот мотор, благодаря своей надежности, выносливости и мощности, привел бренд к победам в ралли. В золотую эпоху 1980-х годов его мощность варьировалась от 360 л.с. в раллийном Quattro A2 до ошеломляющих 720 л.с. в легендарном болиде 90 Quattro IMSA GTO.

Вплоть до конца 1990-х годов мотор был основой для множества версий двигателей: от экономичных дизельных TDI до культового агрегата, установленного на переднеприводный спорт-универсал RS2 (315 л.с.), разработанный совместно с Porsche.

Однако к 1997 году рационализация в Volkswagen Group вынудила Audi отказаться от «пятерки» в пользу более массовых четырех- и шестицилиндровых двигателей.

Второе пришествие

В 2009 году Audi представила совершенно новый 2,5-литровый турбированный пятицилиндровый двигатель с непосредственным впрыском. Дебютировав в TT RS (340 л.с., 450 Нм), этот мотор мгновенно завоевал сердца фанатов благодаря своему уникальному, харизматичному звучанию, обусловленному особенным порядком зажигания (1−2−4−5−3).

В дальнейшем мотор стал визитной карточкой компактных спортивных моделей Audi, включая RS 3 Sportback и RS Q3. Современная версия развивает внушительные 400 л.с. и 500 Нм.

   Audi Q3
Audi Q3

Audi RS 3 (в кузове седан и хэтчбек) и RS Q3 являются последними носителями этого прославленного мотора.

Audi готовит красивое прощание с мотором. К 50-летию двигателя в 2026 году будет представлена лимитированная форсированная версия Audi RS3 GT.