Искусство — весьма субъективная материя. И даже если вы такой эстет, что наизусть помните все роли Мэрил Стрип или Андрея Мирнова, смотрели все фильмы, получившие Оскар и долгими зимними вечерами стараетесь расшифровать «смыслы» сложных шедевров европейского кинематографа, то, увы, вся эта великолепная попытка лишь превращает вас в информированного человека, который любит кино. И да, когда у вас появляется та самая «насмотренность» опытных зрителей, вы даже можете производить вполне себе экспертные заключения, сравнивая различные сериалы и картины друг с другом. И тем не менее, у вас вряд ли получится назвать причину, в силу которой некоторые люди (и их довольно много, кстати говоря), не разделяют ваше восхищение таким дорогим и невероятно интересным сериалом как «Война престолов», а предпочитают ему не менее интересный, но все же гораздо более простой сериал… эээ… ну, например, «Спартак».
Не удивительно, что ожесточенные прения сторон по поводу того должны ли режиссеры в своих фильмах скрупулезно придерживаться текста книг, которые являются «первоисточниками художественного слова», или имеют право создать свою версию произведения, иногда отличающуюся оригинала как день и ночь, случаются до сих пор. В списке ниже вы найдете сериалы, названия которых наверняка уже где-то встречали. Но вот что интересно: все они относятся к тем редким примерам, когда шоу оказывается гораздо более захватывающим и интересным, чем оригинальная книжка. Или мне так только кажется?
Altered Carbon // Видоизмененый углерод
Оригинальный роман Ричарда К. Моргана, по которому было снято два сезона одноименного сериала, познакомил читателей с залитым неоном киберпанковским будущим Такеши Ковача (в сериале его играют Юэль Киннаман и Энтони Маки). Про книжку говорили, что она перегружена событиями и двумя соседствующими глобальными историями, каждая из которых тянула одеяло на себя, таким образом снижая градус драматического развития. И потому адаптация сюжета книги Netflix оказалась очень убедительной. Компания прислушалась к критике и сделала фабулу более компактной и детализированной. Дополненная невероятным визуалом, вездесущим киберпанковским неоном и отличным дизайном фантастической вселеной, детективная история заиграла всеми своими захватывающими гранями. И пользователи по достоинству оценили трактовку сериала «Видоизмененый углерод», отмечая, что их покорила не только фантастическая во всех смыслах этого слова атмосфера сбалансированного экшена и «криминального нарратива», но также отличная актерская работа Джоэла Киннамана («Робокоп», «Код доступа «Кейптаун»)
Station Eleven // Станция Одиннадцать
Эта очень успешная мини-серия от HBO по не менее популярной книге Эмили Сент-Джон Мандел, которая тем не менее получила широкую известность только среди любителей постапокалиптической фантастики. И многие читатели находят экранизацию более захватывающей и даже детализированной, особенно когда речь заходит о подробно выписанных характерах, играющих важную роль в повествовании.
«Станция Одиннадцать» представляет собой исследование человеческой природы в условиях безжалостного эксперимента, когда планета оказалась поражена смертельным вирусом. Героями повествования становятся участники театральной труппы под ироничным названием «Дорожная симфония». И уже один этот факт намекает нам о том, что «Станция Одиннадцать» не вписывается в привычные клише постапокалиптических драм. И действительно, сюжет мини-серии не линейный и постоянно перемещается по временным пластам до и после произошедшей катастрофы. Такой прием, конечно, можно встретить в большом количестве фильмов и сериалов, в том же «Рай», к примеру, но в данном случае подобные прыжки из благополучного прошлого в невыносимое настоящее кажутся по-настоящему осмысленными и яркими одновременно.
Любителей героических драм и фантастических «ужастиков» «Станция Одиннадцать» безусловно разочарует. Ее герои не сражаются с монстрами, но просто пытаются строить новую жизнь, ища отдохновения и спокойствия в том мире, что остался в живых благодаря их знаниям и увлечениям, то есть в искусстве. Они черпают силы в Шекспире и, подобно средневековым менестрелям бродят по территории, когда-то считавшейся Канадой, напоминая людям о том, что «просто выживать недостаточно». Загадочная «Антенна», комикс «Станция 11» и судьбы персонажей мини-серии находятся в определенной связи, природа которой по закону жанра раскрывается только к концу всей истории.
Роман Station Eleven стал бестселлером в 2014 году. А в 2022 году многие зрители, которые решили посмотреть мини-серию после прочтения книжки, были в восторге от кино, в частности еще и потому, что «мир книги на экране оказался гораздо ярче, чем они его себе представляли».
Snowpiercer // Сквозь снег
На этот раз основой для кино стал французский комикс «Le Transperceneige» Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта. Или, как иногда говорят сегодня, графический роман. В 2013 году Пон Джут Хо снял фильм, а в 2020 год появился сериал.
Фабула сама по себе довольно экстравагантна, но в своей невероятности парадоксально привычна для любителей комиксов. Земля стянута панцирем ледникового периода. Человечество пало в борьбе с холодом. Немногочисленные выжившие стали пассажирами длинного поезда, серебряной змеей безостановочно скользящего по поверхности планеты. Внутри поезда мир сохранил свои «социальные привычки». Есть жесткое разделение на классы. В люксовых передних вагонах едут богатые, а в разваливающихся холодных вагонах пытаются существовать бедняки.
Сериал «Сквозь снег» по мнению многих критиков оказался удачным и интересным даже для тех зрителей, что предпочитают солидные комиксы развлекательному кино. Благодаря художественному формату и снявшимся звездам (Дженифер Коннелли, Шон Бин и т.д), кино удалось гораздо более подробно обрисовать обстановку «общества на поезде», раскрыть социальные противоречия и противостояние героев, в то время как оригинальный авторский источник опять же в силу законов жанра был не слишком приспособлен к такого рода драматическим акцентам.
The Expanse // Пространство // Экспансия
Огромная франшиза, включающая в себя серию романов и их экранизацию в виде популярного одноименного сериала. События в ней охватывают довольно обширный промежуток времени. Место — колонизируемая человечеством Солнечная система, в которой сталкиваются интересы дорожащих своей независимостью жителей Пояса астероидов и находящихся на грани открытого конфликта обитателей Земли и Марса.
Оказавшись на экране, «Пространство» заиграло новыми красками. И снова дело оказалось в формате, позволившим создателям сериала и играющим в них актерам Джеймсу Холдену (Стивен Стрейт), Наоми Нагате (Доминик Типпер) и Крисьен Авасарала (Шоре Агдашлу) «вылепить» образы своих героев гораздо более подробно и в деталях показать драму не только планетного масштаба, но и подчеркнуть личностные конфликты персонажей эпопеи, в которой детектив и военная драма переплетается с внезапной комедией. Словом, не знаю как вам, но мне временами «Пространство» напоминало такой, знаете ли, «утяжеленный» вариант известного всем любителям фантастических сериалов «Светлячка».
Silo // Укрытие
Серия Хью Хоуи начиналась как самостоятельно изданные повести. Но затем разрослась в ставшую бестселлером трилогию с названиями «Иллюзия», «Смена» и «Пыль». Совсем как убежища из сериала, которые тоже поначалу казались единственными в своем роде, но затем превратились лишь в частные случаи целой системы из многих защитных сооружений. Процесс объединения оставил в литературном источнике свои специфические следы в виде так и не ставших единым целым разрозненных историй, а также быстро возникающих и не менее молниеносно исчезающих персонажей. Сценаристам «Укрытия» удалось исправить такое положение вещей, создав свое зеркало напряженной антиутопии.
Мне трудно быть объективным, так как в «Укрытии» играет неподражаемая Ребекка Фергюсон. Хорошо, что на свете есть кинокритики, которые пишут, что героиня актрисы Джульетта Николс, которая, кстати говоря, была лишь одним из не слишком заметных героев литературной трилогии, также, впрочем, как и Шериф Холстон (Дэвид Ойелоуо), в сериале превратилась в центральный персонаж. Характеры обоих протагонистов показаны очень подробно. Мы видим перед собой реальных людей и по большей части понимаем мотивы, которыми они руководствуются в своих поступках. Эмоциональная «эволюция» героев не только дополняет постапокалиптический антураж «Укрытия», но и становится одним из фундаментов успешности сериала среди любителей хороших экранизаций. И в случае с «Silo» фактически ни у кого не возникает сомнений в том, что сериал оказался красочнее, образнее и детальнее, а значит лучше слегка разрозненного литературного оригинала.