Найти в Дзене
Культуру - в массы!

Тайна конюшен Леона Манташева

Дважды с различными экскурсиями мне приходилось бывать у здания конюшен Леона Манташева, любоваться его завешенным сеткой фасадом в стиле необарокко с башенкой- бельведером наверху и флагштоком. Леон Манташев был одним из сыновей армянского богача-нефтепромышленника Александра Манташева и мог себе позволить. Хотя он был картёжником, ему определённо везло. За одну ночь он выиграл в карты у Рябушинского виллу "Чёрный лебедь", расположенную тут же поблизости, в Петровском парке. Также Леон Александрович был заядлым лошадником, делал крупные ставки на ипподроме. У него было двести собственных скаковых лошадей, для которых он и решил выстроить конюшни. Для работы над проектом он пригласил архитектора-армянина из Мелитополя Аршака Измирова, а тот привлёк себе в помощь молодых архитекторов Весниных. Дополнительную информацию о проекте можно узнать на выставке в МУАР (музее архитектуры), где до 1 февраля 2026 года проходит выставка в здании Аптекарского приказа "Архитекторы братья Веснины.

Дважды с различными экскурсиями мне приходилось бывать у здания конюшен Леона Манташева, любоваться его завешенным сеткой фасадом в стиле необарокко с башенкой- бельведером наверху и флагштоком.

Леон Манташев был одним из сыновей армянского богача-нефтепромышленника Александра Манташева и мог себе позволить.

Хотя он был картёжником, ему определённо везло. За одну ночь он выиграл в карты у Рябушинского виллу "Чёрный лебедь", расположенную тут же поблизости, в Петровском парке.

Также Леон Александрович был заядлым лошадником, делал крупные ставки на ипподроме. У него было двести собственных скаковых лошадей, для которых он и решил выстроить конюшни.

Для работы над проектом он пригласил архитектора-армянина из Мелитополя Аршака Измирова, а тот привлёк себе в помощь молодых архитекторов Весниных. Дополнительную информацию о проекте можно узнать на выставке в МУАР (музее архитектуры), где до 1 февраля 2026 года проходит выставка в здании Аптекарского приказа "Архитекторы братья Веснины. Начало".

Строительство конюшен было закончено в 1914 году.

Фасад здания, как и фасад виллы «Чёрный лебедь», украшен вензелем Манташева — «ЛМ». Если смотреть сбоку, видно, что герб выполнен в виде конской головы. По бокам здания находились парные пристройки, сзади — служебный двор, где размещались собственно конюшни.

-2

Вот такая внушительная конструкция была: с огромной аркой в главном доме, с флигелями по бокам, внутренним двором, где располагались конюшни и домом, где жили жокеи.

После революции 1917 года Леон Манташев эмигрировал во Францию. Конюшенный комплекс был национализирован, и в 1920-х годах в нем разместился гараж Москоммунхоза.

-3

К концу 1980-х весь комплекс сильно обветшал.

-4

Затеяли реконструкцию. Из резервного фонда Правительства Российской Федерации было выделено 5 млн рублей на это мероприятие.

-5

Десять лет реконструировали, умудрясь снести боковые флигели. Предполагалось воссоздать их в других материалах, но этого не сделали. Зато во дворе дома выстроили огромную ужасную крышу, предтечу театра, которому не суждено было осуществиться, ибо деньги кончились.

Вот такую хрень постороили. Фото из интернета.
Вот такую хрень постороили. Фото из интернета.

Гигантская конструкция стоит нерушимо, а сам памятник за это время приходит в запустение. Незаконный проект разработан в Институте «Моспроект-4». Финансирование проекта началось в 1997 году, но вскоре прекратилось. Территория сдавалась предприятиям автосервиса.

В 1999 году здание передано на баланс Театра классического балета Касаткиной и Василёва. Уличный корпус занимает детская балетная школа. В 2006 году Правительство Москвы решило по суду расторгнуть договор с Театром за неосвоение участка. В ответ Театр (учреждение федеральной подчинённости) поставил под сомнение принадлежность памятника городу. С тех пор на месте ничего не изменилось. В предмет охраны памятника входит «соотношение застроенных и незастроенных пространств», что позволяет разобрать каркас и воссоздать утраченные постройки.

Проход через арку для посетителей исключён. Да вообще никак не попадёшь на территорию. И вдруг появилась возможность попасть во внутренний двор и во внутрь главного дома. Там на третьем этаже здания некое художественное объединение устроило выставку под названием "Серый вигвам". Нас, любителей архитектуры, конечно, мало интересовала выставка. Я сразу пошла осматривать внутренний двор, пока не стемнело. И вот что увидела:

Во дворе мы увидели обшарпанные здания в аварийном состоянии и убогие поделки современного так называемого "искусства".

-10

Внутри здания вся лестница увешана афишами и фотографиями Касаткиной и Василёвой. Здание вроде бы функционирует, театр выступает, но конюшням не легче, они разваливаются и опять фасад завешен тряпкой.

Руководители театра умерли. Что дальше ждёт конюшенный комплекс Манташева, неизвестно и непонятно. Тайна за семью печатями. Очевидно только одно: пора изъять у театра Касаткиной и Василёва здания, потому как они не справляются с содержанием ни зданий ни территории. Просто ужас.

А вы как думаете?