Найти в Дзене
История в личностях

Почему Пушкин в 22 года переиначил библейский сюжет и потом отрекся от него

Представьте, каково это - в юности набросать стихи, которые вдруг перевернут твою жизнь с ног на голову. Я всегда удивляюсь, глядя на Пушкина, потому что он для нас теперь вроде иконы, а когда-то был просто молодым парнем, полным идей и проказ. Взять ту же "Гавриилиаду" - поэму, которую он, видимо, сочинил в Кишиневе, в Молдавии, где тогда тусовался. Ему всего 22, а уже такая смелость в переосмыслении библейского Благовещения. Архангел Гавриил является Марии не просто с вестью, а с соблазном, да еще и Сатана в образе змея подключается, напоминая о райском грехопадении. Это как если бы сегодня кто-то взял классику и добавил перчинки, чтобы встряхнуть всех вокруг. Конечно, в те времена такое не могло пройти незамеченным. Поэма расходилась по рукам в списках, без официального издания, и стиль Пушкина выпирал отовсюду - те же ритмы, что в его других вещах. Друзья, вроде Вяземского, переписывались об этом, цитировали отрывки, называя "прелестной шалостью". Но шалость обернулась бедой, когд

Представьте, каково это - в юности набросать стихи, которые вдруг перевернут твою жизнь с ног на голову. Я всегда удивляюсь, глядя на Пушкина, потому что он для нас теперь вроде иконы, а когда-то был просто молодым парнем, полным идей и проказ. Взять ту же "Гавриилиаду" - поэму, которую он, видимо, сочинил в Кишиневе, в Молдавии, где тогда тусовался. Ему всего 22, а уже такая смелость в переосмыслении библейского Благовещения. Архангел Гавриил является Марии не просто с вестью, а с соблазном, да еще и Сатана в образе змея подключается, напоминая о райском грехопадении. Это как если бы сегодня кто-то взял классику и добавил перчинки, чтобы встряхнуть всех вокруг.

Конечно, в те времена такое не могло пройти незамеченным. Поэма расходилась по рукам в списках, без официального издания, и стиль Пушкина выпирал отовсюду - те же ритмы, что в его других вещах. Друзья, вроде Вяземского, переписывались об этом, цитировали отрывки, называя "прелестной шалостью". Но шалость обернулась бедой, когда в 1828 году донос дошел до властей. Сам Николай I велел разобраться, и вот Пушкина тащат на допрос. За кощунство могли и в тюрьму, и в ссылку, и хуже. Он сначала все отрицал, даже свалил на покойного Горчакова, чтобы не подставлять живых. А потом, когда царь лично вмешался и потребовал правды, написал то письмо: мол, да, моя это работа, из 1817 года, когда мне было всего семнадцать. Может, приуменьшил возраст, чтобы разжалобить, но сработало - император простил.

А теперь подумайте, как это перекликается с тем, что творится сейчас в искусстве. Возьмем, к примеру, современных писателей или художников, которые в молодости экспериментируют с табу, а потом жалеют. Я вспоминаю случай с одним моим знакомым литератором - он в студенчестве написал сатиру на церковные обычаи, разослал друзьям, и через годы это всплыло, когда он уже стал известным. Пришлось извиняться публично, чтобы не потерять репутацию. Похоже на Пушкина, правда? Или вот статистика из мира литературы: по данным архивов, в XIX веке в России цензура душила около трети рукописей с религиозными мотивами, заставляя авторов переписывать или прятать. Это добавляет понимания, почему Пушкин потом стал осторожнее - в поздних работах, как в "Пророке" или "Анчаре", он касается веры, но уже без насмешек, строго по канонам.

Интересно, что некоторые критики видят в "Гавриилиаде" не просто бунт, а юмор эпохи Просвещения, эхо Вольтера с его "Орлеанской девственницей". Пушкин даже в 1837 году, перед дуэлью, намекнул на это в мистификации о Жанне д'Арк, где писатель отрекается от скандальной поэмы. Может, это его способ подмигнуть: мол, все мы в юности грешим идеями. Но с другой стороны, есть мнение, что такая вольность вредила обществу, подрывая традиции - консерваторы того времени твердили, что это ведет к вольнодумству и крамоле. Я лично думаю, это как раз показывает эволюцию: от легкомысленного юноши к зрелому гению, который понял цену слов.

Кстати, после революции 1917-го поэму наконец издали целиком, под редакцией Брюсова, в эпоху атеизма. А сегодня? В цифровую эру такие вещи распространяются мгновенно, и скандалы разгораются быстрее. Вспомните недавние дебаты о свободе слова в соцсетях - посты с иронией над священным могут собрать миллионы просмотров, но и вызвать волну осуждения. Это заставляет задуматься: а если бы Пушкин жил сейчас, написал бы он что-то подобное в блоге? Наверняка, но с оглядкой на аудиторию. В конце концов, его опыт учит, что творчество - это не только вдохновение, но и ответственность.

Поделитесь в комментариях, что вы думаете о таких шалостях великих? Может, у вас есть похожие истории из жизни?