По календарю уже зима, но за окном глубокая осень. Одним из первых серых декабрьских дней небольшой десант представителей Cообщества Московских блогеров МоскваЛюблю отправился в Этномир, чтобы сменить городские джунгли на оазис небольших уютных строений с гостеприимными хозяевами внутри.
Территория Этномира в Калужской области занимает 140 гектаров. Немного статистики из интернета: 40 видов национальных жилищ разных народов; 120 жанровых скульптур и бюстов великих людей; 15 музеев; 16 ресторанов; несколько десятков творческих мастерских; 15 этнических отелей. За один день эту статистику не охватить.
Приезжая сюда гостем, стоит сразу определиться, с каким регионом хочешь познакомиться. Тематикой нашей поездки стали быт и культура народов Сибири и Дальнего Востока. Но даже, казалось бы, узкая специализация не позволяет до конца раскрыть тему, настолько масштабна информация.
Началась наша экскурсия с входной группы и павильона Улица Мира, протяженность которого составляет около километра. Павильон делится на зоны. В одной зоне ты можешь познакомиться с убранством жилищ разных народов. Интернет знает не всё, экспозиция постоянно расширяется, и сейчас уже можно увидеть не 40, а 45 жилищ. В этой зоне мы заглянули в несколько локаций, рассказывающих о жизни народов восточной Азии.
Быт народа тесно связан с его верованиями. Как для христин молитва, так для буддистов мантра. Какой же красивый перевод у популярной мантры "Ом мани падме хум": «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!». Для нас звучит поэтично, но не прямой смысл пытаются впитать люди её произносящие, а постигнуть глубокие ментальные вибрации. Попробуйте на звук это глубокое "ОМ", и вам удастся прикоснуться к сакральному. Это про приближение к высшему. Ну, а чтобы отпугнуть мелких злых духов, нужно звенеть колокольчиками, запускать петарды, а можно сыграть на деревянном ксилофоне.
В другой зоне Улицы Мира располагается музей кукол, отдельная зона для сувениров, выделено место для библиотеки, куда не запрещается заглянуть со стаканчиком рядом приготовленного кофе. Основательно поесть, попробовав национальных блюд, можно в кафе-ресторанах при отелях. Нас угощали в очень современном ресторане «Дербент», архитектурно стилизованном под крепость Нарын-Кала в самом Дербенте. Посетители дагестанской достопримечательности пишут о том, что там можно сфотографироваться в национальных костюмах. Хозяева «Дербента» в Этномире решили повторить такую забаву и у себя. Мы наряжались в бурки и папахи, с удовольствием позировали друг другу.
Следующим этапом нашей программы стало посещение одной из изб Музея русской печи. Да-да, в центре площадки, относящейся к зоне Музея, стоит макет огромной Русской печи размером с трехэтажный дом, выполненной по проекту архитектора Игоря Солдатенкова в 2007 году. Одиннадцатиметровую печь мы видели только снаружи, но у посетителей есть возможность заглянуть и внутрь в гости к домовому. А по периметру от печи расположились семь традиционных изб и пара мазанок, каждая из которых скрывает в себе какую-то интересную экспозицию. Утюги, самовары, игры и забавы крестьянских детей, культура и быт славян, славянский календарь, блюда, приготовленные в русской печи — всё это демонстрируется на экскурсиях комплекса Музея русской печи.
Мы побывали в уральской избе. Чудесная хозяйка рассказала нам о том, как жили ее предки в предгорьях Урала, о некоторых забытых функциях русской печи, откуда пошла история про Бабу Ягу и Ивашечку на лопате, и об обережных куклах, именно их экспозиция расположилась в строении.
Надышались кубышкой-травницей, которая помогает заснуть.
Посмотрели на крепко держащую узелок с добром куклу-берегиню. Полюбовались более поздним вариантом берегини в виде ангелов-хранителей.
Времени на мастер-класс по изготовлению кукол у нас в запасе не было, поэтому многие приобрели на память уже готовые поделки. Не собиралась тратить деньги совершенно, но взяв в руки куклу-крупеничку, поняла, что не хочу расставаться с этим тяжеленьким чудом. Теперь этот символ благополучия будет жить в очень современной обстановке.
А в избе остался целый табун лошадок, малюсенькие с мизинчик куколки Радостеи с поднятыми вверх ручками, испрашивающие благодати от небес, и много-много других разных охраняющих дом и его жителей кукол.
После темы с уральской избой тема экскурсии переместилась дальше на восток. Разговор зашел о различиях в жизни и быте оседлых и кочевых коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Познакомились с двумя наиболее распространенными типами жилищ северных народов: ярангой и чумом.
Были затронуты и глубоко научные темы о пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева, и совершенно бытовые вопросы: за какое время можно филировать пойманную рыбу и как охотнику избежать ночного нападения медведя в лесу.
В южных зонах домом кочевых народов была юрта. Юрта монгольского типа, с более пологой крышей, лучше противостоящей ветрам, стала нашей локацией на ближайшие полчаса.
Ритуал приготовления алтайского чая с молоком, маслом, толокняной мукой и солью сопровождался рассказом о праздниках, связанных с природными циклами, жизненными датами становления личности, о верованиях, шаманизме и музыкальной связи с нижним, средним и верхним мирами. О нюансах горлового пения, способного передать: тяжелые рычащие хрипы нижнего мира; яркий средний мир, создающийся звукоизвлечением сдавливанием ложных связок; высокие свистящие звуки верхнего мира — результат двухголосного обертонового пения. Для меня впервые, так ясно по полочкам было разложено горловое пение.
В голосе Равиля Валиева , ведущего эту часть рассказа, очень четко звучали отличия, характеризующие каждый из миров. Искусство горлового пения было необходимо, чтобы погрузить человека в мир мифов и легенд. Шаманы, используя холотропное дыхание в горловом пении, сами входили в транс, бубен усиливал скорость вхождения в состояние измененного сознания. В транс мы не впали, но вибрации, как и с мантрой «ОМ», в груди и в голове чувствовались. За рассказами и пением время пролетело мгновенно, и чай оказался готов. Из мистических далей вернулись к земным радостям — ощущению приятного вкуса во рту.
Тут бы сделать перерыв подольше, но нас уже ждет обед в кафе «Тайга».
За стеклянными панорамными окнами осенний пейзаж со скульптурным семейством оленей, а на столешницах столов фотокартины с видами сверху осенней тайги и её обитателей.
Салат, щучий суп, бурятские бузы и морс составили меню нашей трапезы.
После обеда финальным этапом программы стал костер. Две милые девушки в кухлянках рассказывали истории о его значении в жизни народов Сибири, о том, как костер переносился из одного места в другое вместе с юртой, о строении и сборки юрт.
Костер был небольшим, и чтобы согреться нам слушателям, ведущие-затейницы предложили принять участие в круговом танце, таком, как танцуют жители народов севера во время своих праздников. На этой позитивной ноте наше путешествие в Этномир закончилось.
Но осталось так много того, что мы не увидели. Я уверена, что вернусь сюда еще за новыми впечатлениями и опытом. Очень хочется и на мастер-классы попасть, и по территории повнимательней побродить.