Фильм «Астронавт» привлекает внимание своей загадочной атмосферой и визуальной красотой, но несмотря на интересный сюжет, не справляется с основными задачами — не пугает, не держит в напряжении и в конечном счёте оставляет зрителя с ощущением пустоты. Как и во многих фильмах с амбициями, обещающими глубокие психологические и мистические элементы, «Астронавт» пытается создать напряжённую атмосферу, но окончательно её разрушает отсутствие внятного объяснения происходящего. Но обо всем по порядку.
Визуально фильм вполне достоин внимания. Камера играет с природой, давая зрителю насладиться яркими и красивыми кадрами. Широкие виды леса, таинственная атмосфера роскошного особняка в глуши — всё это настраивает на мысль, что нас ждёт глубокая, возможно, психологическая драма с элементами мистики или ужаса. Эти кадры погружают в мир героини, которая пережила первое космическое путешествие, а теперь сталкивается с непривычной для себя реальностью.
Интригующее начало фильма даёт понять, что с героиней что-то не так. Капсула терпит нештатный вход в атмосферу, происходит потеря связи, а сам аппарат приводняется в океане. Сэм (главная героиня, роль которой исполнила Кейт Мара, показывающая достаточно качественную игру) возвращается на Землю, но её тело покрыто синяками и ссадинами, а её раны почему-то не заживают. Механизм её выздоровления или отсутствие такового становится центральной темой для дальнейшего развития сюжета.
Девушка помещена на карантин в роскошном доме под наблюдением генерала Харриса, её приёмного отца. Внутренний мир Сэм начинает разваливаться, но все вокруг её уверяют, что восстановление после космического путешествия может быть непростым процессом, и что её состояние — это всё нормальные последствия возвращения на Землю. Но со временем вопрос о том, что с ней действительно происходит, становится всё более насущным.
Уже с первых сцен фильма создаётся ощущение, что нас подготавливают к истории ужасов. Сэм остаётся одна в большом доме в лесу и озвучивает свои сомнения: «Похоже на начало фильма ужасов». Мы, как зрители, сразу же ощущаем, что будет что-то таинственное и пугающее. Стандартный набор элементов ужастика: таинственная фигура за окном, мрачная музыка — всё это создаёт соответствующую атмосферу. И, казалось бы, вот-вот должно начаться что-то действительно страшное.
Однако, в отличие от обещанного, фильм не спешит с развитием пугающих событий. Атмосфера остаётся лишь загадочной, но её не удаётся раскрыть по-настоящему. И если какие-то моменты побуждают ощущать легкую тревогу, то они не заставляют сердце биться быстрее. Авторов явно волнует таинственность происходящего, но пугают они не сильно. Вместо напряжения и страха, зритель начинает испытывать растущее недоумение, что же в самом деле происходит. То ли это всё результат психозов героини, то ли мы действительно видим следы чего-то внеземного.
В какой-то момент мистическая составляющая начинает угасать, и фильм резко поворачивает в сторону шпионского триллера (и в один момент, снова озвучивая мысли зрителя, героиня спрашивает: «Мы в шпионском триллере?». Забавно, не будь так банально). Этот неожиданный поворот, казалось бы, должен добавить остроты сюжету, но эффект получается обратным. Сюжет, который и так не мог определиться с жанром, потерял прежнюю загадочность, а элементы шпионского триллера оказались совершенно лишними.
К середине фильма становится ясно, что таинственная атмосфера, так старательно созданная на старте, начинает повторяться. Ничего нового не происходит, и те же самые приёмы — странные звуки, странные события — начинают раздражать. Проблема фильма в том, что его интрига раскрывается медленно, но совершенно без всякой уверенности в правильности направления. Мы снова и снова не понимаем, существует ли на самом деле нечто сверхъестественное, или всё это — лишь плод больного воображения героини.
Несмотря на определённые моменты напряжения и странные события, фильм вряд ли можно назвать настоящим хоррором. Он скорее похож на ужастик для семейного просмотра, который не особо пугает, но создаёт лёгкое беспокойство. В этом контексте фильм может понравиться тем, кто ищет лёгкий триллер без сильных эмоций, но при этом с красивыми визуальными решениями.
Но и как триллер, фильм работает только частично. Он не ужасает, не держит в постоянном напряжении, но в определённые моменты создает нужную атмосферу тревоги. Зритель не чувствует реальной угрозы и не переживает за героиню. Всё это могло бы работать лучше, если бы сюжет был более чётким и напряжённым.
Финал картины — это отдельная тема для обсуждения. Он абсолютно нелеп и сентиментален. Не только потому, что не соответствует жанру, но и потому, что он попросту неинтересен. Концовка пытается создать иллюзию чего-то возвышенного и эмоционально значимого, но на деле выглядит как банальная попытка удовлетворить зрителя, после всех напряжённых событий, легким решением. История не убедительна, она слишком наиграна и слащава, чтобы оправдать все то напряжение, которое было построено ранее.
В конце концов, «Астронавт» больше подходит для просмотра с детьми младшего возраста, чем для зрителей, привыкших к серьезным и жёстким научно-фантастическим или триллерным сюжетам. Этот фильм лучше воспринимать как лёгкую мистическую драму, не претендующую на глубокие философские выводы или психологическое воздействие.