Найти в Дзене
В Движении

Какие ВАЗовские двигатели заслуживают звания "неубиваемые"

Марка Lada всегда ассоциировалась с простотой и доступностью. Но главное её достоинство — моторы, способные пережить плохой бензин, сомнительное обслуживание и суровый климат. Некоторые агрегаты преодолевают 500 тыс. км без серьёзных проблем. За десятилетия на автомобилях Lada устанавливали более 30 различных двигателей. ВАЗ-2101 Когда в Италии узнали, что СССР будет выпускать собственный вариант Fiat 124, реакция была спокойной. Обычная копия, решили итальянцы. Но советские инженеры создали нечто большее — полностью переосмыслили конструкцию. Итальянский мотор для советских реалий не подходил. Открытый привод клапанов собирал пыль, хрупкая конструкция боялась морозов. Двигатель должен был заводиться при -35°C, работать на плохом бензине и выдерживать обслуживание в полевых условиях. Ключевым изменением стал перенос распредвала в головку блока — прорыв для конца 60-х. Для защиты от заклинивания в мороз увеличили зазоры в парах трения, для работы с неидеальным маслом поставили усиленны
Оглавление

Марка Lada всегда ассоциировалась с простотой и доступностью. Но главное её достоинство — моторы, способные пережить плохой бензин, сомнительное обслуживание и суровый климат. Некоторые агрегаты преодолевают 500 тыс. км без серьёзных проблем. За десятилетия на автомобилях Lada устанавливали более 30 различных двигателей.

ВАЗ-2101

Когда в Италии узнали, что СССР будет выпускать собственный вариант Fiat 124, реакция была спокойной. Обычная копия, решили итальянцы. Но советские инженеры создали нечто большее — полностью переосмыслили конструкцию.

Итальянский мотор для советских реалий не подходил. Открытый привод клапанов собирал пыль, хрупкая конструкция боялась морозов. Двигатель должен был заводиться при -35°C, работать на плохом бензине и выдерживать обслуживание в полевых условиях.

Ключевым изменением стал перенос распредвала в головку блока — прорыв для конца 60-х. Для защиты от заклинивания в мороз увеличили зазоры в парах трения, для работы с неидеальным маслом поставили усиленные подшипники. Пока Европа уходила в облегчение, советские инженеры следовали принципу: надёжность важнее прогресса.

1,2-литровый мотор мощностью 64 л.с. спокойно проходил 300 тыс. км без капремонта. Когда первые Жигули попали на тесты в Европу, двигатель заводился с полоборота, не боялся перегрева и работал там, где другие отказывали. ВАЗ-2101 стал первым советским мотором, заслужившим уважение на Западе.

ВАЗ-21083

-2

В конце 70-х советские инженеры создавали будущую Ладу Самару. Главным консультантом пригласили Porsche. Задача: увеличить мощность с 1,3 до 1,5 л., не меняя блок цилиндров. Единственное решение — увеличить диаметр цилиндров с 76 до 82 мм.

Это создало проблемы. Перемычка между цилиндрами сократилась до 7 мм, исчезли водяные каналы для охлаждения. Блок трескался, поршни задирались. Конструкторы потратили 2 г. на решение: увеличили диаметр впускных клапанов с 35 до 37 мм, укрепили головку блока.

-3

Карбюратор с ручными настройками стал головной болью. Зато зубчатый ремень ГРМ сделал двигатель невероятно тихим. При правильном обслуживании ресурс составлял более 300 тыс. км.

ВАЗ-21214

За основу для Lada Niva 2121 взяли агрегаты заднеприводных Жигулей. Первая серьёзная эволюция наступила в 1993 г. — рабочий объём увеличили до 1,7 л., появился карбюратор Solex. Двигатель обрёл уверенную тягу на низах и феноменальную всеядность.

-4

Революция случилась в 2001 г. с двигателем 21214. Инженеры оснастили чугунный блок новой головкой с гидрокомпенсаторами, однорядной цепью ГРМ с гидронатяжителем. Карбюратор заменила система впрыска с электронным блоком Bosch.

При 83 л.с. и 127,5 Н·м ресурс достигает 250-300 тыс. км, а ремонтопригодность в полевых условиях стала притчей во языцех. ВАЗ-21214 — единственный двигатель АвтоВАЗа, прошедший проверку не километрами, а координатами.

ВАЗ-2111

В 90-х карбюраторные моторы безнадёжно устарели. Под угрозой оказались 40% экспорта. АвтоВАЗ заключил контракт с General Motors: 500 тыс. комплектов систем впрыска, обучение инженеров и полную документацию.

-5

За основу взяли ВАЗ-21083, но переработали до неузнаваемости. Исчез подсос, трамблёр уступил место датчикам. Установили новый коленвал с увеличенными противовесами, перешли на плавающие поршневые пальцы.

Мощность выросла до 77 л.с. — на 10% больше карбюраторного предшественника. Расход топлива снизился на 15%, выбросы уменьшились втрое. Мотор заводился мгновенно и не глох на холостом ходу. Ресурс достиг 400 тыс. км. ВАЗ-2111 стал мостом между советской автопромышленностью и современными технологиями.

ВАЗ-21114

В 2004 г. мощности 1,5-литрового ВАЗ-2111 уже не хватало. Инженеры увеличили высоту блока на 2,3 мм, нарастили ход поршня с 71 до 75,6 мм. Венцом стал переход на фазированный впрыск — электроника точно дозировала топливо для каждого цилиндра.

-6

Система охлаждения проходила по всей высоте блока. Главное — двигатель защищён от обрыва ремня ГРМ, клапаны не встречаются с поршнями. При грамотном обслуживании мотор легко проходил 350 тыс. км. На базе той же конструкции появился 16-клапанный ВАЗ-21124 мощностью 89 л.с.

ВАЗ-21126

В 2007 г. с новой Приорой на конвейер встал двигатель 21126 — первый мотор, где массово применили иностранные компоненты. Шатунно-поршневую группу поставляла Federal Mogul, ремни ГРМ — Gates.

Первые версии получили спортивные поршни без защитных лунок — мотор стал втыковым. Лишь в 2018 г. проблему устранили. Облегчённая поршневая группа получила масляные форсунки для охлаждения. Гидрокомпенсаторы избавили от регулировки клапанов.

-7

Ресурс достиг 450-500 тыс. км — втрое больше первых инжекторных моторов ВАЗа. Заводской ремень ГРМ проходил 120-130 тыс. км, а двигатель работал от -46 до +37°C.

На базе 21126 появилась модификация 21127 с системой регулируемого впуска. Мощность выросла до 106 л.с., крутящий момент достиг 148 Н·м.

ВАЗ-21129

В 2015 г. мощный 106-сильный мотор 21127 не проходил по нормам Евро-5. Инженеры полностью пересмотрели концепцию. Система выпуска стала сложным механизмом очистки. Степень сжатия снизили для работы на 92-м бензине без потери надёжности.

-8

Сохраняя 106 л.с., двигатель демонстрировал феноменальную эластичность — более 130 Н·м с 2300 до 5900 об/мин. Ресурс превышал 200 тыс. км при межсервисном интервале 15 тыс. км.

ВАЗ-21179

К 2016 г. ответом на требования рынка стал 1,8-л ВАЗ-21179 — самый мощный серийный атмосферный двигатель в истории марки. Чтобы увеличить объём с 1,6 до 1,8 л., не переделывая блок, ход поршня увеличили до 84 мм, но пришлось укоротить шатуны.

-9

122 л.с. и 170 Н·м крутящего момента на 3700 об/мин. Lada Vesta и X-Ray получили долгожданную прыть. Однако главным недостатком стал повышенный расход масла — до 700 мл. на 1000 км. АвтоВАЗ закрепил эту цифру как норму. Двигатель остался втыковым, добавились претензии к детонации на 92-м бензине и высокому расходу топлива.

В 2020 г. представили новую головку блока для снижения расхода масла, но борьба за надёжность шла параллельно с борьбой за себестоимость. В 2021 г. производство свернули. ВАЗ-21179 показал, что просто увеличить объём недостаточно — нужна комплексная переработка. Этот двигатель стал суровым уроком, который заставил инженеров искать более совершенные пути.