Найти в Дзене

Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. 3.1. Любовь к врагам

Трудное, признаюсь я, трудное дело – растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует... Под врагами здесь понимаются люди, которые делают нам зло. Причины, почему должно врагов любить: 1. Враг наш истинный один – дьявол, который и людей учит, чтобы нас гнали, и так по большей части он причина злострадания нашего, а не люди; он нас через людей гонит и мучает, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают. 2. Враги гонят или поносят нас не без попущения Божия, они как бич, которым Бог наказывает нас, как показывает история о святом Давиде. 3. Враги гонящие, злословящие и поносящие более делают нам добра, чем зла; ибо хотя телу и причиняют страдание, но душе пользу приносят. Также они смиряют нас, гордость, и тщеславие, и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание самих себя и немощи нашей. 4. Так грехи наши очищаются, когда с благодарением терпим гонение их (врагов). 5. Часто бывает, что сатана, сам собою будучи не в силах иску

Трудное, признаюсь я, трудное дело – растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует...

Под врагами здесь понимаются люди, которые делают нам зло.

Причины, почему должно врагов любить:

1. Враг наш истинный один – дьявол, который и людей учит, чтобы нас гнали, и так по большей части он причина злострадания нашего, а не люди; он нас через людей гонит и мучает, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают.

2. Враги гонят или поносят нас не без попущения Божия, они как бич, которым Бог наказывает нас, как показывает история о святом Давиде.

3. Враги гонящие, злословящие и поносящие более делают нам добра, чем зла; ибо хотя телу и причиняют страдание, но душе пользу приносят. Также они смиряют нас, гордость, и тщеславие, и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание самих себя и немощи нашей.

-2

4. Так грехи наши очищаются, когда с благодарением терпим гонение их (врагов).

5. Часто бывает, что сатана, сам собою будучи не в силах искусить человека, через людей покушается искушать и отвести от терпения и любви Христовой, как читаем в святых книгах, и это признак христианина подвизающегося и в благодати Божией находящегося.

6. Враги нас приводят к терпению – добродетели, которой без бед научиться невозможно, – и делают нас искусными в звании христианском: они скорбью нас искушают, а искушение, по апостолу, производит терпение (Иак. 1, 3).

7. Любовь к врагам дает дерзновение в молитве: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

8. Более спокойной совесть наша бывает, когда мы не только не мстим врагам, но и благодетельствуем им, ибо мстить есть зло, и закону Божию противно. Итак, когда мстим, тогда грешим и совесть нашу раздражаем, отчего бывает беспокойство в совести.

-3

9. Как огонь огнем не гасится, так и гнев гневом не побеждается, но еще более разжигается; а кротостью часто и самые свирепые враги преклоняются, смягчаются и примиряются.

10. Христос Сын Божий, Избавитель, Спаситель наш, Который душу Свою за нас положил, хочет и велит любить врагов наших: Любите врагов ваших (Мф. 5, 44). А кто любит Христа, тот будет делать, что Любимый хочет.

11. Сам Он на Себе любовь к врагам показал, когда нас, врагов Своих, так возлюбил, что и душу Свою за нас положил.

12. Только христианской душе свойственно – злобу врагов благостыней побеждать. Если, – говорит Христос, – вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5, 46–47).

13. Этой добродетелью Богу, Отцу Небесному, уподобляемся, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), Который злость нашу благостью побеждает и терпит нас.

14. Обещание великое дано за любовь к врагам, быть сыном Божиим: да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45). Если бы монарх земной обещал взять тебя себе в сыны, все бы ты исполнил с охотой, что бы он тебе ни повелел. Христос Сын Божий обещает тебя сыном Божиим сделать за любовь к врагам, как же тебе не любить их?

-4

15. Высокая добродетель – любовь к врагам; ибо так человек самого себя побеждает, над самим собой торжествует. Так, духом смирения гордость попирается, благостыня и кротость злобу гонит; так дух злобы поднебесный со всем своим злобным полчищем посрамляется. Об этом радость бывает на небесах у Ангелов Божиих (Лк. 15, 10); на эту добродетель Христос Сын Божий благоприятно с небес взирает и на побеждающего прекрасный ниспосылает венец.

-5