Найти в Дзене

Новые мифы в современом искусстве.

Новая реальность стала отчасти сказочной, когда мы в искусстве " наелись" чернухи 90-х, бандитских разборок, и ментовских войн , представленных в 4 сезонах, правдоподобных историй про ненависть и предательство, про самые ужасные человеческие пороки . И теперь ударным темпом возвращаемся в эпоху мифов, сказок, и легенд. Сказания и мифы сделали полный оборот на колесе времени, и вернулись в постнаучном формате. Мир меняется настолько быстро, что мы не успеваем адаптироваться, приспособиться, как оказываемся снова в каком то другом формате жизни. В детстве я очень любила фантастику с описанием видеосвязи, с воздушными дорогами, с едой, которую роботы доставляют прямо в квартиру.)) с умными роботами- " хозяйками", которые утром будят, запускают стирку и готовят кашу на завтрак) и вот я однажды очнулась от блужданиий по постмодернистским просторам и оглянулась- мы живем в сказочном мире. Я вижу, как искусство «одушевило» окружающий мир, наделив самостоятельной ролью

Новая реальность стала отчасти сказочной, когда мы в искусстве " наелись" чернухи 90-х, бандитских разборок, и ментовских войн , представленных в 4 сезонах, правдоподобных историй про ненависть и предательство, про самые ужасные человеческие пороки . И теперь ударным темпом возвращаемся в эпоху мифов, сказок, и легенд. Сказания и мифы сделали полный оборот на колесе времени, и вернулись в постнаучном формате. Мир меняется настолько быстро, что мы не успеваем адаптироваться, приспособиться, как оказываемся снова в каком то другом формате жизни.

-2

В детстве я очень любила фантастику с описанием видеосвязи, с воздушными дорогами, с едой, которую роботы доставляют прямо в квартиру.)) с умными роботами- " хозяйками", которые утром будят, запускают стирку и готовят кашу на завтрак) и вот я однажды очнулась от блужданиий по постмодернистским просторам и оглянулась- мы живем в сказочном мире.

Я вижу, как искусство «одушевило» окружающий мир, наделив самостоятельной ролью и смыслом не имеющие собственного сознания предметы и явления. Как встарь, когда крестьянин верил, что красно солнышко едет на колеснице по небу, что злую зиму- Морену надо сжечь , иначе не будет урожая, так я- вижу, как одушевляет явления и предметы современное искусство.

Огромное количество сказок, франшизы про богатырей, про супергероев, про волшебников, аниме, комиксы, сказки.. - вот что в последние годы собирает самую большую кассу. В этом торжестве Змеев Горынычей, Кощеев и добрых молодцев мне видится провал той модели будущего, которое предложило нам общество потребления. Основанное на

эмоциональном интеллекте- бесконечной рефлексии и исследовании самого себя и тайных страстишек других- искусство без глубокой идеи- основанное лишь на абстрактных чувственных точках- не выдержало проверки временем-деконструкция базовых истин о правде и зле, об эстетике и безобразии, о творении и разрушении — привела на перепутье, где дороги закольцевались и выбор утратил значение.

-3

А действительность тем временем стала причудливее ваших новелл. Как и предсказано,человечество стало искать путь не ввысь, не к звёздам, а в глубину подсознания. Но и там ничего не нашло, кроме отстраненности, равнодушия и безнадежности- и слишком глубоко погружающие нас во внутреннее "безнадежно- вечное",и профанные, примитивные работы, заигрывающие с низким порогом вхождения и зовущие в гости нетребовательного зрителя, быстро приелись зрителю/читателю.

В постмодерне нет надежды и выхода. В примитиве нет глубокой красоты. Нет корней, цепляющихся за ум или сердце.

Разочарование в избранном пути, попытка отыскать ответы в собственном прошлом, уйти в эскапизм — сегодня выливается в увлечение новыми мифами, в возврат к вселенскому мифу, в котором есть ответы на все вопросы, и все маски долой- красивое и ясное -это добро, и оно побеждет, темное и уродливое - это зло, и оно будет повережено. Поплескавшись в метафизических волнах ужаса и безысходности, мы наконец то, как нам кажется, выбрались на твердую землю.

На современном витке мифотворчества у сказки появилась одна принципиальная особенность- утешительная и дарующая надежду. Теперь мы с Вами не верим, а знаем. Знаем, что неодушевлённое — живёт, как оживает колонка Алиса в 6 часов утра), Бессознательное — действует, Случайное — срабатывает. Добавив в сказку современные научные знания, мы собрали мир мифов совсем по другому- понимание, "как это работает", придало нам уверенности и надежности, который мы были лишены.

-4

Лешие, домовые и ведьмы с русалками вернулись в новых обличьях и качествах. Устроились на работу, купили телефоны, завели аккаунты в соцсетях .

Поверить и погрузиться в этот новый миф так просто, и часто это происходит интуитивно, помимо нашего желания- наливные яблочки катятся по серебрянным тарелочкам, показывая нам азиатских красавчиков, скатерть- самобранка требует только подносить продукты, а коромысла с самоходными ведрами никуда не ходят- стирают прямо нашей квартире) .А ступа и сапоги- скороходы есть у каждой уважающей себя городской ведьмы...

Поэтому киношники, игроделы и писатели вовсю эксплуатируют фентезийно-фольклорные мотивы- это тот клей, который объединяет людей получше общественного строя и экономической платформы .

Мы заходим в будущее через техногенное фэнтези- а устав от неопределенных перспектив и многочисленных вызовов- спиной вперед- оглядываясь на прошлое, где так ласково баюкали нас руки наших матерей и бабушек, где ходил "серенький волчок", где котейка качал колыбель- взяв с собой своих гусей -лебедей и пирожок, который мы схватили, убегая из медвежей избушки... Нас подвинули с переднего плана, но мы и рады- там было неуютно, на лобном месте истории и творчества, открытым всем ветрам, под пристальным препарирующим взглядом исследователей наших глубин подсознания.. В современном хаотичном нагромождении фактов и стилей можно спрятаться и выдохнуть, закрыть глаза и придумать себе сказку. Пока прядется нить...

А мой ТГ канал -

Бессвязные заметки Нэко-сама