Найти в Дзене

Доступность Литургии на понятном языке прихожанам

Литургию, а также и все богослужение нужно сделать понятным, приблизить к нему народное сознание. Для его оживления, доступности и действенности мы считаем целесообразным предложить следующие средства:  1. Открытие Царских врат и перенесение богослужений, кроме литургии (особенно в больших храмах, поскольку возможно), на средину храма, на специально для сего устроенное возвышение, а также чтение св. Евангелия, Апостола и Паремий непременно лицом к народу.  2. Введение общепонятного русского языка вместо малопонятного славянского, и вместе с тем неторопливость и внятность чтения и пения.   3. Разумную полноту в чтении и пении, особенно псалмов, как величайших даяний Св. Духа, положенных св. отцами в основу богослужения, имеющих важнейшее символическое значение; разумное, но не переходящее границ сокращение же допустимо в числе стихир канонов и псалмов кафизм.  4. Широкое применение народного пения и чтения, непременно на средине храма — взамен наемных хоров и шаблонных преступно-торо

Литургию, а также и все богослужение нужно сделать понятным, приблизить к нему народное сознание. Для его оживления, доступности и действенности мы считаем целесообразным предложить следующие средства: 

1. Открытие Царских врат и перенесение богослужений, кроме литургии (особенно в больших храмах, поскольку возможно), на средину храма, на специально для сего устроенное возвышение, а также чтение св. Евангелия, Апостола и Паремий непременно лицом к народу. 

2. Введение общепонятного русского языка вместо малопонятного славянского, и вместе с тем неторопливость и внятность чтения и пения.

 

3. Разумную полноту в чтении и пении, особенно псалмов, как величайших даяний Св. Духа, положенных св. отцами в основу богослужения, имеющих важнейшее символическое значение; разумное, но не переходящее границ сокращение же допустимо в числе стихир канонов и псалмов кафизм. 

4. Широкое применение народного пения и чтения, непременно на средине храма — взамен наемных хоров и шаблонных преступно-торопливых чтецов, прячущихся от молящихся в углы клиросов, это даст возможность верующим едиными устами и единым сердцем прославлять в храме своего Творца и, изучив церковные молитвы и песнопения, нести хвалу Божию в свои дома. 

5. Чтение вслух всех так называемых тайных молитв (всенощной и литургии), как заключающих в себе основной смысл богослужения и силу дерзновения пред Богом, без которых произнесение ектений и возгласов является лишенным смысла, безжизненным остовом, скрывающим от молящихся истинный смысл совершающегося. 

6. Живая проповедь слова Божия или, по крайней мере, чтение и изъяснение его во время богослужения или, непосредственно после него, устройство бесед, диспутов и пр., с привлечением к деятельному участию в них способных к тому мирян. 

7. Соблюдение этих условий возвратит богослужению его древнюю действенную силу и красоту, особенно, если все великие даяния Св. Духа: православные молитвы, стихиры и каноны будут переведены вдохновенным переводом на общепонятный разговорный русский язык. На это, думается, должна быть направлена вся энергия порывающихся к церковному творчеству, ибо прежде, чем строить новое, целесообразнее было бы извлечь из-под спуда древнее, но никогда не стареющее; новое же только на основе этого древнего может рассчитывать на некоторую жизненность; только черпая из этой неоскудевающей сокровищницы, мы научимся различать истинно ценное от легковесного и минутного. 

8. Кроме того, настоящий момент настоятельно требует усиленной молитвы о сохранении Церкви от ереси, расколов, за блуждения и неверия, что может быть совершаемо по известному чину "об обращении заблудших", вставкой на своем месте (мирной и сугубой ектений) соответствующих прошений и коленопреклоненной молитвы. Еще необходимо, согласно завету апостола Павла (1 Тимоф.2, 4), молиться за власть, что особенно важно при современном положении (Вар. I; 2-12 и Иер. 29,7). Тогда "милость и истина встретятся,правда и мир облобызаются... и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой" (Пс. 84; 11-13). 

9. Желательно было бы также, постоянно поминая страшные слова Господни "Дома Отца Моего не делайте домом торгов ли" (Иоанн. 2,16) и "Вертепом разбойников" (Матф. 21,13), устранить из храма всякое понятие о таксах на "заказные" обедни, молебны, панихиды, сорокоустные и годовые поминовения и проч., а предоставить все дело доброхотности верующих. Особенно же следовало бы, раз навсегда, отменить всякие награды и знаки отличия, как то: "митро", "архи", "прото", скуфьи, камилавки, митры (1 Кор. 11; 4,7), набедренники, палицы, различие крестов и проч., как не имеющие оправдания пред словом Божиим и каноническими правилами. Не говоря уже о том, что все эти человеческие привносы слишком возбуждают страсти честолюбия и зависти и тем загрязняют нетленную чистоту и святость Божьего дела; они, вредя простоте нравов во Христе, вредят и истинному благолепию богослужения, которого истинная сила и красота в той же простоте, ибо внешнее должно соответствовать внутреннему. Можно допустить некоторые из них не как награды, а как звание по должности служения и как священные предметы, употребляемые священнослужителями при богослужении и вне его, как это и есть в некоторых других церквах. 

#Московская Епархия #Патриархия #Волгоградская Епархия #Урюпинская Епархия #Калининградская Смоленская Епархия #Калачевская Епархия
Московская Епархия
Волгоградская Епархия
Урюпинская Епархия
Калачевская Епархия
Молодежный Отдел