Ту-334 ― отечественный авиалайнер малой и средней дальности, разработанный для замены устаревших, но все еще летавших тогда по всему миру Ту-134 и Як-42. Он имел все шансы стать лучшим и даже внешне отличался от многих других пассажирских самолетов того времени. Взять хотя бы стреловидное крыло с законцовками, Т-образное хвостовое оперение и заднее расположение турбореактивных двигателей. Планировалось, что самолет начнет летать в 1995 году. И не «как-нибудь», а под флагом «Аэрофлота».
Увы, все испортили проблемы с финансированием ― сертификат типа Ту-334 получил лишь спустя 14 лет после создания ― в 2003 году. Многообещающие предварительные заказы и разработанные конструкторами варианты реализованы не были, до серийного производства дело так и не дошло.
В 2009 году, через три года после того, как КБ «Туполев» оказалось в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), испытания и вся программа были окончательно закрыты решением высоких чиновников.
Главным плюсом нового туполевского лайнера была полная готовность к производству «хоть завтра» и начинка только из отечественных комплектующих, за исключением запорожских двигателей Д-436Т1
Один из самых эффективных советских авиалайнеров
Туполев представил свое новое изобретение ― Ту-334 ― в начале 1989 года, то есть за целых 10 лет до первого полета этого типа. Это был узкофюзеляжный лайнер малой и средней дальности, созданный на основе двухмоторного Ту-204. Многие конструктивные особенности последнего нашли применение в Ту-334, в том числе крыло и идентичная кабина пилота. При одинаковом диаметре фюзеляж 334-го получился короче, чем у гораздо более крупного Ту-204.
У Ту-334 был самый просторный пассажирский салон среди среднемагистральных самолетов. Так, если внутренняя ширина «Суперджета» ― 3,2 метра, то Ту-334 мог похвастаться 3,57 метра в поперечнике
В отличие от Ту-204, новый самолет Туполева имел Т-образное хвостовое оперение и двигатели, установленные по бокам хвостовой части фюзеляжа, а не под крылом. Главная особенность проекта ― его топливная и аэродинамическая эффективность. Ту-334 предрекали успешное будущее.
С учетом проверенных на Ту-204 технологий «Туполев» рассчитывал на быстрое введение в строй своего нового детища. В 1992 году должна была появиться версия с турбовентилятором, а к 1995-му ему на смену готовился сверхэффективный двигатель с открытым ротором.
Однако в конечном итоге Туполев остановился исключительно на турбовентиляторном варианте с двигателями «Прогресс Д-436».
Практические работы над Ту-334 начались в начале 1990-х годов. В связи с распадом СССР шли они медленно, во многом из-за проблем с финансированием. В конце концов, в августе 1995 года на Московский авиасалон привезли прототип. На самом деле это был всего лишь макет, в котором отсутствовали многие ключевые системы самолета.
Для ускорения сертификации и подготовки сборочных линий Ту-334 максимально унифицировали с Ту-204 ― многие агрегаты, в том числе двигатели, были заимствованы как раз у него. Самолет получился на 4 тонны тяжелее. Из-за перевеса нарушилась центровка, да так, что пришлось переделывать весь фюзеляж: на первом опытном образце просто вырезали кусок хвостовой части. А вот до нового крыла большей площади руки так и не дошли
Технические характеристики Ту-334:
Длина ― 31,26 м
Размах крыла ― 29,77 м
Максимальный взлетный вес ― 47 900 кг
Крейсерская скорость ― 820 км в час
Дальность полета ― 3 150 км
Вместимость ― 102 пассажира в компоновке с эконом-классом или 72 в двухклассной конфигурации.
Для сравнения, импортозамещенный после 2022 года «Сухой Суперджет» с двигателями ПД-8 в базовой конфигурации имеет дальность полета до 3 048 км
В результате свой первый полет 334-й совершил только спустя четыре с лишним года. А 30 декабря 2003-го, то есть через 14 лет после официального начала проекта был получен российский сертификат типа.
В 2007 году на авиасалоне МАКС в Москве показали уже «настоящий» Ту-334.
Планируемые варианты и предварительные заказы
У КБ «Туполев» были большие планы, связанные с Ту-334. Так, предлагалось целых восемь версий исполнения: базовая Ту-334-100, комбинированная грузопассажирская, вариант с увеличенной дальностью полета, полностью грузовой вариант, работающий на сжиженном природном газе, еще один удлиненный на 390 см, несколько более мощных версий и, наконец, сильно модернизированный Ту-334СМ с экипажем из двух человек без бортинженера и новыми двигателями. Понятно, что ни один из этих самолетов так и не был доведен до серии.
Ту-334 планировался в нескольких модификациях. Первым был базовый Ту-334-100, а вот следующая версия Ту-334-120 должна была получить мощные и современные двигатели BMW Rolls-Royce BR710-48
По состоянию на декабрь 2006 года «Туполев» имел 55 твердых заказов на Ту-334 от 7 авиакомпаний, включая авиакомпанию «Атлант-Союз», и предварительные контракты еще на 297 экземпляров. В конце 2008 года уже порядка 100 авиакомпаний выразили заинтересованность в самолетах этого типа. Стоимость составляла порядка 43-44 млн долларов за штуку «теми деньгами». Производство должно было начаться не позднее января 2009 года.
К декабрю 2006 года семь перевозчиков уже хотели приобрести Ту-334, еще 24 подписали письма о намерениях, что в общей сложности составило 352 экземпляра. К 2008 году число желающих покупателей выросло до 100. Стоимость лайнера составляла примерно 43-44 млн долларов США
Иранский проект стоимостью 3 000 000 000 долларов и не только
Одним из ключевых и перспективных клиентов был Иран, который планировал к 2011 году наладить сборку 334-го у себя в стране и уже в 2015-м начать серийное производство наряду с Ту-214.
Сообщалось, что в течение следующих десяти лет Иран намерен произвести более 130 самолетов этого типа. За передачу лицензий и всех необходимых технологий Россия запросила 3 миллиарда долларов, на которые иранцы согласились.
В то время ходили слухи, что индийская компания HINDAVIA вот-вот приступит к строительству самолета по лицензии в Индии.
Однако, ситуация изменилась, и эти планы так и остались на бумаге. После пересмотра проекта туполевского Ту-334 в ходе реорганизации авиастроительных компаний в рамках ОАК, было принято решение прекратить все работы, сосредоточив усилия на аналогичных самолетах-конкурентах, таких как Sukhoi Superjet 100 и Ан-148.
Главной причиной отказа от Ту-334 называют конкуренцию по отношению к «Суперджет 100». Проект от Туполева посчитали бесперспективным из-за ряда принципиальных ограничений: Ту-334 состоял полностью из несертифицированных по мировым стандартам компонентов в отличие от «более безопасного и современного» Sukhoi Superjet 100, при производстве которого использовались агрегаты и узлы ведущих мировых производителей. В тот момент никто и не думал об «импортозамещении»
В середине 2009 года затянувшаяся программа по созданию Ту-334 была окончательно остановлена. История 334-го длилась три десятилетия и обошлась государству более чем в 4 миллиарда долларов. Это при том, что конструктивное сходство Ту-334 с Ту-204 должно было до минимума сократить время и затраты на разработку.
За все время было выпущено два способных летать Ту-334, да и те не продвинулись дальше прототипов. А вот Ту-204, совершивший свой первый полет 2 января 1989 года, оказался гораздо более успешным и до сих пор находится в коммерческой эксплуатации, причем не только в России.
Потенциальный конкурент Boeing 717
Туполевский Ту-334 мог бы стать одним из ближайших конкурентов Boeing 717 ― относительно успешного коммерческого проекта от американского производителя. Этот «Боинг» перевозил до 106 пассажиров в двухклассной конфигурации, то есть был немного больше, чем Ту-334.
Всего за восемь лет было выпущено 156 самолетов Boeing 717, из которых чуть менее 100 до сих пор летают в США и Австралии.
Мнение: на самом деле Ту-334 потерпел неудачу из-за российских двигателей, которые были не так эффективны, как импортные. Конкурирующие западные самолеты Boeing и Airbus обладали лучшими эксплуатационными характеристиками и показывали куда более высокую эффективность