Краны поднимают, опускают… в общем, перемещают грузы. Это почти «закон». Как минимум, «привычная» норма. Хотя в некоторых случаях с их помощью можно… транспортировать людей (если «верить» п. 235 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461). Например, когда:
- нет (вообще никаких) других способов доставки персонала в зону выполнения строительно-монтажных или ремонтных работ (либо их применение невозможно);
- нужно закрепить/раскрепить грузовой контейнер (иную крупногабаритную тару);
- необходимо «вывезти» из опасной зоны травмированного человека, который «не в состоянии передвигаться самостоятельно» и т.д.
Правда, к этому «процессу» предъявляются повышенные требования (промышленной) безопасности. Для его выполнения используют специальные люльки (кабины), которые навешивают на грузозахватные органы ГПМ. А еще – готовят отдельные проекты производства работ (за исключением «аварийной транспортировки»), которые, к тому же… согласовываются с территориальными органами Ростехнадзора.
Да и не всякий кран подойдет для этих целей. Существуют чуть ли не «персональные»…
Требования к ГПМ для подъема и перемещения людей
Часть из них указана в п. 237 ФНП по ПС. Еще парочка «находится» в альтернативных источниках (которые упомянем чуть позже). Вместе они складываются в общую «требовательную» картину. В соответствии с ней кран, выбранный для проведения «людоподъемных операций», должен иметь:
- исправный крюк, оснащенный предохранительным замком;
- систему управления, которая обеспечивает «плавный пуск и остановку» механизмов, а также «гарантирует» опускание груза только при работающем двигателе;
- достаточную грузоподъемность, которая минимум в 2 раза превосходит (= превышает) совокупную массу самой люльки, ее пассажиров (при максимальной загрузке согласно паспорту) и устройств «для подвешивания» (например, стропов);
- максимальную скорость подъема/спуска (т.е. движения люльки/кабины по вертикали) не больше 20 м/минуту (= 0,33 м/секунду);
- неразъемные и неповрежденные соединения «в механизмах подъема груза, изменения вылета и подъема стрелы» и т.д.
Если ГПМ соответствует названным «параметрам», тогда… в добрый путь. Можно смело поднимать и транспортировать «человеческие ресурсы». Если нет, то… лучше отказаться от этой «затеи». Ведь перед нами всего лишь «цветочки». Гораздо серьезней выглядят…
Требования к ПРОЦЕССУ подъема и перемещения людей
Они перечислены в п. 241 ФНП по ПС. А еще «встречаются» в довольно полезном (прежде всего, для изготовителей кабин/люлек) ГОСТ 33168-2014 «Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности» (см. «эксплуатационный» раздел 6.2). И представляют собой внушительный список «запретов» и «нужностей». Из него мы узнаем, что руководит «процессом»… да-да, специалист (ИТР), ответственный за безопасное производство работ с применением ПС. Перед началом «людоподъемных операций» он должен:
1) Проверить (осмотреть и «потрогать») люльку, стропы, крюк, «предохранительные защелки и другие несущие элементы».
2) Убедиться в наличии и в исправности аварийно-спасательного оборудования (индивидуальных средств эвакуации).
3) Удостовериться, что все «участники событий», прежде всего – «пассажиры» люльки:
- прошли соответствующее обучение (проверку знаний), в т.ч. по правилам эвакуации в аварийных ситуациях (скажем, при сбое в системах электропитания или управления ГПМ);
- получили (под роспись) необходимые инструкции «о том, где стоять, за что держаться», как пользоваться страховочными устройствами, как покидать люльку и т.д.
4) Провести (если надо) дополнительный инструктаж и дать «наставления» крановщику (оператору ГПМ), от действий которого во многом зависит «здоровье» и безопасность «пассажиров».
Ну а дальше… контролировать, контролировать и контролировать. Тем более что есть, кого. И есть, по каким вопросам. Тому же крановщику в «процессе»:
- нельзя отвлекаться от управления ГПМ;
- нужно поддерживать постоянную двустороннюю (радио) телефонную или «сигнальную» связь с «пассажирами» люльки (порядок обмена сигналами разрабатывается на основе приложения № 6 к ФНП по ПС и утверждается руководителем эксплуатирующей организации);
- нужно «всегда» видеть «загруженную» люльку, а также зоны ее подъема и опускания (они, кстати, «должны быть свободны от любых посторонних предметов»);
- нельзя совмещать движения ГПМ;
- нужно все «операции» выполнять «плавно и на пониженной скорости».
А лицам, находящимся в люльке, в это же время:
- нужно «всегда» оставаться внутри ее ограждений (чтобы избежать травм, зажатий и т.д.);
- нужно быть «пристегнутыми» (т.е. их страховочные/удерживающие привязи/пояса должны постоянно крепиться к соответствующим «точкам крепления»);
- нельзя вставать на поручни или другие «опорные» конструкции и «выполнять из такого положения какую-либо работу»;
- нельзя использовать «подставки» (для ног), чтобы увеличить «рабочую» высоту и т.д.
При этом травмированных товарищей, которые не могут передвигаться самостоятельно, нужно транспортировать «в лежачем положении на жестких носилках, надежно прикрепленных…» к полу люльки (кабины). И не в гордом одиночестве, а «в сопровождении двух человек».
В общем, всё для безопасности людей. Хотя «человеческим фактором» требования не ограничиваются. Сам «процесс перемещения» (его «технологическая» часть) тоже под пристальным вниманием. Ведь надо следить, чтобы:
- при входе и выходе «пассажиров» люлька стояла на ровной твердой поверхности (ибо ее «подвешенное состояние» для этих целей не пригодно);
- все случайные движения люльки (раскачивание, повороты и т.д.) «предотвращались» с помощью оттяжных канатов либо «других способов стабилизации»;
- люлька была оснащена «устройствами для снижения динамических нагрузок» (например, резиновыми буферами-отбойниками), если предполагается ее контакт с «обслуживаемой поверхностью» (оборудования или здания-сооружения);
- нагрузка в люльке распределялась равномерно, не допускались ее наклоны «на угол более 5°» (при этом использование балласта или противовесов для «выравнивания»… запрещено);
- во время «движения» все инструменты и материалы, находящиеся в люльке, были надежно зафиксированы.
И «крепко» помнить, что нельзя:
1) Использовать люльку в неблагоприятных (небезопасных) условиях, скажем:
- при сильном ветре (скоростью больше 10 м/секунду «на любой высоте»);
- при дожде, снеге, тумане или других «явлениях», ухудшающих видимость;
- при обледенении (да вообще в ситуациях, когда влага замерзает);
- при угрозе (или хотя бы риске) «нештатного» столкновения с другими «предметами» либо поверхностями (в т.ч. в случаях, когда ПС при работе может столкнуться с соседними машинами).
2) Перемещать люльку через проемы (люки) без принятия дополнительных мер, которые предотвращают запутывание стропов (канатов), зажатия, удары и другие «травмирующие» (людей и оборудование) события.
3) Превышать (паспортную номинальную) грузоподъемность люльки (она, кстати, варьируется от 480 кг до 6 т у разных моделей, так что… выбор есть).
4) Превышать «лимит» по количеству людей, которые одновременно могут находиться в люльке (обычно их четверо, но есть модели с «загрузкой» до 8 человек).
Таковы требования к «процессу». А он, как вы понимаете, невозможен без специального, уже много раз упомянутого «оборудования». Поэтому пришло время разобрать…
Требования к люлькам (кабинам) для подъема и перемещения людей
Их можно условно разделить на «технические» и «эксплуатационные». Хотя все они так или иначе «вытекают» из:
- пункта 238 ФНП по ПС;
- технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011);
- ГОСТ 33168-2014 «Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности».
Но… соблюдение «технических» требований ложится на плечи изготовителя «оборудования». Ведь именно он должен:
1) «сопроводить» люльку паспортом и руководством по эксплуатации, где расписаны:
- порядок использования, обслуживания, проведения осмотров, испытаний и освидетельствований;
- браковочные показатели;
- способы безопасной утилизации;
2) оформить «документ, подтверждающий соответствие» (согласно статье 7 ФЗ № 116) – т.е. декларацию о соответствии люльки нормам ТР ТС 010/2011 (там она, кстати, проходит как «Приспособление для грузоподъемных операций» согласно п. 5 «Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия», см. приложение № 3 к ТР ТС);
3) нанести на торцы люльки сигнальную маркировку и окрасить ее в соответствующий (как правило, желтый) цвет;
4) закрепить «на видном месте» (скажем, рядом с дверью люльки) алюминиевую табличку, которая содержит:
- наименование и адрес производителя;
- год выпуска «оборудования» (или дату изготовления, кто-то еще пишет дату заводского испытания);
- «название» (тип) люльки (например, «кабина для подъема людей модель ХХХ» и т.д.), ее заводской номер, массу и грузоподъемность.
Ну и «поколдовать» над конструкцией своего «детища». Сделать так, чтобы:
1) «расстояние по высоте» от пола люльки до ее крыши (балок каркаса, верхних перекладин) составляло минимум 2 метра;
2) чтобы крыша люльки (если она есть):
- надежно защищала не только от дождя, но и от «града» любых посторонних предметов (имеющиеся в ней отверстия не должны «пропускать» шар диаметром 20 мм);
- была прочной и выдерживала нагрузку от падения «стального шара массой 7 кг с высоты 2 м» без серьезных повреждений (остаточная деформация максимум 50 мм);
3) настил пола люльки:
- был «намертво» зафиксирован на раме;
- имел твердую «нескользящую» поверхность;
- выдерживал нагрузку как минимум «вдвое превышающую паспортную грузоподъемность» изделия;
4) «по внешнему краю основания» люльки было «пустое» пространство, которое защитит ноги рядом стоящих людей от зажатия в момент опускания «оборудования» на землю;
5) люлька имела жесткие (местами – сплошные) ограждения (перила) высотой не менее 1,1 метра «по всему периметру»;
6) двери люльки не открывались наружу и были снабжены автоматическим замком, «предохраняющим» от «случайного открытия».
А потом (всё проверив, испытав, задокументировав)… передать «оборудование» заказчику, который, собственно, и должен соблюдать «эксплуатационные» требования. Они с одной стороны касаются «порядка использования», например, «говорят», что:
1) Люльку нужно подвешивать на «однорогий или двурогий крюк» ГПМ с помощью гибких канатных или цепных стропов (текстильная «разновидность» не допускается), а также колец, неразъемных в рабочем положении. При этом:
- цепные стропы должны иметь коэффициент запаса прочности по разрывной нагрузке не менее 8, канатные «версии» – не менее 10, коуши (скобы, кольца) – не менее 10;
- все «крепежные» приспособления должны получить дополнительную маркировочную бирку, которая «убережет» их от применения в иных (не «людоподъемных») целях.
2) При проведении сварочных работ «в подвешенном состоянии» люльку нужно «независимо» заземлить или, как минимум, изолировать от ГПМ.
3) Нельзя допускать опрокидывание люльки в случаях, когда (весь) «транспортируемый персонал занимает положение» у одной из ее сторон (т.е. нужно найти способы балансировки, но… без применения противовесов; почему? смотрите выше…).
А с другой… стороны – «нацелены» на регламентные работы, связанные с техническим обслуживанием, ремонтом и периодической оценкой состояния «оборудования». Здесь ТОиР – штука понятная (к тому же… подробно «расписывается» в руководстве по эксплуатации). А вот оценка… заслуживает отдельного внимания. Согласно п. 243 ФНП по ПС, она «состоит» из следующих процедур:
- ежесменный осмотр (вообще «характерен» для всех «компонентов» ГПМ);
- плановая проверка состояния;
- внеплановая проверка состояния (для люлек, которые «вышли из отпуска», т.е. были на консервации больше 6 месяцев);
- грузовые испытания.
Ежесменный осмотр проводят перед каждым использованием люльки. «Миссия» возлагается на всё того же ИТР, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС. Он со всем возможным усердием:
- «визуально» контролирует конструкцию «оборудования»;
- проверяет работоспособность запорных устройств (предохранительных защелок и т.д.);
- «отслеживает» наличие и исправность страховочных фалов;
- убеждается в целостности (пригодности) стропов.
И, конечно, пытается найти «недостатки» (дефекты, повреждения и т.д.). Если не обнаружил – дает добро на выполнение «людоподъемных операций».
Плановые проверки – это мероприятия рангом повыше. Их «реализуют» не реже 1 раза в месяц. И уже усилиями целой «команды», которой руководит специалист (ИТР), ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии. Хотя контролю подвергаются аналогичные «параметры». Оценочная «группа» еще более внимательно:
- осматривает металлоконструкции люльки, точки крепления страховочных поясов и самоспасателей, чтобы выявить (или не выявить) трещины и деформации;
- проверяет состояние «подвешивающих» люльку стропов «в сборе с канат-оттяжками»;
- «исследует» лакокрасочное покрытие люльки, ее маркировку, фирменную табличку и т.д.
Ну и фиксирует «итоги» процедуры – записывает их в журнал осмотра люльки (кабины). Туда же, кстати, попадают и результаты ежесменных осмотров.
Что касается внеплановых проверок, то они на 95% «дублируют» своих регулярных «собратьев». Появляется только одно дополнение – грузовые испытания, которые в свою очередь… являются самостоятельной оценочной процедурой. И в «обычных условиях» проводятся не реже 1 раза в 6 месяцев. Причем «расширенной командой». Да еще под руководством лица, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
В общем, серьезное дело. Правда, сводится оно… к очень простым действиям. На дно люльки кладут груз, «масса которого в два раза превышает» ее грузоподъемность. Потом это «хозяйство» поднимают, удерживают в течение 10 минут и смотрят на «поведение» людоподъемного устройства. Если оно «продемонстрирует» какие-либо физические «недостатки» или отклонения от технической документации, то судьба его будет предрешена…
Да-да, «оборудование» просто не допустят к дальнейшей эксплуатации. Причем занесут этот «вердикт» (равно как и положительные итоги) в личное дело… в грудную клетку… в паспорт люльки (кабины). Туда же, кстати, отправляются и результаты внеплановых проверок.
Вот, пожалуй, и всё, что мы хотели вам рассказать о подъеме и транспортировке людей с помощью грузоподъемных кранов. Это весьма ответственный «процесс», который в определенных случаях может потребовать не только покупки специального «оборудования». Не только разработки специального ППР. Но и… реконструкции ГПМ (с последующей ЭПБ) для изменения его системы безопасности. То есть… к нему не стоит относиться «легкомысленно».
Более того… недооценка рисков может привести к авариям и несчастным случаям (как в этом примере Верхне-Донского управления Ростехнадзора). Поэтому, граждане… будьте бдительны и благоразумны. Соблюдайте обязательные требования. Заботьтесь о благополучии ваших работников и ваших объектов.
А если нужна помощь, консультация или экспертная поддержка – обращайтесь к нам. Специалисты МТК Эксперт всегда к вашим услугам.
📥 Полезно? Подпишитесь, чтобы не пропустить новые материалы по промышленной безопасности.
📌Смотрите также:
Как восстановить паспорт на автокран?
Требования к обследованию подъемных платформ и эскалаторов
Когда и как проводить осмотр, проверку состояния и комплексное обследование крановых путей?
Что изменится в паспортах и инструкциях на краны и тали с 2026 года