Дая Смирнова навсегда запомнилась зрителям как Любаша из фильма "Солдат Иван Бровкин". В 1955 году, будучи первокурсницей ВГИКа, она случайно попала на пробы: пробралась на дипломный спектакль старшекурсников, и ассистент режиссера заметил ее в толпе. Дая думала, что провалила отбор, и даже уехала в Киев на каникулы, но вскоре пришла телеграмма: "Вы утверждены". Роль невесты Ивана Бровкина - вздорной, капризной деревенской девчонки, принесла ей мгновенную славу. Фильм стал хитом, а Дая, с ее ироничным взглядом и простотой, идеально вписалась в образ: "С самого начала я считала, что это кино - антиинтеллектуальное, неумное барахло". "Я видела себя на экране этакой ироничной горожанкой, но никак не деревенской девахой. Хотя характер вздорной председательской дочки был угадан... А играла я никак". Продолжение "Иван Бровкин на целине" в 1958 году закрепило успех.
Родители Даи были простыми рабочими: отец - механик на заводе, мать - штамповщица. Они жили в Киеве, в обычной пролетарской семье, где не было места мечтам о сцене. Детство Даи прошло в послевоенном Киеве - тяжелые годы, когда еда была дефицитом, а радость пряталась в простых вещах, вроде прогулок по Днепру. Война оставила след: семья пережила эвакуацию, голод, но Дая с детства была упрямой и мечтательной. После школы, она рванула в Москву и поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Ее сокурсниками были - Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко - они стали ее друзьями, а мастерская казалась настоящим домом.
Но карьера оборвалась резко. В октябре 1958 года, на пике популярности, Дая оказалась в центре скандала. Студенты-сценаристы устроили капустник - импровизированную вечеринку с пародиями на историко-революционные фильмы. В доме у сокурсницы Натальи Вайсфельд они высмеивали культовые сюжеты: Ленин на броневике, Сталин в Кремле, все в сатирическом ключе. Это было время "оттепели", но руководство ВГИКа увидело в этом угрозу. На следующий день шестерых студентов, включая Даю, исключили из комсомола и отчислили из института. Газета "Комсомольская правда" выпустила разгромную статью, назвав их "антисоветчиками". Дая, которая к тому моменту перешла на сценарный факультет к Евгению Габриловичу, потеряла все: приглашения на съемки прекратились, репутация была запятнана. "Это была настоящая репрессия. Талантливые ребята подверглись травле, хотя никто не думал о политике, просто шутили". Дая сама говорила: "Актёрская судьба казалась мне беспросветной, плохого материала было так много, что я решила всё бросить". Она ушла в тень, чувствуя себя изгоем в той среде, где только что была звездой.
Восстановиться удалось не сразу. Страсти утихли через пару лет, и Даю зачислили на заочное отделение сценарного факультета к Алексею Каплеру. В 1964 году она защитила диплом сценарием фильма "Снежная фантазия" - история о зимней любви и мечтах. Это дало ей шанс вернуться: она работала по договорам, снималась в эпизодах, но скандал висел дамокловым мечом. Режиссеры побаивались "неблагонадежной", и роли становились все меньше. В 1970-е Дая окончательно разочаровалась и ушла из кино. С 1978 по 1989 год она трудилась дежурной и бригадиром сторожевой бригады в отделе вневедомственной охраны при УВД Киевского райисполкома Москвы - обычная смена, патрули, ночные дежурства. "Я просто хотела жить спокойно, без этой суеты", - делилась она позже. Перестройка открыла двери: Дая вернулась в кинематограф как журналист и киновед. Почему именно это? Актерство сломало ее веру в себя, а сценаристика научила разбираться в кино изнутри. Она публиковалась в "Искусстве кино", "Экране", "Культуре", писала рецензии, интервью, сценарии для ТВ: "Кино - это не только роли, но и понимание, почему оно работает". С 2007 года, уже в возрасте 70+, Дая снова снималась - в сериалах вроде "Интернов", "След", "Паутины", играя бабушек и соседок. "Возраст - не помеха, если душа молодая", - шутила она на съемках.
Личная жизнь Даи Евгеньевны оставалась загадкой. Она была замужем, но о муже говорила мало: "Это моя крепость, куда не пускаю посторонних". Ходили слухи о романе с высокопоставленным чиновником или его сыном, якобы это помогло пережить скандал, но Дая их опровергала: "Слухи - как дым, без огня". Друзья вспоминали ее как независимую женщину, которая не терпела компромиссов в любви. "Дая была как огонь - яркая, но не для всех", - говорила сокурсница Наталья Фатеева. У Даи родился сын - после диплома, в период затишья. Роды были тяжелыми, но Дая растила его, работая на двух работах: "Мой сын - мое продолжение, он дал мне силы жить дальше". Семья была скромной: сын вырос, уехал, но связь не прерывалась. Дети - единственное, о чем она говорила тепло, без горечи.
Старость Дая Евгеньевна провела тихо, в московской квартире, окруженная книгами и сценариями. Она продолжала писать статьи, иногда снималась в эпизодах - роль старушки в "Интернах" стала одной из любимых. "Я не жалею ни о чем, жизнь - как фильм, с плохими и хорошими сценами". Здоровье подводило: сердце шалило, но Дая держалась, занималась йогой, гуляла в парке. Последние годы она жила на пенсию и гонорары от публикаций, помогая молодым актерам советами.
29 марта 2012 года, в 77 лет, Дая Смирнова ушла из жизни в Москве от сердечного приступа. Урну с прахом похоронили на Введенском кладбище.
Спасибо, что прочитали до конца!
Подписывайтесь на Тайны-истории популярных людей, чтобы не пропустить новые статьи!