Найти в Дзене
Sporthot.ru

Валерий «Борман» Овчинников. Лучшие истории о самом эксцентричном тренере 1990-х

Валерий Викторович Овчинников (Борман) – легендарная и скандальная фигура российского футбола 1990-х, тренер, чьи методы подготовки, мотивации и эксцентричное поведение стали частью фольклора. Его карьера охватывала клубы от Эстонии до Нижнего Новгорода, где он дольше всего (1989-2001) и запомнился ярче всего. Безумные физические нагрузки: «Зачистка» и «Освенцим» Главной «фишкой» Бормана были запредельные по объему и интенсивности кроссы и рывки, которые он считал основой подготовки. 20 километров за зарплату. В нижегородском «Локомотиве» он мотивировал игроков просто: «Кто добежит 20 км – получит зарплату». Финишировали все, от лидера Сергея Тимофеева (55 минут) до отстающих. Обещание он сдержал. Тактическая хитрость. На сборах в Армении, объявив кросс на послезавтра, он заставил команду бежать его уже на следующее утро, не дав игрокам придумать «отмазки». Владимир Татарчук бежал 2 часа 40 минут по 200-метровому пыльному кругу. После финиша Борман поинтересовался, как далеко он живет
Оглавление

Валерий Викторович Овчинников (Борман) – легендарная и скандальная фигура российского футбола 1990-х, тренер, чьи методы подготовки, мотивации и эксцентричное поведение стали частью фольклора. Его карьера охватывала клубы от Эстонии до Нижнего Новгорода, где он дольше всего (1989-2001) и запомнился ярче всего.

Безумные физические нагрузки: «Зачистка» и «Освенцим»

Главной «фишкой» Бормана были запредельные по объему и интенсивности кроссы и рывки, которые он считал основой подготовки.

  1. 20 километров за зарплату. В нижегородском «Локомотиве» он мотивировал игроков просто: «Кто добежит 20 км – получит зарплату». Финишировали все, от лидера Сергея Тимофеева (55 минут) до отстающих. Обещание он сдержал.
  2. Тактическая хитрость. На сборах в Армении, объявив кросс на послезавтра, он заставил команду бежать его уже на следующее утро, не дав игрокам придумать «отмазки». Владимир Татарчук бежал 2 часа 40 минут по 200-метровому пыльному кругу. После финиша Борман поинтересовался, как далеко он живет в Москве от стадиона, и заключил: «Теперь можешь спокойно туда-обратно бегать».
  3. «Зачистка» – 100 рывков по 100 метров. Самое знаменитое и страшное упражнение. На первой же тренировке в «Содовике» Борман загадал загадку: «Что такое зачистка?». После неверных ответов игроков он пояснил: «Зачистка – это 100 рывков по 100 метров». «Растяжкой» же он назвал не разминку, а процесс вытягивания уставших конечностей в кровати после такой тренировки. Рвало многих уже на 40-50-м рывке, последнего вывернуло на 80-м.
  4. 12 по 800 в куртках в жару. В таллиннском «Спорте» в 30-градусную жару Борман заставил команду бегать 12 отрезков по 800 метров в болоньевых куртках (нападающий Виктор Панченко надел две, чтобы сбросить вес). После седьмого круга Панченко рухнул, крикнув: «Иди на … со своим футболом!». Борман сделал вид, что не расслышал, и разрешил снять одну куртку. Сам же он в это время стоял с сигаретой «Мальборо» и кофе, а администратор ходил за ним с сумкой, где был термос и зажигалка.
  5. «Тренировка с мячами». В Сочи, объявив долгожданную работу с мячом, он ошарашил команду: «Взяли мячи в руки – и побежали». Оказалось, он работал по конспектам тотального футбола, которые его жена Татьяна Николаевна перевела с голландского. Панченко позже шутил с ней о возможной ошибке в переводе.
  6. Странные упражнения с мячом. Тренировки с мячом тоже были особыми:Подкаты: 30 подкатов на дистанциях 60, 80 и 100 метров. Игроки вспоминали, что было «не столько тяжело, сколько смешно», и «задница отваливалась».
    Удары в живот: Один игрок ложился, а другой бил ему мячом в живот со всей силы. Лежащий должен был терпеть.
    Уклонение от подката: Игрок получал пас, а партнер сразу же прыгал в него в подкат двумя ногами. Нужно было увернуться на жестком, засохшем поле.
  7. «Освенцим» – сборы в Цахкадзоре. Высокогорная база в Армении (3000 м над уровнем моря) называлась Борманом Освенцимом. Там игроки бегали по 60-70 кругов по 300 метров в манеже. Легкоатлеты удивлялись, из какого они спорта, ведь мяч им бросали пару раз за две недели, да и то в снегу. Распорядок был жестоким: подъем в 7:30, зарядка (8-10 км по снегу), завтрак, тренировка (10 по 1000 м, 7 по 2000 м, 12 по 800 м), вечерняя «игра» в снегу по колено, тренировка в бассейне после ужина. Валерий Карпин признавался, что ни одного упражнения Бормана не взял на вооружение.

Гениальная и жесткая мотивация деньгами

Борман был мастером психологического воздействия, часто используя деньги как стимул.

  1. Сумка с деньгами в раздевалке. Самая известная байка. Перед матчем с грандом Борман заставил помощника высыпать на бильярдный стол огромную гору денег из сумки. Он приказал игрокам подойти и взять столько, сколько смогут загрести. Когда те протянули руки, он со всей силы разбил кий об стол, заставив их отпрянуть, и сказал: «Это всё – ваше, но только после матча, если вы их обыграете». Деньги унесли.
  2. Конкретные суммы. В «Содовике» перед важным матчем он открыл чемодан с деньгами и объявил премиальные в 150 тысяч рублей каждому. Молодой защитник Андрей Сидяев робко спросил: «Это на всех или каждому?!». После такого стимула он «как ошпаренный помчался». Но из-за судейских ошибок матч закончился вничью, и деньги не выплатили.
  3. Удвоение в перерыве. Юрий Калитвинцев вспоминал, что если «Локомотив» проигрывал в первом тайме, Борман в перерыве мог удвоить премиальные. Команда несколько раз подряд выигрывала такие матчи, и Борман заподозрил сговор. В Волгограде, в матче-пустяке, Калитвинцев сам попросил увеличить премию, команда выиграла, и Борман с улыбкой сказал: «Так вы меня всё-таки разводили!».
  4. Спор на 50 рублей. Услышав спор о скорости между Александром Гармашовым и Дмитрием Черышевым, азартный Борман поставил на кон 50 рублей с зарплаты Гармашова. Черышев выиграл забег и получил прибавку.

Эксцентричное поведение и афоризмы

  1. Критика с юмором. После домашнего разгрома 0:3 команда в страхе ждала Бормана. Он вошел, покурил в тишине, встал и сказал: «Вот те, на те, *** в томате». Вся раздевалка покатилась со смеху, после чего он приказал всем бегать круги. Особенно доставалось Петру Быстрову, которого он критиковал за «99-ю» машину и сервелат, выпадающий из холодильника в 19 лет.
  2. Марш-бросок в лес за нарушение режима. В кировском «Динамо» Борман застал игроков в баре после отбоя. Наутро он заставил их надеть военную форму и совершить марш-бросок в лес под крики через мегафон: «Ракетница справа! Ракетница слева!». После возвращения грязных и уставших он спросил: «Ну что, хотите ещё погулять?!» и погнал их обратно по дороге, следя из автобуса.
  3. Врачи – тоже атлеты. Медиков Борман заставлял бегать 100 метров с тяжеленными сумками медикаментов, чтобы те быстро добирались до травмированных. После того как игроки посмеялись над его стрижкой «под ноль», он приказал всему персоналу (врачам, массажистам, водителю) обриться налысо. Врача, не желавшего расставаться с кудрями, гонял в парикмахерскую трижды.
  4. Съел «больного» карпа. Поймав шестикилограммового карпа, игрок отдал его на кухню команде. Борман заявил: «Команде эту рыбу ни в коем случае нельзя. Она же больная». А затем в одиночку её съел.

Конфликты, хитрости и суеверия

  1. Угрозы игрокам и судьям. В «Содовике», мучаясь от боли в спине и передвигаясь на костылях, Борман орал на капитана Романа Орещука с бровки после пропущенного гола: «Орещук, если не выиграем – я тебя закопаю!», размахивая костылём. Тот матч команда выиграла 7:1, а Орещук забил 4 гола, получив огромную премию. Судье Сергею Карасёву, не назначившему очевидный пенальти в Урене (где на стадионе жили медведи), Борман кричал: «Да я тебя медведям скормлю!».
  2. Легендарный сговор с «Жемчужиной» (1993). В последнем туре, чтобы избежать вылета, «Локомотив» НН и «Жемчужина» Сочи намеренно затягивали начало своего матча: мячи были спущены, свет отключили. Узнав, что результаты других игр их устраивают, Борман и тренер «Жемчужины» Арсен Найденов вышли к бровке, обнялись и крикнули командам: «А теперь играйте, как хотите…».
  3. Месть «КАМАЗу» кипятком. После поражения от «КАМАЗа» Борман высадил свою команду на трассе и устроил кросс до аэропорта. На ответный матч в марте он нагнал пожарные машины, которые полили промерзшее поле кипятком. Гости, имея шипы только для мороза, проиграли.
  4. Финансовые махинации. После дефолта 1998 года Борман, по словам Олега Гарина, оказался должен игрокам большие премиальные (20 тыс.$). По Понимая, что команда стала неуправляемой, он перед новым сезоном привез 10 новых, недорогих футболистов, а старым долги так и не выплатил.
  5. Суеверия. Борман был крайне суеверен. После победы мог в точности повторять весь распорядок дня. Самое яркое – запрет водителю автобуса останавливаться по пути на стадион, даже на светофорах. Водитель каким-то чудом умудрялся проезжать 14-15 светофоров в центре Нижнего Новгорода без остановок.
  6. «Кто поймает, тот в составе». В последнем, ничего не решающем туре вылетающего «Локомотива» Борман, сохраняя оптимизм, определил состав, подбросив 11 маек к потолку раздевалки со словами: «Кто поймает, тот в составе».

Валерий Овчинников был уникальным явлением – деспотичный, изобретательный, азартный, остроумный и абсолютно непредсказуемый тренер. Его методы шли вразрез со всеми канонами, но создавали вокруг него ореол мифа. Он был «великим комбинатором» от футбола.