Найти в Дзене
Dimentrium

Большая Севастопольская тропа. Одиночный поход по осеннему Крыму. Часть 7

Ночь снова была теплой и даже почти безветренной. Рядом с палаткой никто не шебуршал, я спала отлично и очень долго, т.к. темнело рано, светлело поздно. На стоянке у родника Экономический В тот день мне предстояло пройти самый сложный участок маршрута за весь поход, с набором и сбросом высоты больше километра. Я весь поход шла и думала, как же хорошо, что я стартовала с конца БСТ в Любимовке. Пройти такой сложный участок с тяжелым рюкзаком в сильнейший ветер и дождь было бы тем еще испытанием. На стоянке у родника Экономический День 7: Родник Экономический — Ласпинский перевал — г. Куш-Кая — родник Аязьма-Чокрак Расстояние: 14.1 км, набор: 1117 м, сброс: 1230 м. Нитка маршрута седьмого дня Снова вышла на маршрут в половине девятого. По тропинке спустилась обратно на дорогу, вдоль которой стоят частные дома, а также гостиница Laspi House. Я сначала подумала, что это какой-то полузаброшенный поселок, но оказалось, что в этих домах располагается кордон Солох. Дорога проходит по Ялтинск

Ночь снова была теплой и даже почти безветренной. Рядом с палаткой никто не шебуршал, я спала отлично и очень долго, т.к. темнело рано, светлело поздно.

На стоянке у родника Экономический
На стоянке у родника Экономический

В тот день мне предстояло пройти самый сложный участок маршрута за весь поход, с набором и сбросом высоты больше километра. Я весь поход шла и думала, как же хорошо, что я стартовала с конца БСТ в Любимовке. Пройти такой сложный участок с тяжелым рюкзаком в сильнейший ветер и дождь было бы тем еще испытанием.

На стоянке у родника Экономический
На стоянке у родника Экономический

День 7: Родник Экономический — Ласпинский перевал — г. Куш-Кая — родник Аязьма-Чокрак

Расстояние: 14.1 км, набор: 1117 м, сброс: 1230 м.

Нитка маршрута седьмого дня
Нитка маршрута седьмого дня

Снова вышла на маршрут в половине девятого. По тропинке спустилась обратно на дорогу, вдоль которой стоят частные дома, а также гостиница Laspi House.

-4

Я сначала подумала, что это какой-то полузаброшенный поселок, но оказалось, что в этих домах располагается кордон Солох.

-5

Дорога проходит по Ялтинскому горно-лесному природному заповеднику, въезд в горы перекрыт шлагбаумом.

-6
-7

Выше по дороге открылись виды на море, скалы и Южнобережное шоссе.

-8
-9

Как раз вдали за поворотом шоссе находится Ласпинский перевал.

-10

Весь отрезок Большой Севастопольской тропы, который проходит вдоль моря, я шла под постоянным солнцем, т.к. оно все время от рассвета до заката светило со стороны морского горизонта, ни на минуту не скрываясь за горным рельефом.

От места ночевки до Ласпинского перевала я прошла чуть больше двух километров по хорошей лесной дороге, с которой время от времени открывались виды на Черное море и Ласпинскую бухту.

-12
-13

У самого перевала за вышкой мобильной связи маршрут свернул с дороги на крутые песчаные тропки вниз к Южнобережному шоссе.

Ласпинский перевал
Ласпинский перевал
-15

Ласпинский перевал, также как и Байдарский, находится на шоссе, рядом есть парковка, кафешки, туристический информационный центр. В контексте Большой Севастопольской тропы на перевале нет ничего интересного, виды оттуда едва ли открываются.

Ласпинский перевал
Ласпинский перевал

Так что я быстренько перешла шоссе и продолжила свой путь.

-17

За Ласпинским перевалом начался самый сложный подъем за весь мой поход — подъем на гору Куш-Кая.

Подъем чуть больше двух километров по скучной лесной дороге, ничего опасного, уклон относительно крутой, но идти было тяжело и жарко.

-19
-20

Очень радовалась, когда наконец выползла с этой дороги на пологий участок, где весьма кстати установили место отдыха.

-21

Оставила на лавочке рюкзак и прошлась по дороге к видовой точке, отмеченной на открытых картах. Оттуда я снова смогла увидеть Ласпинскую бухту и Ласпинский перевал, с которого я пришла.

-22
-23

Вернулась за рюкзаком и продолжила подъем на Куш-Кая.

Позже, когда я уже приехала домой, случайно наткнулась в интернете на историю пропавшей на этой горе девушки. Татьяна Сидорова таинственно исчезла с горы Куш-Кая в 2013 году, после того как в темноте заблудилась на множестве лесных троп, располагающихся на вершине горы. Что с ней произошло — и по сей день остается неизвестно. Гора эта совсем не дикая, все тропы и дороги исхожены толпами туристов, а скалы исследованы скалолазами вдоль и поперек. От этого история исчезновения кажется еще более странной.

С горы открываются замечательные виды на Ласпинскую бухту, хребет Донгуз-Орун, у которого я ночевала, и гору Ильяс-Кая, которую проходила прошлым днем.

-24
Приятно, спасибо
Приятно, спасибо

После маршрут продолжился по тропе вдоль скального обрыва в сторону горы Кокия-Кая.

-26

На той горе располагалась заброшенная воинская часть, а еще — смотровая площадка «Затерянный мир», на которую есть указатели на столбах БСТ.

-27
-28
-29

Позже на лесной тропе я снова увидела на деревьях красные маркеры.

-30

Один из столбиков БСТ был перевернут, показывал в противоположную сторону — туда, откуда я пришла. Но я была еще в своем уме, так что на провокации указателя не поддалась.

-31
-32

Когда я подошла к горе Кокия-Кая, то увидела, что проход на смотровую перекрыт, а у забора притаился караульный. Мне сказали, что проход для туристов закрыт. Я, недолго думая, пошла дальше по маршруту, надеясь только на то, что не перепутала дорогу, ведь где-то на горе стояли глушилки gps.

-33
-34

Позже я увидела на деревьях старые метки тропы — бело-желто-белые полосы, тогда я точно поняла, что иду правильно.

-35

Здесь маршрут проходит по территории заказника «Мыс Айя». Этот мыс как раз и находится за горой Кокия-Кая, так что посмотреть на него мне не удалось.

-36

У дороги располагается небольшой пруд. Раньше здесь были охотничьи угодья, у пруда находилась подкормочная площадка для диких кабанов, в свой поход никаких следов площадки я не заметила.

-37

Дальше маршрут продолжался по балке Казан-Дере.

-38
-39

Тропа ничем не примечательна, т.к. идет по лесу и никах скал и камушков в округе нет, из разнообразия только еще один прудик.

Я шла легко и даже начала думать, что я прямо-таки настоящая спортсменка-комсомолка, ведь до родника Аязьма-Чокрак, у которого я планировала заночевать, идти уставалось около трех километров, а я даже устать особо не успела.

-41
-42

Виды открылись только через четыре километра после Кокия-Кая. Тогда же началась настоящая горная тропа по Средней полке, которая проходит по хребту Биллера.

-44

Вместе с лесом на тропе закончилась осень и началось лето. Все вокруг выглядело таким засушливым, как будто дождя в Крыму не было больше месяца. Солнце шпарило нещадно, зато на жаре нагрелись иголочки сосен и в воздухе стоял сумасшедший запах хвои.

-46

Тропа постоянно шла то вверх, то вниз, и уже через полкилометра я стала чувствовать ногами каждый пройденный за день метр.

-47

Сил придавали открывающиеся виды на море и скалы. Впереди показался Гераклейский полуостров, перед которым находится Балаклавская бухта — финиш всего моего похода.

Гераклейский полуостров
Гераклейский полуостров

С обратной стороны открылся вид на скалу Носорог и Второй Шпиталь.

Скалы Носорог и Второй Шпиталь
Скалы Носорог и Второй Шпиталь

По пейзажам и не скажешь, что на дворе было первое ноября.

-50
Вид на пляжи Инжира
Вид на пляжи Инжира

На тропе стоит старая ограда вольера для диких животных, сейчас калитка сломана.

-52
-53

Эти несчастные три километра тропы тянулись бесконечно долго. Я в какой-то момент даже перестала смотреть на столбы БСТ, на которых было указано расстояние до родника, чтобы лишний раз не расстраиваться, что я так медленно иду. Ноги уже еле шевелились.

-54
-55
-56

Вишенкой на торте оказался еще один участок Виа Ферраты — несколько метров крутого спуска по голой скале.

Виа Феррата
Виа Феррата

Похожие участки я проходила в предыдущий день на массиве Челеби, почти сразу после Байдарского перевала. Здесь также установлены ступени и натянут трос.

Виа Феррата
Виа Феррата

На одной из скал начала спускаться как шла — моськой вперед, но потом поняла, что это слишком опасно и развернулась спиной. Хоть я и была уже порядочно уставшей, но Виа Феррата мне все равно очень понравилась, где еще я так полажу с большим рюкзаком по скалам.

Виа Феррата
Виа Феррата
-60

Последующие триста метров до родника я еле волочила ноги.

-61
-62

Наконец я дошла до родника, умылась, попила водички, оставила рюкзак на лавочке и пошла на поиски приличного места для стоянки.

Таких местечек оказалось несколько, я выбрала себе стояночку поровнее и поуютнее. Добираться до лагеря нужно было по достаточно крутому склону, но выбирать не приходилось — все стоянки находились ниже тропы на Средней полке на крутом склоне под перевалом Куршум-Богаз.

-64

Вернулась в лагерь с вещами, поставила палатку, набрала воды во все емкости и надумала помыть себе голову, а то она уже начала почесываться. Но в итоге я что-то пожалела воды и промыла только корни, а волосы как висели паклей, так и висели. Ну, придется моим будущим попутчикам в поезде потерпеть мой бродяжный видок…

-65

Застирала водичкой штанины походных брюк, чтобы придать им более презентабельный вид. Грязюка на кроссовках давно высохла и отвалилась, выглядели они просто очень сильно пыльными, не стала с ними запариваться.

Сушу штанцы
Сушу штанцы

Перед сном прогулялась немного по урочищу Аязьма, пофотографировала закат.

-67
-68

Хоть мне и оставалось на следующий день пройти всего 6 км маршрута до финиша БСТ, я постаралась вечером уснуть пораньше, чтобы утром перед выходом на маршрут налегке спуститься к морю на пляжи урочища Инжир.

-69

Продолжение: часть 8.

Начало похода: часть 1.