Почему легендарная группа Queen не хотела выступать в Монреале в 1981 году? Отчего возникали ссоры за кулисами? Как музыканты отнеслись к работе съемочной группы, бывшей с ними на площадке? Об этом и многом другом читаем в интересной статье «Classic rock» 2024 года. Приятного прочтения.
*Перевод статьи сделан каналом «Первые впечатления».
«Queen были не в лучшем расположении духа, когда в конце ноября 1981 года прибыли в Монреаль. Тогда они привезли в канадский город огромное и сложное по тем временам оборудование, а также команду из 52 человек, чтобы отыграть два концерта на стадионе "Монреаль Форум" вместимостью 18 000 человек.
«К тому времени мы уже много гастролировали, и нам пора было отдохнуть, - вспоминает гитарист группы Брайан Мэй. – К сожалению, наш менеджер, легендарный Джим Бич, заключил сделку, обязывающую нас выступить в Монреале. Но мы уже очень устали. Мы были раздражены, но не только потому что нам требовался физический отдых, но и потому, что нужно было готовиться заново. Представьте, что вы заканчиваете тур, ваша команда разъезжается по разным местам, и вдруг для этих двух концертов вам нужно собрать всё снова. Все были в лёгком раздражении: «Зачем мы это делаем?»
Человеком, который убедил Джима Бича согласиться на эти концерты, был американский продюсер и режиссер документальных фильмов Сол Свиммер. Именно он предложил снимать концерты Queen в формате Double Anamorphic 35mm – новой на тот момент технологии, которая бы позволила ему проецировать отснятый материал на огромный экран. Аналогичный формат IMAX был разработан в конце 60-х годов, но в то время использовался в основном в нескольких музеях и научных выставках. Свиммер увидел большой коммерческий потенциал в этом формате. Кроме того, у него возникла идея проецировать изображение на огромные мобильные экраны, которые можно было бы переносить в разные места. И группа Queen могла бы воплотить эти идеи в жизнь.
Брайан Мэй: «Я не думаю, что мы тогда это осознавали, однако этот фильм (Queen Rock Montreal. – Прим. пер.) сохранил один из высочайших пиков гастрольной жизни Queen – выступление на сцене в ушедшие славные дни».
«Это был экран, который можно было установить на улице, чтобы проводить огромные концерты, и люди могли насладиться этим. И всё это можно было перевозить. Сол Свиммер назвал свое виденье мечты "MobileVision". Казалось, что могло пойти не так?»
Несмотря на описанные сложности, проведение концертов в Монреале было плюсом для участников Queen. «Монреаль – один из наших любимых городов, там отличная публика, очень энергичная. Мы уже трижды выступали в этом конкретном месте, и там всегда было много по-настоящему увлечённых людей, которые заряжали нас своей энергией. Так что в этом плане всё было отлично. Мы знали, что как только выйдем на сцену, всё будет хорошо».
Тем не менее путь к этому оказался не таким уж гладким. Съёмочная группа, которую нанял Свиммер, никогда раньше не снимала живые выступления. «Они понятия не имели, насколько сильно могут мешать, дезориентировать и так далее. Они стали расставлять камеры по всей сцене. Мы сразу сказали: «Это никогда не сработает». Так что у нас были большие споры по поводу камер на сцене, которые, к сожалению, так и не разрешились».
Напряжение ещё больше возросло, когда группе сообщили, что на обоих концертах они должны быть в одинаковой одежде, чтобы съёмочная группа могла склеить два шоу. Фредди Меркьюри не мог согласиться с этим.
«Фредди взбесился и сказал: «Я не позволю ограничивать меня в выборе одежды. Я буду носить то, что мне нравится!» Тогда началась грандиозная ссора. Джим Бич пытался помирить их: «Послушай, Фредди…» И Джима сразу же выставили за кулисы. Благослови его Господь, я прошу прощения у него за это».
По словам Мэя, группа была ещё на взводе, когда вышла на сцену. «Мы становились всё более раздражительными, и это видно в фильме. Мы были по-настоящему взвинчены, поэтому темп был таким быстрым. Мы играли очень резко и зло. Думаю, это особенно заметно по Фредди».
Шоу, которое снял Свиммер, запечатлело группу на пике второго этапа её творчества.
Атласные брюки и блузки от Зандры Роудс, в которых они выступали в начале карьеры, уступили место современным нарядам – футболкам без рукавов, шарфам и в случае Фредди Меркьюри – джинсам и обтягивающим белым шортам. И, конечно, это был новый этап их творчества.
«Мы были на вершине успеха, - признается Мэй. – У нас были "Crazy Little Thing Called Love" и "Save Me" с альбома "The Game". А потом из ниоткуда появился трек под названием "Another One Bites The Dust", который, вопреки всем ожиданиям, стал хитом за одну ночь, когда его подхватили некоторые радиостанции в Нью-Йорке, которые вдруг решили, что мы чернокожие».
Сами концерты прошли с оглушительным успехом, а новаторская технология, использованная для съёмок шоу, позволила проецировать их на огромные экраны.
Тем не менее сами участники Queen были недовольны результатом. Хотя исходные кадры выглядели великолепно, при переносе их на видеокассету качество ухудшилось, и временами возникали явные ошибки синхронизации музыки и видеоряда. Поскольку права на фильм принадлежали продюсерской компании Свиммера, группа мало что могла с этим сделать.
«Большую часть нашей карьеры это было для нас ахиллесовой пятой, - рассказывает Мэй. – Мы понимали, что многое здесь неправильно. Это было плохо смикшировано, ужасно звучало – без присутствия аудитории, так что вы просто не могли прочувствовать всю атмосферу. Это было плохо смонтировано, а оригинальная синхронизация сделана на глаз. Поэтому мы всегда стеснялись этого».
Но несмотря на всё это, для мистера Мэя "Queen Rock Montreal" - это моментальный снимок группы в расцвете её сил в начале 80-х. «Вы видите четырёх молодых парней, которые объездили весь мир, продали множество пластинок и записали огромное количество хитов. И они знают, как взаимодействовать на сцене друг с другом. Я действительно горжусь тем, какими мы были в то время».
В то же время для гитариста это напоминание о том, каким уникальным фронтменом был Фредди Меркьюри. «Вы легко можете заметить, что большую часть времени в фильме вы видите не нас, а Фредди. Думаю, что тогда это тоже было источником нашего беспокойства, потому что мы всегда считали себя группой. Теперь при просмотре фильма мы чувствуем, что это настоящий подарок судьбы, потому что сейчас Фредди не с нами, и так здорово смотреть на мир его глазами. Я не могу вспомнить ни одного выступления, на котором вы бы были так близки с Фредди. Вы видите всё, что происходит у него в голове, вы видите его гнев, его неуверенность, вы видите, как он осознаёт, что может заставить людей в зале вскочить со своих мест. На самом деле мне эмоционально тяжело на это смотреть».